Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа
19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.
Введение
С давних времен, с самого своего становления
Россия зарекомендовала себя, как
страна необычная, не похожая на других,
а потому непонятная и вместе с
тем чрезвычайно
Тютчев сказал в свое время про Россию:
Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.
19 и 20 век - это была эпоха
пробуждения в России
Панорама концепций человека, созданных
в этих веках, обширна. В нее входят
представители различных
Русская философия - сложный и многогранный
процесс, который включает в себя
многие направления как
Русская философия сер. 19 – сер. 20 века.
Конец XIX – начало ХХ века было временем короткого и блестящего расцвета русской духовной культуры, справедливо названной культурой «серебряного века». Философия занимала в этой культуре особое место.
Философия XIX -XX в. — это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии. Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.
Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями являются позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.
Во II половине XIX века русская философия вступает в новый период развития. Самые различные течения в русской интеллектуальной жизни, и в философии, в частности, проявляют все признаки внутренней зрелости. «Идеологические искания еще продолжаются, - писал В. Зеньковский, - их диалектика еще не закончена, но они уже настолько зрелы и отчетливы, что почти все готовы развернуться в форме системы». Достигает своего высшего напряжения и расцвета русский секуляризм, оформившийся в позитивизме К.Д. Кавелина, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.К. Кареева. Есть все основания говорить об увлеченности русской мыслью естественно-научным материализмом И.М. Сеченова и И.И. Мечникова. Расширяется сфера влияния марксистской философии.
Развитие отечественного естествознания и опытных наук привело к укреплению позиций естественно-научного материализма. К.А. Тимирязев, характеризуя умственные движения в России второй половины XIX в.- «этой нашей русской эпохи Возрождения», писал: "...русская мысль движется наиболее естественно и успешно не в направлении метафизического умозрения, а в направлении, указанном Ньютоном, в направлении точного знания и его приложения к жизни".
Центральной фигурой этого движения был И.М. Сеченов (1829-1905), Основная идея всех исследований и философских обобщений Сеченова заключается в невозможности отделить психические процессы от нервных процессов, с ними связанных. Почему? Потому что мы всегда имеем в человеке «цельный натуральный процесс». Сеченов исходил из положения, что жизнь на всех этапах развития есть приспособление организмов к условиям существования и что «в длинной цепи эволюции организмов усложнение организации и усложнение действующей на нее среды являются факторами, обусловливающими друг друга». Признавая неразрывную связь организма с условиями его существования, ученый особенно подчеркивал определяющий характер влияния среды на содержание психической деятельности человека. Сеченов отмечал, что содержание психической деятельности определяется, прежде всего, воспитанием, условиями его социального бытия. «...Характер психического содержания,- доказывал он, - на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле слова и только на 1/1000 зависит от индивидуальности. Этим я не хочу, конечно, сказать, что из дурака можно сделать умного: это было бы все равно, что дать человеку, рожденному без слухового нерва, слух. Моя мысль следующая: умного негра, лапландца, башкира европейское воспитание в европейском обществе делает человеком, мало отличающимся со стороны психического содержания от образованного европейца». Из этого принципиального положения Сеченова следовали два важных момента: во-первых, отнесение к природе человека собственно физиологических процессов, общих всем людям и генетически связывающих их со всем остальным животным миром, и, во-вторых, определение сущности человека на основе культурно-исторических критериев, признание ее социальной специфики. Оба этих момента необходимо дополняют друг друга, но первостепенное значение сохраняется за физиологической стороной, составляющей исходное начало всякой психической деятельности.
Одним из ярких представителей естественно-научного материализма был Д.И. Менделеев (1834 – 1907). Деятельность этого ученого многогранна, но наиболее ярким и известным его открытием был периодический закон химических элементов, ставший одним из основных законов современного естествознания. Для материалистической философии он имеет принципиальное значение, ибо выявляет фундаментальные взаимосвязи природы.
Менделеев признавал вечность вещества вместе с эволюционной изменчивостью. Закон сохранения материи и энергии считал краеугольным принципом науки и критерием научности. Основой мироздания полагал три первичных начала: «нераздельную, однако и не сливаемую познавательную троицу вечных и самобытных: вещества (материи), силы (энергии) и духа…».
В частичке вещества он усматривал целый организм, живущий, движущийся и вступающий во взаимодействие с другими в соответствии с объективными закономерностями. Познание закона Менделеев считал сутью научного исследования, основой теории и практики. Называя наблюдение и опыт телом науки, он признавал большую роль обобщения - именно с их помощью наука поднимается до понимания закономерностей. В своей исследовательской деятельности Менделеев использовал элементы диалектики. «Стихийная» диалектика была положена в основу его периодической системы, она обосновала его понимание многообразия и взаимодействия мира, утверждение скачкообразного характера в явлениях химизма.
Материализм стал основой марксистской философии, в ней, по словам В.Зеньковского, «мы находим какое-то фатальное тяготение к материализму метафизическому».
Марксистская
философия характеризуется
Тезис Маркса
– «не сознание определяет бытие,
но бытие определяет сознание» - есть
исходный пункт как в историософии,
так и антропологии Плеханова. Он
не отрицает известной независимости
в «идейной диалектике» и даже
готов допустить, что «открытие
законов в области
Ленин не мог
пройти мимо того факта, что марксистская
философия оказалась в
Решение этой проблемы Ленин видел не в отходе от диалектического материализма, а в развитии «революционной сути» диалектического материализма применительно к современному естествознанию.
Согласно Ленину, «исчезновение материи» - это всего лишь очередной миф идеалистической философии; исчезает не материя, а существующий предел наших знаний о материи, исчезают такие ее свойства, которые раньше казались абсолютными, неизменными. В материи всегда сохраняется некая постоянная константа, не колеблемая никакими открытиями в науке. Эта константа не онтологического, а гносеологического характера: «...единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Ленин проводит принципиально важное разграничение между философской категорией материи и изменчивыми конкретно-научными представлениями о ней. То же относится к категориям пространства, времени, причинности, необходимости. Материалистическая философия, по Ленину, ограничивается признанием объективного существования обозначаемых ими реальностей, представляя их конкретное исследование частным наукам. Процесс познания Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» характеризовал лишь в общих чертах как процесс противоречивый, сложный, бесконечный, связанный с практикой как основой познания и критерием истины. Он определяет материализм в познании как теорию отражения, рассматривающего наши восприятия и представления как образы существующих независимо от сознания и мышления явлений. Подчеркивая объективность содержания формирующихся в результате процесса отражения образов, Ленин вместе с тем считал их идеальными, а не материальными по своему характеру
Одно из проявлений русской философской мысли на рубеже ХХ столетия – религиозно-философский Ренессанс.
Расцвет русской светской и церковной философской мысли в начале XIX в. был подготовлен предыдущим веком – и в лице славянофилов, и творческими исканиями таких писателей, философов, по сути, как Достоевский и Толстой. Существенное место здесь занимает знаменательное явление – философское творчество Вл. Соловьева. Расцвет и подъем русской религиозно-философской мысли непрерывно связан с творчеством И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, духовно-нравственные идеи которых как бы обозначили направление, наметили канву будущих философских исканий. Они же охватывают фундаментальные философские вопросы: пути и характер познания, которое не может не быть связано одновременно и с ростом духовным, а также обретение подлинной человеческой свободы в процессе творческого созидания. С.Л. Франк, раскрывая суть отечественной философии, подчеркивал: «Русская философия в гораздо большей степени, нежели западно-европейская, является именно мировоззренческой теорией, - ее суть и основная цель никогда не лежат в области чистого теоретического, беспристрастного познания мира, но всегда – в религиозно-эмоциональном толковании жизни, и она, таким образом, может быть понята именно с этой точки зрения, посредством углубления в ее религиозно-мировоззренческие корни».
Предшественники и провозвестники
русского философского Ренессанса выявили
основные темы русской религиозной
философии в целом – о
Сергей Николаевич Булгаков
Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944) родился в семье священника в Ливнах Орловской губернии. После учебы в Ливенском духовном училище и в Орловской духовной семинарии поступает на юридический факультет Московского университета. Булгаков вспоминал: «Меня влекла область филологии, философии, литературы, я же попал на чуждый мне юридический факультет в известном смысле для того, чтобы тем спасать отечество от царской тирании, конечно, идейно. А для этого надо было посвятить себя социальным наукам, как каторжник к тачке, привязать себя к политэкономии».
С 1895 года начинается
его преподавательская