Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Проблемы теории познания в достаточно строгой форме разработал Аристотель. Он уделял большое внимание анализу выводного знания. Силлогистика Аристотеля на многие столетия определила развитие логики. Группа логических работ Аристотеля уже в древности была объединена и получила название «Органон», т. е. инструмент для получения истинного знания.
В Новое время теория познания получила импульсы к развитию. У истоков этого процесса стоял Ф. Бэкон с его замечательной работой, критический характер которой отражен уже в самом ее заглавии: «Новый органон».

Содержание работы

Введение
1. Наука как вид познавательной деятельности
2. Понятие науки, функции, этапы развития
3. Наука и общество, этика науки
4. Практическое задание 1
5. Практическое задание 2
6. Практическое задание 3
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия и наука.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на "синергетическое движение" - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.

Следует иметь в виду, что историю науки можно периодизировать и по другим основаниям. Так, с точки зрения соотношения таких приемов познания, как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии12:

I. Аналитическая, куда входит - по предыдущей периодизации - классическое и неклассическое естествознание. Причем в последнем идет постоянное и неуклонное нарастание "синтетической тенденции". Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

II. Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Характерной особенностью интегративной стадии является возникновение (начавшееся уже по крайней мере со второй половины предыдущей стадии) междисциплинарных проблем и соответствующих "стыковых" научных дисциплин, таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др. Поэтому в современном естествознании уже нет ни одной науки "в рафинированном чистом виде" и идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом.

 

  1. Наука и общество, этика науки

 

Занятия наукой вырабатывают определенное ценностное отношение к миру. Превыше всего в науке ценится истина и все, что к ней ведет, различного рода эмпирические и теоретические методы. Истина — это главная ценность ученого, но далеко не единственная. В сообществе ученых высоко ценятся непротиворечивость суждений, теоретическое и экспериментальное обоснование достоверности знания, а также критическое отношение к догмам и всякого рода авторитетам, честность, порядочность, мужество в отстаивании своих воззрений.

Итак, наука как область человеческой деятельности глубоко насыщена ценностными измерениями. Она не является ценностно-нейтральной.

Более спорным считается вопрос об этическом содержании науки. Все согласны с тем, что ученый не может быть выключен из этических отношений, в частности отношений со своими коллегами, учениками. В научном сообществе считается недопустимым «списывать» чужие результаты, выдавая их за свои (это называется плагиатом).

В то же время есть немало ученых, которые считают, что их дело исчерпывается добыванием истины. Мы, мол, ученые, а не этики. На это им возражают в том смысле, что ученые должны соизмерять свою активность с состоянием общества. Недопустимо, ссылаясь на свою научную специализацию, передавать в руки тех, в ком течет кровь холодного злодея, средства массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтрольного вмешательства в их дела. В этой связи обычно указывают на ядерное, биологическое и химическое оружие, на данные по манипуляции с генами животных и людей, на внесение в банки данных компьютеров чуть ли не исчерпывающих сведений о каждом члене общества.

В последние годы все большее число ученых склоняется к тому, что науку неправильно считать ведомством всего лишь по добыче истины, ее следует включать, подчеркивали Н. Бор и В. Гейзенберг, в широкие общественные взаимосвязи13. А это означает, что ученые берут на себя ответственность, если не полностью, то по крайней мере в существенной степени, за свои творения. Они становятся этиками. Ибо ответственность — это этическая конструкция. Прежде чем создать что-либо, могущее угрожать безопасности людей, следует сто раз подумать, сверить свое мнение с другими. А приняв решение, не следует уходить от ответственности.

Подлинный ученый не стоит в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей. Он всецело принимает их достоинства. Для ученого истина — это знак добра (и красоты).

В связи со всем этим важнейшей добродетелью ученого, наряду со стремлением к объективности-справедливости является самокритика. Ученый лишь тогда может достичь реального, а не номинального успеха, когда он придирчиво проверяет и правильность собственных рассуждений, и корректность собственного общения внутри профессионального сообщества14.

Помимо объективности-справедливости и самокритичности ученому очень нужны такие тесно связанные между собой добродетели, как честность и порядочность. Честность проявляется, прежде всего, в том, что ученый, сделавший открытие или изобретение, не скрывает его от своих коллег, не утаивает также тех следствий, которые, по его разумению, могут проистекать из подобного открытия. Подлинный исследователь продумывает до конца все выводы из собственной теории, все практические результаты, которые ее применение может за собой повлечь.

Смена парадигм способна в корне изменить наличную систему представлений о действительности. Это мучительный, сложный, но необходимый переход, который сначала совершают пионеры, сталкеры науки, ее отчаянные разведчики, рискующие порой и научной репутацией, и собственной жизнью. И в этот период в самой науке бывает много внерационального: интуиции, прозрения, борьбы мнений... Но когда прорыв совершен, за передовым теоретическим отрядом идут другие, создавая содержательный корпус «нормальной науки» нового поколения. И эта наука, всегда идущая вперед, играет для повседневности, для жизни и истории огромную, бесценную роль - роль познавательного форпоста, постоянно уточняющего объективную картину мира.

 

  1. Практическое задание 1

 

Соотнести определения:

Понятие

Определение

Социальная система

Часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе жизнедеятельности

Общество в широком смысле

Определенный этап человеческой истории или отдельное конкретное общество

Общество в узком смысле

Совокупность социальных объектов и субъектов, составляющих целостный организм


 

Социальная система - совокупность социальных объектов и субъектов, составляющих целостный организм.

Общество в широком смысле - часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе жизнедеятельности.

Общество в узком смысле - определенный этап человеческой истории или отдельное конкретное общество.

 

  1. Практическое задание 2

 

Определите, как соотносятся в человеке природное, общественное и духовное начало.

 

 

Из признания биологических и социальных различий между людьми и их неповторимости проистекают два принципиальных подхода к пониманию целостности человеческой природы: дуалистический и монистический.

Дуалистический взгляд на человека заключается в том, что человек рассматривается как существо, состоящее, с одной стороны, и материального организма, а с другой – из нематериальной души, которая является самостоятельной сущностью и управляет этим организмом.

 

 

Анализируя два подхода можно сделать вывод, что сторонники любого из них не способны полностью опровергнуть утверждения оппонентов. Поэтому, данная конфронтация взглядов предполагает свободу выбора любого человека в вопросе приверженности к той или иной концепции.

Конечно, с точки зрения науки, действительно, нет никаких объективных оснований полагать, что психические явления и процессы имеют в своей природе что-либо нематериальное. Эти явления и процессы безусловно проистекают в материальном мире. Но, с другой стороны, как объяснить с материальной точки зрения тот факт, что результаты «материальных процессов, протекающих в организме человека» могут настолько разниться (поведение двух людей в одной ситуации бывают очень различны)? Как объяснить, что одни люди полные клаустрофобы, а другие не могут представить себе процесс присвоения чужого имущества и т.д.

Поэтому, на мой взгляд, в рассмотрении вопроса соотношения в человеке природного, общественного и духовного начала, не следует критически придерживаться определенной крайней точки зрения. Мне кажется, что природное начало является для человека, как и для любого живого существа, первичным фактором развития, а общественное и духовное начало – производными, зависящими от окружения, условий и уровня жизни и т.д. При этом, два последних, способны в течение жизни меняться (хотя и сильно).

 

  1. Практическое задание 3

 

Смерть и время царят на Земле,

Ты Владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле, -

Неподвижно лишь Солнце любви.

(Соловьев)

 

Согласны ли Вы с тем, что «Солнце любви» - главный мотив жизни человека?

Отвечая на этот вопрос, следует задуматься, что подразумевал автор этих строк под словосочетанием «Солнце любви». Как мне видится, здесь он имел ввиду не столько любовь к другому человеку, вещи и т.д., а именно то душевное состояние человека, которое он должен испытывать на протяжении всей жизни – это Любовь к самой жизни. И если рассуждать именно в этом разрезе – «Солнце любви» действительно окажется неподвижным, поскольку царит в душе человека с момента рождения до самой смерти. Все остальное, как замечают философы – приходящее и уходящее (непостоянное).

Другое дело, что в современном динамично развивающемся обществе, многие его члены не способны остановиться в ритме жизни, оглянуться, пересмотреть свои взгляды, расставить правильно приоритеты. Материальная сторона жизни захлестнула собой духовную ее сторону. В погоне за достатком люди разменивают свою жизнь на достижение примитивных целей – будь то карьера или богатство. Здесь мне запомнилась фраза главного героя одного фильма, который будучи достаточно богатым, умирая, сказал своему сыну: «Мне горько осознавать, что моя жизнь прошла так бездарно. Я променял ее на цветные бумажки, которые затмили мне глаза и я не увидел Жизнь».

Поэтому, нам всем стоит хоть раз в жизни остановиться и задуматься над своими приоритетами, ответить на вопрос: А стоит ли разменивать всю свою жизнь на достижение низменных целей? Как говориться «Всех денег не заработаешь…».

Приведенные строки как нельзя ярко отражают состояние общества в настоящее время. Да. Бесспорно – только Смерть и Время «царят на Земле». Человеку не суждено что-либо здесь изменить, повлиять на ход времени и уж тем более победить смерть. Но только от человека зависит – как он проживет отмеренные ему дни – в бесконечной погоне в которой не будет победителя, либо в гармонии души и тела, даря своим существование радость себе и своим близким. Поэтому действительно, стоит согласиться с утверждением Соловьева, что Солнце любви – главный не только мотив, но и средство жизни на Земле. Поскольку без этого чувства, возвращаясь ко второму практическому заданию – человек нисколько не возвысит себя над животным миром, а жизнь его будет неполноценной «нечеловечной».

 

 

Заключение

 

Гносеология (теория познания, эпистемология) — это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"