Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа
19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.
Поворот «от марксизма к идеализму» начал новую эпоху в жизни Булгакова. По его собственному признанию, в этом он был многим обязан Вл. Соловьеву. «Философия Соловьева, - писал Булгаков, - дает современному сознанию целостное и последовательно развитое христианское миросозерцание». Он не только философски освободился от доктрины экономического материализма, не только принял основные положения идеализма, но и всецело перешел к религиозному миропониманию.
Начиная с 1907
года в творчестве Булгакова начинает
заметно возрастать философско-религиозная
проблематика: в 1911 году выходит его
сборник (в 2 томах) «Два града», в 1912 –
первая часть монографии «Философия
хозяйства» с подзаголовком «Мир
как хозяйство», в которой проблематика
политической экономики и социальной
философии марксизма
Мировоззрение С. Булгакова не укладывается в общую формулу. Большинство исследователей выделяют в творчестве мыслителя три периода: легальный марксизм (1896-1900), религиозная философия (1901-1918), богословие (с 1919 г.).
Тип своего
мировоззрения Булгаков определял
как «религиозный материализм» и
ставил в центр своей философии
темы материи и истории, мира и
человека. Но смысл бытия мира и
человека обретается только в их связи
с Богом. Тварное бытие несет
образ Божий, присутствующий в качестве
статичного, структурного принципа, но
оно также наделено подобием Богу,
которое выступает в качестве
динамического принципа. Благодаря
последнему мир движется к соединению
с Богом, и мировая история представляется
как Богочеловеческий процесс. Наряду
с этим принимается типичная для христианского
платонизма концепция пребывающих в божественном
разуме «замыслов», или «прообразов» вещей
и явлений тварного мира, вследствие чего
в философии Булгакова возникают
понятия «мира в Боге», всеединства, Софии.
Это понятие,
которое при первом приближении
можно истолковать как
Пониманием
характера, свойств русской мысли
диктовалось то, какие задачи Булгаков
ставил перед ней, как смотрел
на свою эпоху и на перспективы
России. «То что я любил и
чтил больше всего в жизни своей,
- писал он, - некричащую благородную
скромность и правду, высшую красоту
и благородство целомудрия, все это
мне было дано в восприятии родины».
Он приходит к заключению, что
ищущая Бога душа народа, так же как
весь духовный склад интеллигенции,
ручается за религиозное возрождение,
которое рано или поздно должно наступить
в России. Истинная и искренняя
религиозность рассматривалась
как противоположный полюс
С размышлений о характере
Трудно вычленить в творчестве Булгакова то, что сугубо касалось России, потому что заботой о ней, о настоящем и будущем русского народа проникнуто все, что было им написано, в том числе и в самых ранних, «марксистских» работах, отражавших отношение к России и понимание ее, отринутое самим автором весьма скоро как заблуждение. Именно мысли о России более всего показывают, куда шел мыслитель от марксизма, в наибольшей степени служат своеобразными мостками между негативным этапом отказа от марксизма доследующими позитивными этапами в его творчестве. С полным правом его называют национальным мыслителем: типические черты метущегося междуполярными суждениями, а тем самым между полярными сторонами души, русского человека не просто были подмечены ими в интеллигенции и в народе (см. сб. «Вехи), но как бы писались с себя. Тема России увлекала Булгакова – об этом свидетельствуют содержательные статьи 1902 года: «Душевная драма Герцена» и «Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой (параллели)». Идею народности Булгаков воспринимал как религиозную, связывая ее с общей идеей существования нравственного миропорядка или промысла Божия. Народы имеют свою нравственную задачу, историческую миссию, которая наперед предусмотрена этим миропорядком, поэтому не только могут, но и должны сказать собственное слово в истории. Уже сам факт существования великого народа, по мысли Булгакова, свидетельствует, что ему суждено «на свой лад послужить добру». Характерные черты народа, по мнению Булгакова, отражены и воплощены в его выдающихся представителях, именно они несут в себе национальную идею. Так, апофеоз русского народа – Пушкин, и далее - Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой: «Мы в своей национальной совокупности являемся их творцами». Они признаются самобытными плодами русской культуры благодаря передаче средствами живописи, литературы, философии веры, прошедшей через горнило сомнения. Их творчество содействует пониманию религиозной психологии народа: «Гений религиозного чувства, а не художественная техника делает Васнецова мастером, которому мы удивляемся» . Победу веры над безверием считал Булгаков темой Достоевского и темой Вл. Соловьева. Лик Христов открылся русскому народу в его безмерных и нескончаемых исторических страданиях, как писал Булгаков в 1906 году. С религиозным предназначением русского народа, с выработанными им свойствами - «всечеловеческой душой» и «синтетическим складом» - Булгаков, вслед за Достоевским, связывал устройство человеческой жизни на началах христианской свободы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская философия имеет многовековую историю – от первых осмыслений этических проблем в рамках принятого Русью христианства до апокалиптического взлета философской культуры «серебряного века». Русская философия «состоялась» - об этом свидетельствует ее история, но она продолжает быть «становящейся» - об этом свидетельствует значительное количество оригинальных философских проблем, поставленных, но нерешенных русскими мыслителями и как бы оставленных в наследство представителям новой философской культуры.
Опыт, накопленный русской философией, вновь подтверждает пророческие слова Н.А. Бердяева: «Во всякой культуре налицо взаимодействие двух принципов: традиции и творческой свободы. Без традиции в исторической судьбе народа нет ни преемственности, ни смысла, и каковы бы ни были превратности исторической судьбы, вечные ценности прошлого неискоренимы – и к ним неизбежно возвращаются». К истории русской философии мы возвращаемся и будем возвращаться в спорах об основных чертах русской духовной культуры, и философской культуры, в частности, в определении специфики развития философской мысли советского периода. Проблемы ждут своего анализа, и это еще одно свидетельство неисчерпаемости отечественного философского опыта. Серьезной «информацией к размышлению» в исследовательской работе может быть мнение глубокого знатока истории русской философии В.В. Зеньковского: «Русская философия не теоцентрична (хотя в значительной части своих представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекали к себе внимание русских мыслителей), - она больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях, о смысле и целях истории…». Человек есть высшая тайна, она неисчерпаема, как неисчерпаема философия, ставящая в центр своих поисков эту проблему.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
5. Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.