Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 14:01, контрольная работа
Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину), – религия.
Система устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место в этом мире, – мировоззрение.
Сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место в определенное время, на заре истории (времени), – миф.
Тема 2. Философия как мировоззренческая дисциплина 3
Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 3
Задание 2. Реферативное изложение темы 4
Задание 3. Заполните таблицу 2 11
Задание 4. упражнения, комментарии. 14
Задание 5. Тестовая проверка знаний 21
Литература: 25
Страница |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Тихоокеанский
Кафедра философии и культурологии
Контрольная работа философии
Хабаровск 2012 г.
Содержание:
Тема 2. Философия как мировоззренческая дисциплина 3
Задание 1. Завершите
дефиницию соответствующим
Задание 2. Реферативное изложение темы 4
Задание 3. Заполните таблицу 2 11
Задание 4. упражнения, комментарии. 14
Задание 5. Тестовая проверка знаний 21
Литература: 25
Формы мировоззрения
План
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общие видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения и действия людей. Мировоззрение придает человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Мировоззрение или взгляд на мир является неотъемлемым и необходимым элементом человеческого сознания. В мировоззрении сложно связаны и взаимодействуют знания, чувства, мысли, убеждения, настроения, на основе которых мы стремимся вывести всеобщие принципы, способные объяснить происходящее во «внешней» действительности и нашем «личном» мире. Подобные «универсалии», образующие мировоззрение и придающие ему целостный вид, позволяют осознанно понимать и оценивать происходящие вокруг нас, определять свое место в мире и отношениях, регулирующих человеческую деятельность.
Мировоззрение это активное
отношение к миру, в результате
которого формируется общее
Основной проблемой
В состав мировоззрения входят:
Структура мировоззрения состоит из:
Мифологическое мировоззрение
Мифологическое мировоззрение (от греч. Mifos – предание, сказание, и Logos – слово, понятие). Зарождается в первобытнообщинный период истории, особое распространение в европейской истории получает в античный период, и продолжает существовать. в различных формах и в современном обществе (например, наделение качествами живых существ механизмом, компьютеров и т.д.). Миф не просто иносказание, а форма общественного сознания, направленная на понимание мира. Это первая попытка в виде аллегорий, сказаний, легенд, вымышленных фантасмагоричных образах обобщить наблюдения человека за природой, миром, достижениями самого человека, заменить единичное видение объекта общим представлением о процессах природы. При помощи мифа объясняются возникновение, течение, последствия увиденных или возможных событий. Миф так же выступал в качестве социального регулятора, запечатлеваясь в обычаях, традициях, табу. Характерной чертой мифа является отсутствие рационального осмысления мира. Понятие мир, человек, мысль, знание и т.д. выражены и объединены в художественных образах. Именно притча, легенда, иносказание и т.п. становятся той символической реальностью, тем языком, той понятийной базой, при помощи образов которой человек объясняет происходящие вокруг него. В подобном мировоззрении не разграничиваются, объективное и субъективное, человек и природа. Это выражается в том, что в мифах, какими бы причудливыми они не казались, человек воспроизводит поведение, эмоции, отношения, которые присущи ему самому. Он общается с природными объектами как себе подобным, наделяя их качествами человеческой жизни, приписывает им переживания, чувства, мысли и т.п. (антропоморфизм). Человек на этом уровне мировоззрения еще не сформировал рационального языка способного адекватно и достоверно отражать и объяснять природу вещей выступать носителем соответствующей информации на уровне культурной преемственности. Он использует в качестве точки отсчета или сравнения то, что дано ему изначально и в подлинности существовании чего он усомнится не может, а именно свое бытие, которое воспринимается как несомненная реальность. Поэтому первые образы природы строятся на антропоморфной достоверности, и принимают вид в соответствии с этическими представлениями человека, его потребностями и т.д. Вследствие подобного художественного воображения, в основе которого лежит аналогия с человеческим бытием, природа становится персонифицированной, а человек выступает в качестве онтологического начала всех фиксируемых им феноменов (хотя сам этого не осознает). Результатом также является отсутствие различий в представлении человека между реальностью и фантазией, естественным и сверхъестественным. Примером мифологического антропоморфизма может служить образ шамана, мага и т.п., человека который несет в себе элемент сверхъестественного и связывающего мир человека в мир мифа, что выражено в способности подчинять стихию, толковать волю божеств и т.д.
Религиозное мировоззрение
Религиозное мировоззрение (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Здесь реальное взаимоотношение между людьми и природой приобретают отчужденный характер и олицетворяются с идеальными существами.
Например:
В религии мир удваивается. Происходит четкое разделение на мир земной (естественный), воспринимаемый органами чувств, и мир небесный, сверхчувственный, сверхъестественный. Основу религии составляет вера, культ, незыблемые догмы, заповеди дарованные Богом, которые в отличие от мифа, формируют не «вымышленную» символическую реальность, а строятся на образах веры, используют категории данные божеством, как объективным началом любой истины, любого знания, тем самым, при помощи сверхъестественных принципов, объясняя происходящие в природе и обществе. Напротив, рационально-философское, научное понимание божественного отрицается. Но при этом не отрицается единство естественного и сверхъестественного, разума и веры. Их единство достигается, согласно Фоме Аквинскому в Боге, который выступает творцом обоих миров. Поэтому пути разума и веры дополняют друг друга, раскрывая божественный замысел. Но наука и религия несовместимы, так как по-разному объясняют происхождение природы и человека.
Между философией и религий есть лишь один общий момент, это предмет исследования, то есть бытие как таковое, принципы его образования. С атеистической точки зрения, в религии так же есть форма запечатления человеком знаний о мироздании, вселенских началах (Бог), социальных процессах, нравственных законах (заповеди, религиозные притчи) и т.д. В остальном они различны. Так же в религии, особенно в христианской, есть стремление к осмыслению Бога и божественного во всех формах его проявления, его пониманию, но это рассуждение в большей степени построено на объяснении, раскрытии божественных догм, непротиворечив их человеческому существу. Поэтому религию также можно назвать формой знания, направленного на раскрытие мира сверхъестественного.
Например «богопознание» ставит такие задачи, как:
Отметим, что Бог использовался
и как философская категория,
объясняющая фундаментальные