Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:40, контрольная работа
1. Можно ли рассматривать марксизм как разновидность «экономического детерминизма»?
49. В чем Вы видите различия между религиозной и атеистической версиями экзистенциализма?
52. Какие проблемы Вы считаете философскими? Приведите примеры. Постарайтесь сформулировать критерии философичности проблем.
140. В.И. Вернадский создал учение о «ноосфере». Что такое ноосфера? Каково ее планетарное значение? Что такое «русский космизм»?
140. В.И. Вернадский создал учение о «ноосфере». Что такое ноосфера? Каково ее планетарное значение? Что такое «русский космизм»?
Ноосфера— сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»). Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»1.
По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются: расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком», радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми, создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»), «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии», установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм, учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства, вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой, превращение человечества в «геологическую силу». Академик утверждал, что эти социальные реформы и катаклизмы сделают «переход к ноосфере» необратимым. В структуре ноосферы и биосферы Вернадский выделял «семь видов вещества»: живое,
биогенное (возникшее из живого), косное (возникшее не из живого), биокосное (частично живое, частично неживое), радиоактивное, атомарно-рассеянное, космическое.
Таким образом, Вернадский под ноосферой подразумевал комплексную геологическую оболочку (биосферу), преобразованную научной мыслью. То есть это такая стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность человека становится геологическим по масштабам фактором. Жизнедеятельность людей приобретает планетарное значение. Ноосфера предполагает включение в биологическую эволюцию Земли множества идеальных явлений: знаний, сведений, мыслей, образов и т. п. Человеческая деятельность не может осуществляться в отрыве от иных биосферных процессов. В стадии ноосферы требуется переосмысление человеческой деятельности в рамках единого целого биосферы. Это повлечет существенные изменения в области интеллектуальной, научно-технической и духовной жизни общества.
Планетарное значение ноосферы заключается в том, что в основе ноосферы будет неживая материя искусственной природы, а ее главными образующими элементами станут системы искусственного интеллекта, за счет количественного роста которых и неизбежной их интеграции сформируется эта масштабная структура будущего.
Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах.
Интерес к учениям космистов
сложился в СССР в связи с развитием
космонавтики, актуализацией социальных
и экологических проблем. Термин
«русский космизм» как характеристика
национальной традиции мысли возник в
1970-е годы, хотя выражения «космическое
мышление», «космическое сознание», «космическая
история» и «космическая философия» встречались
ещё в оккультной и мистической литературе
XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена
Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский),
а также в эволюционной философии. Термин
«космическая философия» употреблялся
Константином Циолковским. В 1980—1990-х годах
в отечественной литературе первоначально
преобладало узкое понимание русского
космизма как естественнонаучной школы
(Николай Фёдоров, Hиколай Умов, Николай
Холодный, Константин Циолковский, Владимир
Вернадский, Александр Чижевский и другие).
Однако впоследствии всё большее значение
начинает приобретать широкая трактовка
русского космизма как социокультурного
феномена, включающая указанное «узкое»
понимание в качестве своего частного
случая, наряду с другими направлениями
отечественного космизма, такими как религиозно-философское,
поэтически-художественное, эстетическое,
музыкально-мистическое, экзистенциально-
Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки. Сторонники видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры. Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеединства». С другой стороны, русский космизм тесно связан с псевдонаучными, оккультными и эзотерическими течениями философской мысли и признаётся некоторыми исследователями умозрительной концепцией, сформулированной в весьма неопределённых терминах.
Список использованной литературы
1 Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. С.1132.