Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

1."Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением? 2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

 

К РАЗДЕЛУ 1.

1."Материалистами  называются философы, которые признают  лишь существование материальных  вещей и тел" /Вольф Х./ Можно  ли согласиться с этим определением?

Диалектический материализм, в отличие от всех остальных видов  материализма, не сводит материю только к веществу: материя для него — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И).

2. Проанализируйте  приведенные ниже высказывания  о предмете философии.

  • Философия - это эпоха, схваченная в мыслях /Г.Гегель/.

В философии в концентрированной форме выражены те сущностные черты эпохи, которые получили свое отражение в науке, искусстве, морали, образовании и т.д.

  • Философия - это сжатое изложение науки своего времени /О.Конт/.

Философия как учение о мировоззрении есть, самостоятельная  наука, образующая основу и завершение всех частных или специальных  наук. Но она не опирается на выводы наук как на готовые истины, из которых она должна исходить, ибо ее задача, напротив, очистить и придать подлинно точную, т. е. научную форму этим выводам, связав их в общую систему.

  • Предмет философии - логический анализ языка науки /Л.Витгенштейн/.

Любой естественный язык является проекцией некоторой части мира, осуществляя, тем самым некоторую общность с миром. Язык задает границы мира таким же образом, как поле зрения задает границы видимости. Поэтому мы не можем помыслить то, что лежит за границами языка – внутреннюю логику языка, как и увидеть то, что лежит вне поля зрения. Поэтому предметом философии, должен быть язык науки как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке.

  • Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить /А.Камю/.

 «Вынести суждение  о том, стоит ли жизнь труда  быть прожитой, или не стоит  - это ответить на основной  вопрос философии» /А.Камю/. Человек отвечает на вопрос - является ли жизнь просто биологической данностью, или в ней реализуются собственно человеческие ценности, придающие ей смысл.

  • В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия /К.Ясперс/.

Бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны.

3. Английский  философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре общества, заметил: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия" /Рассел Б. История западной философии.- М., 1959. Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества?

Философия разрабатывает  концепцию мира и человека, выявляя  место человека в мире, помогая  человеку в его духовном самоопределении, создавая ту самую мировоззренческую  целостность, которая являлась бы именно способом духовно-практической ориентации, способом вхождения человека в этот мир, помогая человеку овладеть этим миром. Все это можно отнести и для теологии. Отличие философии от теологии, прежде всего, в том, что она стремится рационально обосновать свои принципы. Философия возникает, когда полученные знания, вступают в конфликт с верой.  Философия не между теологией и наукой, а наравне  с теологией, но на разных платформах.

4. Определите к какому направлению в философии:

  • объективный идеализм;
  • субъективный идеализм;
  • дуализм;
  • материализм;
  • деизм.

относятся следующие  высказывания:

  1. "Мир есть воплощение абсолютной идеи". 

Объективный идеализм.

  1. "Все предметы, как живые, так и неживые, побуждаются к деятельности их внутренней природой (свабхава) и точно таким же путем они прекращают свою деятельность".

Материализм.

5. Определите к какому направлению в философии:

  • объективный идеализм;
  • субъективный идеализм;
  • дуализм;
  • материализм;
  • деизм.

Относятся следующие  высказывания:

  1. начало всего - единица.

 Объективный идеализм.

  1. Ни тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела.

 Субъективный идеализм.

К РАЗДЕЛУ 2

Глава 1 и Глава 2:

1.Какое содержание  вкладывается философией в понятие  "бытие"? Проанализируйте приведенные  ниже высказывания.

  • Бытие - это Вселенная.

 Представим, что бытие - это область за границами шара, а внутри шара находится пространство нашей вселенной. Тогда очевидно, что слово «вселенная» = «место, куда мы вселены», обретает свое истинное значение. Мы находимся в бытии и связаны с ним всей своей сущностью. Но мы общаемся друг с другом здесь, воспринимая друг друга как объекты этой вселенной.

  • В содержание понятия «бытие» входит природа и общество.

Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различаясь по формам своего существования, они, прежде всего благодаря своему существованию, наличию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира.

  • Бытие - это материя. Эти понятия тождественны.

В согласии с диалектическим материализмом, бытие — это материя, а материя — это объективная реальность. Объективная реальность – это материя в ее бесконечном многообразии форм.

  • Бытие - это только природа.

«Природа есть неотличимая от бытия сущность», которая может быть понята и выведена лишь из себя самой, или «сущность бытия, как бытия, есть сущность природы».

  • Бытие включает в себя все существующее, и материю и сознание.

Бытие в философском понимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку. Сам человек - элемент бытия, обладающий важной особенностью – сознанием.

  • Бытие - это все, что существует объективно.

«Всё, что существует - это бытие», «Всё, что  подлинно существует - это бытие». В материализме подлинно существуют эмпирические предметы. В большинстве теологических концепций подлинное существование присуще только Богу.

  • Бытие - это материя, ее свойства и проявления.

Материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.

  • Бытие - это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас.

Бытие – единство субъективной и объективной реальности, охватывающая все возможные состояния, всю  действительность в прошлом и  настоящем.

2. Эквивалентны ли суждения? Обоснуйте свой ответ.

  • Все объекты материальны.
  • Все объекты состоят из материи.

Если все во Вселенной состоит из материи, то во всех природных объектах, процессах и явлениях, это материя (все объекты реального мира материальны). Материя - основа всех реальных существующих в мире свойств, связей и форм движения объектов и систем. Суждения эквивалентны.

3. Философ  утверждает, что мир состоит из  элементов, причем элементы понимаются  как:

  • Тела.
  • Атомы.
  • Элементарные частицы.
  • Ощущения.

При каком  понимании элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ.

Три тысячи лет пытались ученые и философы свести весь материальный мир к нескольким простым веществам – элементам: тела, атомы, элементарные частицы. Это материалистическая позиция, потому что утверждаемые ими начала - та или иная форма вещества, а не духа, доктрина, считающая материю единственной реальностью.. Ощущения- элемент идеализма, восприятие мира через сознание, которое является первичным фактором и противопоставляется материи.

4. Определите, против каких философских течений направлены различные части определения материи:

  • Материя есть философская категория.

Атомистического материализма о неделимости, неизменности и о  неуничтожимости атома, что послужило  поводом для опровержения материализма.

  • Для обозначения объективной реальности.

 Идеалистов, не связывающих понятие материи с признанием объективной истины. Для них понятие материи оказывается только неким определением мысли, но ни в коем случае не обозначением объективной реальности.

  • Которая дана человеку в ощущениях его.

 Критикуя махистов, абсолютизировавших чувственную основу познания и объявлявших и объявлявших внешний мир как вне человека существующего многообразия вещей, образом которых являются наши ощущения.

  • Которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Эмпирических представлений  о материи, основывающихся на фиксации тех или иных свойств единичных  материальных вещей или их совокупности.

5. Известный  физик С.Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

  • это атомы Демокрита, первичные элементы материи;
  • это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений;
  • это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.

 Охарактеризуйте философские позиции, которые лежат в основе этих трех точек.

Демокрит является создателем атомистической концепции материи. Материя, по Демокриту, состоит из атомов. Атом - в переводе с греческого языка – «неделимый». Демокрит предположил, что атомы существуют в пустоте. Система Демокрита теория структурных уровней материи - физического и математического. Научная интерпретация результатов изучения элементарных частиц требует теоретического описания с помощью системы абстрактных понятий. Приоритет элементарности они носят временный, в силу затруднений науки расчленить их на составные части. Их названия носит чисто символический смысл и, возможно, скоро будет предано забвению.

К РАЗДЕЛУ 2

Глава 3:

1. Каковы причины  возникновения у первобытного человека представлений о душе?

По мнению историков, представления о существовании  независимой от тела и бессмертной  души возникли у первобытных людей  из-за непонимания ими природы  сновидений. Древние люди считали, что  события, увиденные ими во сне, имели место в действительности. Человек засыпал и, как он полагал, «собственными глазами» видел, что он странствует, охотится, разговаривает с давно умершими людьми. Когда он просыпался, окружающие уверяли его, что тело спящего все время оставалось на месте. Значит во время сна «что-то» остаётся на месте, а «что-то» странствует. То, что остаётся на месте телом, а то, что странствует во время сна - душой. Поскольку в сновидениях приходилось «встречаться» и «общаться» с умершими, постольку возникло представление, что душа, в отличие от тела, бессмертна.

2.Можно ли  изучать человеческую психику  без учета мозга, нервно-мозговых  процессов? 

Все психические процессы, состояния и свойства человека, задействованы  в сознании, сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному.

3.Раскройте  смысл высказывания древнегреческого  философа Платона: деятельность  души не есть пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с  самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

Платон оценил процесс мышления, как диалог внутренний. Феномен, описанный им, известен современной  психологии как внутренняя речь. Далее  Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции. Их пояснял платоновский миф о вознице, правящем колесницей, в которую впряжены два коня: дикий, рвущийся из упряжи, и породистый, поддающийся управлению. Возница символизирует разумную часть души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие. Разум, призванный согласовать эти два мотива, испытывает, согласно Платону, большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Так в сферу изучения души вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и интеграции поведения.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"