Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.

Файлы: 1 файл

фИЛОСОВИЯ РЕФЕРАТ.docx

— 36.83 Кб (Скачать файл)

Поворот «от  марксизма к идеализму» начал  новую эпоху в жизни Булгакова. По его собственному признанию, в  этом он был многим обязан Вл. Соловьеву. «Философия Соловьева, - писал Булгаков, - дает современному сознанию целостное  и последовательно развитое христианское миросозерцание». Он не только философски освободился от доктрины экономического материализма, не только принял основные положения идеализма, но и всецело  перешел к религиозному миропониманию.

Начиная с 1907 года в творчестве Булгакова начинает заметно возрастать философско-религиозная  проблематика: в 1911 году выходит его  сборник (в 2 томах) «Два града», в 1912 –  первая часть монографии «Философия хозяйства» с подзаголовком «Мир как хозяйство», в которой проблематика политической экономики и социальной философии марксизма подвергается коренной переработке с позиций  религиозной философии. Публикуя первую часть «Философии хозяйства» издательство анонсировало ее вторую часть –  «Определение хозяйства (этика и  эсхатология)», но замысел Булгакова  изменился, и в результате появилась  книга «Свет невечерний. Созерцание и умозрение», которую считают  своеобразным итогом всего периода  философского развития Булгакова и  предельной точкой эволюции его мировоззрения  в рамках религиозной философии. Дальнейший шаг в этой эволюции –  принятие сана священники летом 1918 года. С 1922 года Булгаков живет за пределами  России.

Мировоззрение С. Булгакова не укладывается в общую  формулу. Большинство исследователей выделяют  в творчестве мыслителя  три периода: легальный марксизм (1896-1900), религиозная философия (1901-1918), богословие (с 1919 г.).

Тип своего мировоззрения Булгаков определял  как «религиозный материализм» и  ставил в центр своей философии  темы материи и истории, мира и  человека. Но смысл бытия мира и  человека обретается только в их связи  с Богом. Тварное бытие несет  образ Божий, присутствующий в качестве статичного, структурного принципа, но оно также наделено подобием Богу, которое выступает в качестве динамического принципа. Благодаря  последнему мир движется к соединению с Богом, и мировая история представляется как Богочеловеческий процесс. Наряду с этим принимается типичная для христианского платонизма концепция пребывающих в божественном разуме «замыслов», или «прообразов» вещей и явлений тварного мира, вследствие чего в философии Булгакова возникают 
понятия «мира в Боге», всеединства, Софии.

Это понятие, которое при первом приближении  можно истолковать как предвечный замысел божий о мире и человеке, позволяет Булгакову избежать того «размывания» физической субстанции мира, которое зачастую происходит в рамках идеалистической философии. С помощью  понятия Софии Булгаков пытается установить непрерывную иерархию сущностей  от Бога до человека.

Пониманием  характера, свойств русской мысли  диктовалось то, какие задачи Булгаков   ставил перед ней, как смотрел  на свою эпоху и на перспективы  России. «То что я любил и  чтил больше всего в жизни своей, - писал он, - некричащую благородную  скромность и правду, высшую красоту  и благородство целомудрия, все это  мне было дано в восприятии родины». Он  приходит к заключению, что  ищущая Бога душа народа, так же как  весь духовный склад интеллигенции, ручается за религиозное возрождение, которое рано или поздно должно наступить  в России. Истинная и искренняя  религиозность рассматривалась  как противоположный полюс мещанства, а, тем самым, борьба с мещанством и означала бы ожидаемое религиозное  возрождение, реформу не внешнего только, но и внутреннего человека. Вытекающей отсюда задачей русской мысли  Булгаков сначала назвал подлинное  осмысление и усвоение философии  Вл.Соловьева, исследующей с позиции  разума содержание религиозного сознания и предлагающей философское оправдание веры, т.е. сплетающей в одной системе  религию,   философию,   науку  и  жизнь.   Затем  цель  была сформулирована шире: пересмотреть «при свете христианского идеала»  социальную науку, социальные идеалы  и   саму  общественную  жизнь,   именно  этим   создав   самостоятельную  научную   мысль   в   России, в которой он был уверен.

С размышлений о характере русского капитализма в работах Булгакова  начинает проявляться внимание к  чертам России, отличающим ее от других мировых образований. В своих  историко-экономических исследованиях  он подошел к выделению особенностей русского типа капитализма, охарактеризованного им как «бюрократический». Но определили его видение России мысли другого плана, зафиксированы уже в 1902 году в переломной работе «Иван Карамазов как философский тип». Булгаков указывал на то, что пропасть между общественным и нравственным идеалом и действительностью в России гораздо больше, нежели в Европе. Эта раздвоенность русской жизни приводила, по словам Булгакова, к тому, что самой примечательной   национальной   чертой   стала   мучительная   «болезнь   совести», которую Булгаков относил  к еще  не реализованным  в  истории преимуществам русского народа.

Трудно  вычленить в творчестве Булгакова то, что сугубо касалось России, потому что заботой о ней, о настоящем и будущем русского народа проникнуто все, что было им написано, в том числе и в самых ранних, «марксистских» работах, отражавших отношение к России и понимание ее, отринутое самим автором весьма скоро как заблуждение. Именно мысли о России более всего показывают, куда шел мыслитель от марксизма, в наибольшей степени служат своеобразными мостками между негативным этапом отказа от марксизма доследующими позитивными этапами в его творчестве. С полным правом его называют национальным мыслителем: типические черты метущегося междуполярными суждениями, а тем самым между полярными сторонами души, русского человека не просто были подмечены ими в интеллигенции и в народе (см. сб. «Вехи), но как бы писались с себя. Тема России увлекала Булгакова – об этом свидетельствуют содержательные статьи 1902 года: «Душевная драма Герцена» и «Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой (параллели)».  Идею народности Булгаков воспринимал как  религиозную, связывая ее с общей идеей существования нравственного миропорядка или промысла Божия. Народы имеют свою нравственную задачу, историческую миссию, которая наперед предусмотрена этим миропорядком, поэтому не только могут, но и должны сказать собственное слово в истории. Уже сам факт существования великого народа, по мысли Булгакова, свидетельствует, что ему суждено «на свой лад послужить добру». Характерные черты народа, по мнению Булгакова, отражены и воплощены в его выдающихся представителях, именно они несут в себе национальную идею. Так, апофеоз русского народа – Пушкин, и далее - Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой: «Мы в своей национальной совокупности являемся их творцами». Они признаются самобытными плодами русской культуры благодаря передаче средствами живописи, литературы, философии веры, прошедшей через горнило сомнения. Их творчество содействует пониманию религиозной психологии народа: «Гений религиозного чувства, а не художественная техника делает Васнецова мастером, которому мы удивляемся» . Победу веры над безверием считал Булгаков темой Достоевского и темой Вл. Соловьева. Лик Христов открылся русскому народу в его безмерных и нескончаемых исторических страданиях, как писал Булгаков в 1906 году. С религиозным предназначением русского народа, с выработанными им свойствами - «всечеловеческой душой» и «синтетическим складом» - Булгаков, вслед за Достоевским, связывал устройство человеческой жизни на началах христианской свободы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия  имеет многовековую историю –  от первых осмыслений этических проблем  в рамках принятого Русью христианства до апокалиптического взлета философской  культуры «серебряного века». Русская  философия «состоялась» - об этом свидетельствует  ее история, но она продолжает быть «становящейся» - об этом свидетельствует  значительное количество оригинальных философских проблем, поставленных, но нерешенных русскими мыслителями  и как бы оставленных в наследство представителям новой философской  культуры.

Опыт, накопленный  русской философией, вновь подтверждает пророческие слова Н.А. Бердяева: «Во всякой культуре налицо взаимодействие двух принципов: традиции и творческой свободы. Без традиции в исторической судьбе народа нет ни преемственности, ни смысла, и каковы бы ни были превратности исторической судьбы, вечные ценности прошлого неискоренимы – и к ним  неизбежно возвращаются». К истории  русской философии мы возвращаемся и будем возвращаться в спорах об основных чертах русской духовной  культуры, и философской культуры, в частности, в определении специфики развития философской мысли  советского периода. Проблемы ждут своего анализа, и это еще одно свидетельство неисчерпаемости отечественного философского опыта. Серьезной «информацией к размышлению» в исследовательской работе может быть мнение глубокого знатока истории русской философии В.В. Зеньковского: «Русская философия не теоцентрична (хотя в значительной части своих представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекали к себе внимание русских мыслителей), - она больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях, о смысле и целях истории…». Человек есть высшая тайна, она неисчерпаема, как неисчерпаема философия, ставящая в центр своих поисков эту проблему.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1993.
  2. Алексеев П.В. Философия России XIX-ХХ столетий. Биографии, идеи,           труды. М., 1999
  3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
  4. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.

5. Булгаков  С.Н. Тихие думы. М., 1996.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"