Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумная, критическая трагедия отразила кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим основам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма.

Содержание работы

1. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения
3. Социально-философское значение французского Просвещения.
Заключение.
Список использованной литературы..

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.50 Кб (Скачать файл)

 

                     

          ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

              ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО   

                      ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                        
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

                                          Липецкий филиал

 

 

 

 

                   

                 Кафедра  Философии и социологии

                     

                         Факультет   Финансово-кредитный 

 

                        Специальность Бакалавр- экономики

(направление) 

 

 

 

 

 

                     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

                                                        

                                                        Вариант 12.

                          по дисциплине  Философия

                           Студент Михайлова В.В

                        (Ф.И.О.)

 

          курс  2   № группы 1

 

Личное дело №  11ФЛД10967

 

 Преподаватель  Башаримов  Ю.П

                             (Ф.И.О.)

 

                                       Липецк  2012

 

 

Содержание:

 

1. Философия французского  Просвещения: общая характеристика и основные проблемы

 

2. Концепции человека  и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения

 

3. Социально-философское  значение французского Просвещения.

 

Заключение.

 

Список использованной литературы..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии  и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в  Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумная, критическая трагедия отразила кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим основам католического  сознания были противопоставлены права  просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма.

 

В это время были созданы  оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлением  к приобретению научного статуса.

 

 

1. Философия французского  Просвещения: общая характеристика  и основные проблемы.

 

Опытно-экспериментальное  исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали  могучей духовной силой, которая  оказала решающее влияние на передовую  философскую мысль.

 

Одним из факторов, определявших направленность философских учений этого периода, стал процесс активизации  социальной жизни в европейских  странах, вызванный усиливающейся  борьбой против сословно-феодальной государственности и церкви. Передовая  философия, заинтересованная в независимости  научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, выработала свое отношение к религии. Философия, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.

 

Французское Просвещение, как  и английское, возникло на основе успехов  новой науки, и само было могучим  поборником и борцом науки. Мыслители–просветители Франции идеологически подготовили  революцию 1789 – 1793 годов. Великим их начинанием было создание «Энциклопедии» (1751-1780), в которой с просветительских позиций была дана оценка всего известного из истории человечества, всех достижений ремесел, искусств и наук. Это был  гигантский труд, в создании которого принимали участие все просветители Франции, а возглавляли их Дидро  Дени, и Д'Аламбер Жан.

 

Представителями первого  поколения просветителей, стоящими у истоков Французского Просвещения  были Вольтер и Шарль Монтескьё.

 

Негативное отношение  к абсолютистской монархии, нравам господствующих сословий духовенства  и аристократии было выражено в вышедших анонимно в 1721 г. «Персидских письмах» Ш. Монтескьё. Антимонархическая и  антиклерикальная направленность «Персидских  писем» имела шумный успех и способствовала нарастанию просветительского движения.

 

В 40-е годы XVIII в., когда  развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии  перерастает в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль  во Франции достигает своего расцвета. В этот период формируется мировоззрение  второго поколения просветителей  – Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э. Кондильяка, Ж. Кондорсе.

 

Можно выделить некоторые  отличительные черты философии  Французского Просвещения:

 

- чётко выраженная антиклерикальная  направленность, доходящая у некоторых  просветителей до антитеологической, богоборческой и атеистической;

 

- неразрывная связь философских  воззрений просветителей с достижениями  естествознания XVIII в.;

 

- гуманистическая ориентация  философии с доминированием в  ней антропо-социальной проблематики;

 

- социально-критическая  направленность философских взглядов  просветителей на изменение действительности  в интересах прогресса и «улучшения  гражданского общества».

Радикализм философии  Французского Просвещения определил  антиклерикальную направленность политических, правовых и других идей просветителей. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католической ортодоксии, от фанатичных религиозных  суеверий.

Необходимость решения этой задачи была вызвана тем, что в дореволюционной Франции католическая церковь была одной из самых мощных организаций, располагавших огромными земельными наделами и капиталами. Церковь проявляла религиозную нетерпимость, беспощадно расправлялась с «еретиками» и «инакомыслящими». Только путём избавления «просвещённого разума» от религиозных предрассудков можно перестроить общество на разумных началах. Такова была основная мысль появившихся в 1734 г. «Философски писем» Вольтера. Они положили начало острой критике феодально-клерикальной религии и деспотизма всей французской религиозной жизни.

 

Культ и тиранию церкви над человеческим разумом осуждали в своих произведениях Ш. Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другие французские просветители.

 

Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной  церкви французские просветители противопоставили концепцию «естественной религии».

 

Под «естественной религией»  французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие  всему человечеству принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в ней господствует универсальная мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе».

 

Утверждая независимость  моральных категорий добра и  зла от Бога, французские просветители приходят, в конечном счете, к религиозно-моральному космополитизму.

Большое внимание просветители уделяли обоснованию материалистической концепции природы. Эта концепция  стала одной из центральных в  труде Поля Гольбаха «Система природы».

В качестве сущности и основы всех процессов природы Гольбах  называет материю. Он выдвигает идею субстанциональности материи, её неразрывной  связи с движением. Причины движения материи Гольбах видит в самой  материи, в её сущности, так как  движение – это способ существования  материи. Материя движется благодаря  собственной энергии, внутренне  присущим её силам и всё разнообразие движения материи происходит от различия её свойств и качеств. Движение универсально, оно присуще всем телам Вселенной.

Фундаментальные положения  о качественном многообразии форм материи, об универсальности движения во Вселенной  Гольбах формулирует на основе достижений физики и химии, что вступало в  противоречие с господствующей в  то время механистической картиной мира.

Понимая причинность как  процесс взаимодействия, Гольбах  подчёркивает объективный характер причинности и рассматривает  Вселенную как закономерную, взаимосвязанную  цепь причин и следствий, над которой  господствует строжайшая необходимость. По словам Гольбаха, в природе нет  ничего случайного.

 

Отрицание случайности явилось  данью механистическому пониманию  мира, которое Гольбах не смог преодолеть до конца. Механистический подход к  пониманию природы и мира в  целом был присущ и другим французским  просветителям – Ж. Ламетри, К. Гельвецию, Д. Дидро.

Этот подход получил название механического материализма. И это  вполне объяснимо, так как в XVIII в. из всех естественных наук расцвета и строго научного обоснования достигла классическая механика. Её влияние заметно сказалось и на философии Французского Просвещения.

 

2. Концепции человека  и общества в трудах мыслителей  эпохи Просвещения

 

Центральное место в философии  Французского Просвещения занимает проблема человека.

При всех различиях основным социально-философским понятием французских  просветителей стало понятие  «природа человека». Человек рассматривался ими как всецело физическое, природное, материальное существо. Поэтому главным  моментом философской антропологии французских просветителей явилось  отрицание дуалистической природы  человека и утверждение положения  о его материальном единстве.

Отвергая теологическое  учение о душе, французские материалисты считали, что ощущение, мышление, «все способности души» всецело зависят  от «телесной субстанции», разрушение которой ведёт к прекращению  всей психической деятельности человека.

Душа, по мнению Ламетри, - это лишённый содержания термин, которым здравый ум обозначает ту часть нашего организма, которая мыслит. Он подчёркивает зависимость всех способностей души от особой организации мозга и всего тела. Отвергая религиозный дуализм в понимании человека, Ламетри рассматривает человека как особым образом организованную сложную машину, наделённую способностями мыслить, чувствовать, ощущать. Он не отрицает и роли воспитания в организации человека-машины. В работе «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» Ламетри утверждал, что люди от природы вероломны, коварны, злы и поэтому дурных людей всегда больше, чем добродетельных, живущих своим собственным благом ради общества.

 

В отличие от Ламетри Дидро разделяет теорию врождённого нравственного начала английского просветителя А. Шефтсбери. Важнейшим проявлением морального чувства Дидро считал стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Но природная склонность к добру не исключает, по мнению Дидро, морального воспитания, которое лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека.

На примере Ламетри и Дидро можно видеть, что изучение естественных наук в целом оказало существенное влияние на стиль философского мышления французских просветителей.

 

Жан-Жака Руссо (1712 – 1778) считал, что «человек – по природе доброе и хорошее существо и что единственно  его собственные учреждения делают его злым и дурным». В своей  диссертации «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) Руссо показал  противоречивый характер развития цивилизации. Он противопоставлял своей эпохе  – эпохе сословных привилегий и лицемерия – простоту, невинность и добродетель первобытных людей.

В своем труде «Об общественном договоре, или Принципы политического  права» (1762) Руссо утверждает концепцию  гражданской свободы. Считая равенство  естественным состоянием человеческого  общества, Руссо главную причину  неравенства видит в возникновении  частной собственности. В целях  смягчения неравенства философ  предлагал ввести прогрессивный  налог, ограничить переход имущества  и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые  средства труда.

Теория общественного договора, развиваемая Руссо, подверглась значительному изменению у П. Гольбаха (1723-1789 – французский философ-материалист и атеист), в работах которого, завершает свое формирование антропосоциальная философия французских просветителей.

 

Гольбах сущность общества видел, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов  людей, в их стремлении к счастью. Необходимость удовлетворить свои потребности, писал Гольбах, заставляет людей объединиться, заключить договор  с обществом. Сами же условия общественного  договора учитывают интересы как гражданина, так и общества в целом. Долг общества состоит в том, чтобы обеспечить своим членам счастливую жизнь, но при этом сами граждане должны служить общественным интересам, отдавать обществу все свои способности.

 

Источник пороков и  бедствий общества Гольбах толкует  с просветительских позиций. Это  – непонимание людьми своих действительных интересов, невежества, заблуждения, незнание путей, которые могли бы привести к благополучию.

 

С позиций умеренного деизма рассуждал о слабости и ничтожности  человека Вольтер. В «Трактате о  метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие  человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинён законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. Социальные свойства, по мнению Вольтера, есть основной признак человека.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"