Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 14:01, контрольная работа
Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину), – религия.
Система устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место в этом мире, – мировоззрение.
Сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место в определенное время, на заре истории (времени), – миф.
Тема 2. Философия как мировоззренческая дисциплина 3
Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 3
Задание 2. Реферативное изложение темы 4
Задание 3. Заполните таблицу 2 11
Задание 4. упражнения, комментарии. 14
Задание 5. Тестовая проверка знаний 21
Литература: 25
Мировоззренческая сущность философского знания. Отличие философии от иных форм мировоззрения.
Философское мировоззрение произрастает из мифа и религии, а так же опирается на теоритические данные науки. Но философия отличается от них не объектом исследования, так или иначе и миф, и религии, и наука в целом обращены к изучению проблем мироздания. Их коренное отличие состоит в предметной области, то есть обозначение проблемной области поиска, постановки вопросов, выборе соответствующих методов их решения и в конечном счете способом осмысления мироздания, общества, человека через предложенные концепции и теоретические положения. Например, принципиальным отличием философского мировоззрения от мифа и религии является тот момент, что философское мышление выстроено на разуме, интеллекте свободного от вымысла, верований и стремящегося рассмотреть объективную действительность в ее подлинном существовании, свободном от персонификации и идеализации (но не от человека). Отличие от науки состоит в том, что философия пытается рассмотреть всеобщую, «предельную» проблематику, которая преодолевает ограниченность частных наук и представляет собой нечто большее, чем, данные, обобщения и теоретизации научного знания, направленного на решение локальных, частных вопросов (физика, химия, биология, социология).
Функция философского познания
Таблица 2
Функция |
Определение функции |
Примеры вопросов (на которые отвечает философия в рамках данной функции) |
Мировоззренческая функция |
Способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. |
Место человека в окружающем мире? Место человека в обществе? |
Мыслительно-теоритическая функция |
Выражается в том, что
философия учит концептуально мыслить
и теоретизировать – предельно
обобщать окружающую действительность,
создавать мыслительно- |
Что такое мировоззрение? Какие основные функции имеет мировоззрение? |
Гносеологическая |
Одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). |
Возможно ли познание объективной действительности? |
Критической функции |
Подвергать сомнению окружающий мир и существующие значения, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. |
Как я могу доказать, что я существую? |
Методологическая функция |
Заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. |
Как, каким образом я могу познавать окружающую действительность? |
Аксиологическая функция |
Заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. |
Что такое ценность? Что имеет для меня большее значение – материальные ценности или духовные? |
Воспитательно-гуманитарная функция |
Культивировать |
Выполнение каких моральных норм даст мне возможность занять свое место в обществе? |
Прогностическая функция |
Заключается в том, чтобы
на основании имеющихся |
Какой прогноз относительно своего будущего я могу сделать? |
Благодетельное и
Ф. Ницше
Изучая любую философскую доктрину, мы можем отметить общую тенденцию, присущую всем философам, начиная с Платона и Аристотеля: они строят свои концепции на чисто умозрительных догадках: «я так считаю», «я так полагаю», согласно правилу, по которому каждый, кто этого пожелает, имеет право излагать свое мнение. Любая возникающая у человека мысль является порождением его природы, его впечатлений, и потому имеет право на существование. Это, безусловно, верно – она имеет право на существование, ведь она уже существует. Однако необходимо разобраться, на что может претендовать такая мысль. Мы видим, что в истории своего развития, философия не редко заходила в тупик, выбравшись из которого, вновь оказывалась перед непреодолимым препятствием, пока, в итоге, не пришла к отрицанию самой себя. В течение двух тысяч лет философы ходили по кругу одних и тех же абстрактных идей и методов, сформулированных еще древними мыслителями-софистами, но как ни старались они проникнуть вглубь, даже используя открытия науки, тем не менее, оказались не в состоянии приблизиться к пониманию первичных вопросов, а скорее наоборот, удалялись от них. Каждый философ продолжал высказывать то, что ему казалось истинным, пока в XIX и XX вв., пытаясь преодолеть кризис и замешательство, философия не породила такие концепции, которые при попытках практический реализации их адептами и приверженцами привели к страшным социальным, природным и военным катаклизмам. Ницше ставит под сомнение такую функцию философии, как мировоззренческая. Любая система, создаваемая группой людей или отдельным человеком является всего лишь удобной именно для этой группы (личности), отвечает ее потребностям, соответствует лишь ее опыту. Так, например, один и тот же поступок в одном обществе может быть отнесен к социальному поведению, в другом же обществе будет считаться девиацией.
Кроме того, Ницше ставит
под сомнение аксиологическую функцию.
Какой смысл философии
Философия, и притом каждая отдельная философия, имеет собственный язык. Язык философии отличен как от поэтического языка, так и от языка обыденной жизни. На языке поэзии бесконечное только намечается, не обозначается определённо, как это происходит в языке обыденной жизни с её предметами. Философский же язык должен определённо обозначать бесконечное, как это делает обычный язык с предметами обыденной жизни, как механические искусства обращаются с полезными предметами. Поэтому философия должна создать собственный язык из обоих других. Но, как и сама философия, он находится в вечном устремлении, и подобно тому как не существует ещё одной-единственной философии, не существует ещё и одного-единственного философского языка, но каждый философ имеет свой собственный.
Следовательно, философский язык вообще очень изменчив, вполне своеобразен, весьма труден, понятен только для самого философа. Это своеобразие и отличие его от других языков, делающие его трудным для понимания, в чём философов часто упрекает обычный человек, и составляют достоинство философского языка. Ибо форма должна соответствовать своей материи. Философская же материя умозрения пригодна не для всех, а только для немногих людей, и лишь немногие могут понимать её. Нужно философствовать самому, если хочешь понять язык философии, тогда как для понимания поэтического языка нужно обладать лишь обычными, естественными способностями и некоторым развитием.
Ф. Шлегель.
Фридрих Шлегель считал философию родственной религии, потому что обе имеют дело с бесконечным, а обо всяком отношении человека к бесконечному можно сказать, что оно принадлежит религии. Да и искусство тоже религиозно по своему характеру, ибо художник-творец видит бесконечное в конечном, в образе красоты.
Краеугольным камнем новой философии Шлегеля, философии (теории) поэзии является теория романа. Он выдвигает на первый план роман Гёте «Вильгельм Мейстер». В своей статье об этом романе (в «Атенеуме») Шлегель говорит, что он представляет собой совокупность всего поэтического non plus ultra, и на основании его формулирует определение романа и романтической поэзии (названной так от главнейшего вида ее). По его мнению, романтическая поэзия соединяет все различные виды поэзии, приводит поэзию в соприкосновение с философией; роман же соединяет поэзию с прозой, гениальную непосредственность с критическим анализом, искусство с природой, делает поэзию живой и общительной, а жизнь и общество поэтическими, наконец, облекает остроумие в поэтическую форму. Романтическая поэзия есть прогрессирующая, универсальная поэзия, ее сущность в вечном развитии, подобно эпосу, она отражает мир как в зеркале; она беспредельна и свободна и не выносит никаких стесняющих рамок и законов. Из увлечения же философией наряду с поэзией проистекает требование Шлегеля, чтобы всякое искусство и поэзия заключали в себе философию, а научные системы были бы художественными произведениями. В тесной связи с его определением романтической поэзии находится его учение об иронии, в своем зародыше почерпнутое из диалогов Платона (ирония Сократа), но сильно измененное и преувеличенное. По словам Шлегеля, ирония есть постоянная пародия на самого себя. Она заключает в себе и возбуждает в других сознание неразрешимого противоречия между абсолютным и условным, между невозможностью и необходимостью полного изложения идеи автора. Она есть парение поэта над его произведением и выражается в свободном отношении его к сюжету и к героям.
Таким образом, прежнее требование
от поэзии объективности сменяется
у Фридриха Шлегеля противоположным
требованием беспредельной
Своей нашумевшей книгой «О языке и мудрости индийцев» (1808) Ф. Шлегель побудил к активным занятиям изучением родственных языков на древнейших стадиях их развития. Им был введен в употребление термин «сравнительная грамматика».
Первоначально Ф. Шлегель
увлекался древнегреческой
В связи с поворотом к религиозному мистицизму, в поисках идеала красоты и смысла религии Шлегель обратился к культуре Индии и к древнеиндийскому языку. Он занялся серьезным изучением санскрита, возводя к древнеиндийскому (в порядке все меньшей близости) латинский и греческий, германский и персидский, армянский и славянский, кельтский. С именем Фридриха Шлегеля связан первый опыт типологической классификации языков. Он ввел понятие флективных языков (на материале санскрита, греческого и латинского) и высказывал мнение об изначальном различии флективных и нефлективных (аффиксальных) языков. Основное различие, по его мнению, заключалось в том, что нефлективные языки возникали и развивались из эмоциональных и звукоподражательных выкриков; языки типа древнеиндийского характеризовались им как изначально выражающие (в силу внутреннего озарения)» самые сложные и вместе с тем необычайно ясные понятия и мысли».
Фридрих Шлегель предпринимал структурно-грамматические сопоставления (в частности, внутренних модификаций корня, аблаута по Я. Гримму) между санскритом и рядом европейских языков для доказательства большего «совершенства» и большей «органичности» санскрита. В ряде германских языков отмечались следы более древних состояний. Наблюдения над фактами латинского языка и восходящих к нему романских языков позволяли констатировать «стачивание» форм в результате потери этими языками своей «изначальной чистоты» и смешения языков. При этом он выдвигал предположение о тенденции перехода от синтетизма к аналитизму.
Особое значение придавалось
букве, отличной от звука. Происхождение
буквенного письма объяснялось теми
же факторами, что и происхождение
флективного строя языков. Шлегель
призывал к созданию Сравнительного
словаря и Сравнительной
1. Укажите, что из перечисленного является однокатегориальными формами мировоззрения.
а) религиозное
в) научное
г) статистическое
д) мифологическое
2. Какие из приведенных ниже признаков являются характеристиками философских проблем?