Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину), – религия.
Система устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место в этом мире, – мировоззрение.
Сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место в определенное время, на заре истории (времени), – миф.

Содержание работы

Тема 2. Философия как мировоззренческая дисциплина 3
Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 3
Задание 2. Реферативное изложение темы 4
Задание 3. Заполните таблицу 2 11
Задание 4. упражнения, комментарии. 14
Задание 5. Тестовая проверка знаний 21
Литература: 25

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

Страница |


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тихоокеанский государственный  университет"

 

 

 

 

Кафедра философии и культурологии

Контрольная работа философии

 

 

 

                 

 

 

 

                                                                                                                    Выполнил студент

                                                                                                         Группа (поток):                     _________

                                                                                                         Курс (год обучения):           1

                                                                                                         Номер зачетной книжки:      120430082

                                                                                                         Фамилия:                                Семенов

                                                                                                         Имя:                                        Дмитрий

                                                                                                         Отчество:                         Александрович

                                                                                                         Проверил:  доцент кафедры философии                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                             и культурологии Тесля  А. А.

 

 

Хабаровск 2012 г.

 

Содержание:

Тема 2. Философия как  мировоззренческая дисциплина 3

Задание 1. Завершите  дефиницию соответствующим понятием 3

Задание 2. Реферативное изложение темы 4

Задание 3. Заполните  таблицу 2 11

Задание 4. упражнения, комментарии. 14

Задание 5. Тестовая проверка знаний 21

Литература: 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Философия как мировоззренческая дисциплина

Задание 1. Завершите дефиницию  соответствующим понятием

  1. Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину), – религия.
  2. Система устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место в этом мире, – мировоззрение.
  3. Сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место в определенное время, на заре истории (времени), – миф.
  4. Образ, взятый в аспекте своей знаковости; знак, наделенный всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа, – символ.
  5. Сфера человеческой познавательной деятельности, направленная на получение и производство объективных, системно – организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении, – наука.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Реферативное изложение темы

Формы мировоззрения

План

  1. Понятие мировоззрения.
  2. Мифологическое мировоззрение.
  3. Религиозное мировоззрение.
  4. Мировоззренческая сущность философского знания. Отличие философии от других форм мировоззрения.

 

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общие видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения и действия людей. Мировоззрение придает человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Мировоззрение или взгляд на мир является неотъемлемым и необходимым элементом человеческого сознания. В мировоззрении сложно связаны и взаимодействуют знания, чувства, мысли, убеждения, настроения, на основе которых мы стремимся вывести всеобщие принципы, способные объяснить происходящее во «внешней» действительности и нашем «личном» мире. Подобные «универсалии», образующие мировоззрение и придающие ему целостный вид, позволяют осознанно понимать и оценивать происходящие вокруг нас, определять свое место в мире и отношениях, регулирующих человеческую деятельность.

Мировоззрение это активное отношение к миру, в результате которого формируется общее представление  об окружающей действительности и человеке в ней. В более развернутом виде мировоззрение можно рассматривать как целостную самостоятельную социально детерминированную систему, в которой сложно отражены и взаимосвязаны наиболее общие взгляды, образы, оценки, принципы, чувственные и рациональные представления индивида и коллектива о действительности в объективном (природном, общественном) и субъективном (индивидуальном) состоянии и отношении к ним человека в его духовной деятельности. В мировоззрении закреплен познавательное, поведенческое, ценностное значения (или функции).

Основной проблемой мировоззрения  выступает вопрос о специфики  отношений, связующих человека и  мир.

В состав мировоззрения входят:

    1. научное знание, придающие ему строгость и рациональность;
    2. традиции, система ценностей, нравственные нормы, направленные на формирование отношения к происходящему в обществе и мире;
    3. убеждения, создающие основу для подтверждения своей правоты и строящиеся на идеалах;
    4. идеалы – совершенные образцы, к которым стремится человек в своей деятельности и оценках.

Структура мировоззрения  состоит из:

    1. мироощущение – сенсорная и эмоциональная сторона, где представления об окружающей действительности формируются, как на основе образов, полученных при помощи пяти чувств, так и тех переживаний, настроений, эмоций, которые вызывает у человека объект или ситуация;
    2. мировосприятие – категориально-классификационная сторона, здесь происходит фиксация и распределение информации о действительности на основе определенных классов категорий, т.е. на основе проблематики, которая лежит в основе различной духовной деятельности человека. Поэтому восприятие может быть научно-эмпирическим, философским, может осуществляться посредством искусства, в соответствии, формируются и различные типы знания;
    3. миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона, в которой данные обобщаются, и формируется целостный образ мира в рациональном и иррациональном виде на основе рассуждения человека.
    4. миропредставление – вытекает из первых трех сторон, и отчасти содержится в них. Накопленный опыт позволяет формировать модели и подходы, направляющие дальнейшие исследования и оценки возможных состояний объектов. Сюда можно отнести фантазии, предубеждения, стереотипы, а так же и сложные научные прогнозы или иррациональные интуитивные предвидения.

 

Мифологическое мировоззрение

Мифологическое мировоззрение (от греч. Mifos – предание, сказание, и Logos – слово, понятие). Зарождается в первобытнообщинный период истории, особое распространение в европейской истории получает в античный период, и продолжает существовать. в различных формах и в современном обществе (например, наделение качествами живых существ механизмом, компьютеров и т.д.). Миф не просто иносказание, а форма общественного сознания, направленная на понимание мира. Это первая попытка в виде аллегорий, сказаний, легенд, вымышленных фантасмагоричных образах обобщить наблюдения человека за природой, миром, достижениями самого человека, заменить единичное видение объекта общим представлением о процессах природы. При помощи мифа объясняются возникновение, течение, последствия увиденных или возможных событий. Миф так же выступал в качестве социального регулятора, запечатлеваясь в обычаях, традициях, табу. Характерной чертой мифа является отсутствие рационального осмысления мира. Понятие мир, человек, мысль, знание и т.д. выражены и объединены в художественных образах. Именно притча, легенда, иносказание и т.п. становятся той символической реальностью, тем языком, той понятийной базой, при помощи образов которой человек объясняет происходящие вокруг него. В подобном мировоззрении не разграничиваются, объективное и субъективное, человек и природа. Это выражается в том, что в мифах, какими бы причудливыми они не казались, человек воспроизводит поведение, эмоции, отношения, которые присущи ему самому. Он общается с природными объектами как себе подобным, наделяя их качествами человеческой жизни, приписывает им переживания, чувства, мысли и т.п. (антропоморфизм). Человек на этом уровне мировоззрения еще не сформировал рационального языка способного адекватно и достоверно отражать и объяснять природу вещей выступать носителем соответствующей информации на уровне культурной преемственности. Он использует в качестве точки отсчета или сравнения то, что дано ему изначально и в подлинности существовании чего он усомнится не может, а именно свое бытие, которое воспринимается как несомненная реальность. Поэтому первые образы природы строятся на антропоморфной достоверности, и принимают вид в соответствии с этическими представлениями человека, его потребностями и т.д. Вследствие подобного художественного воображения, в основе которого лежит аналогия с человеческим бытием, природа становится персонифицированной, а человек выступает в качестве онтологического начала всех фиксируемых им феноменов (хотя сам этого не осознает). Результатом также является отсутствие различий в представлении человека между реальностью и фантазией, естественным и сверхъестественным. Примером мифологического антропоморфизма может служить образ шамана, мага и т.п., человека который несет в себе элемент сверхъестественного и связывающего мир человека в мир мифа, что выражено в способности подчинять стихию, толковать волю божеств и т.д.

 

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Здесь реальное взаимоотношение между людьми и природой приобретают отчужденный характер и олицетворяются с идеальными существами.

Например:

    1. в виде прообразов земных существ – Бог;
    2. отчуждение реальной взаимосвязи между вещами – поклонение святому камню, через который происходит связь с божеством (фетишизм);
    3. вера в сверхъестественность самих вещей (тотемизм).

В религии мир удваивается. Происходит четкое разделение на мир  земной (естественный), воспринимаемый органами чувств, и мир небесный, сверхчувственный, сверхъестественный. Основу религии составляет вера, культ, незыблемые догмы, заповеди дарованные Богом, которые в отличие от мифа, формируют не «вымышленную» символическую реальность, а строятся на образах веры, используют категории данные божеством, как объективным началом любой истины, любого знания, тем самым, при помощи сверхъестественных принципов, объясняя происходящие в природе и обществе. Напротив, рационально-философское, научное понимание божественного отрицается. Но при этом не отрицается единство естественного и сверхъестественного, разума и веры. Их единство достигается, согласно Фоме Аквинскому в Боге, который выступает творцом обоих миров. Поэтому пути разума и веры дополняют друг друга, раскрывая божественный замысел. Но наука и религия несовместимы, так как по-разному объясняют происхождение природы и человека.

Между философией и религий есть лишь один общий момент, это предмет исследования, то есть бытие как таковое, принципы его образования. С атеистической точки зрения, в религии так же есть форма запечатления человеком знаний о мироздании, вселенских началах (Бог), социальных процессах, нравственных законах (заповеди, религиозные притчи) и т.д. В остальном они различны. Так же в религии, особенно в христианской, есть стремление к осмыслению Бога и божественного во всех формах его проявления, его пониманию, но это рассуждение в большей степени построено на объяснении, раскрытии божественных догм, непротиворечив их человеческому существу. Поэтому религию также можно назвать формой знания, направленного на раскрытие мира сверхъестественного.

 Например «богопознание»  ставит такие задачи, как:

    1. подтвердить существование Бога;
    2. определить природу Бога;
    3. охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком;

Отметим, что Бог использовался  и как философская категория, объясняющая фундаментальные процессы бытия. Это характерно для размышлений  периода «Нового времени», «Классической  немецкой философии», религиозность  была также присуща многим русским  философам. Гегель считал, что в религии  народы выразили свои представления о Вселенной, о субстанции природы и духа и об отношении человека к ним. Абсолютное существо (Бог) является для сознания потусторонним предметом, через поклонение которому человек в культе снимает противоречие с вселенским началом и возвышается до осознания своего единства с Абсолютным началом (т.е. постигает его).

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"