Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:39, контрольная работа
1."Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением? 2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.
4.Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?
Сознание есть свойство, функция мозга, что человек мыслит, причем, следует особо подчеркнуть, он мыслит как общественное существо. С помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески создают новые материальные объекты, которых нет в природе, и изменяют себя и свое бытие. Ведь здоровый, нормальный мозг - лишь предпосылка формирования сознания, а само оно общественный продукт, поскольку предполагает включение человека в различные виды деятельности, в определенные общественные отношения.
5.Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?
Мозг – орган мышления, но последнее не является продуктом одного лишь мозга. Мышление является результатом и выражением всей человеческой практики, включая как прошлые исторические события, так и современные условия. Общественное поведение человека и его практическая деятельность – вот что создает как содержание, так и формы мышления.
К РАЗДЕЛУ 2
Глава 4:
1. Проанализируйте следующие определения сущности человека:
Человек может реализовать свои собственно человеческие качества лишь в организованном союзе с другими людьми. Тот, кто неспособен жить в таком союзе, является либо животным, либо каким-то богом. Это вполне соответствует взглядам Сократа и Платона на отношение государства и справедливости, частного и общественного.
Производство орудий
труда, орудий производства есть, действительно,
реальная и потому вполне особенная
форма человеческого
Человека и его сознание создала вся история развития биосферы на Земле за миллионы и миллионы прошедших лет. Эволюция биосферы - это восхождение к сознанию. Таков один из главных выводов Шардена.
Какие качества можно включить в понятие человека?
Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям со значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению.
2. Дайте философский анализ следующего высказывания: "Свобода есть познанная необходимость" (Спиноза).
Спиноза отрицал свободу воли и свободу выбора. У человека не бывает ситуации выбора между двумя благами. Его выбор ограничен возможностью выбрать то, что предопределено ему природой, или предаться аффекту. Склониться к аффекту нельзя сознательно, значит следование аффекту несвободно. Свобода заключается в самоопределении в соответствии с природой. Поэтому свобода есть познанная необходимость.
3."Человек обречен быть свободным"(Жан-Поль Сартр). Что означает высказывание Сартра? К какому направлению в философии принадлежит Сартр?
"Свобода" в этом смысле оказывается не тем благом, за которое нужно с кем-то бороться, а роковой неизбежностью. Всегда решать самому за себя – значит быть абсолютно одиноким в выборе. Человек - это прежде всего замысел о будущем, а не существование в настоящем. То, чем человек станет, зависит от самого человека, поэтому человек ответствен за свое собственное существование. Но это не просто ответственность за самого себя, это ответственность и за всех людей. Человек, делая выбор, занимает определенную жизненную позицию. Жан-Поль Сартр, один из классиков экзистенциализма, в своей работе «Экзистенциализм - это гуманизм» провел классификацию всех философов-экзистенциалистов. Экзистенциалисты, по мнению Сартра, считают, что человек является существом, у которого существование предшествует сущности. Человек начинает существовать прежде, чем его можно как- либо определить. Никакой заданной сущности у него нет. Это главный принцип, из которого вытекают все остальные принципы экзистенциализма.
4."Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей". Что имел в виду Ф. Энгельс в своем окружении?
Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры. Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы.
5.Человек должен избавиться от страданий, тогда он будет счастлив (точка зрения буддизма).
В соответствии с буддийской теорией, основными причинами страданий являются невежество, страстное желание и ненависть, которые являются тремя ядами для ума. В буддийском контексте каждое из этих понятий имеет особое значение. Например, невежество означает не недостаток информации, как мы привыкли понимать, а фундаментальное заблуждение человека относительно истинной природы себя и окружающего мира. Прозревая относительно истинной природы реальности и побеждая такие болезненные состояния сознания, как желание и ненависть, можно достичь полностью очищенного состояния сознания, свободного от страданий. В буддизме размышление о неизбежности страданий используется для искоренения их причин.
Человек должен страдать, искупая грехи, только тогда он придет к счастью (точка зрения христианства).
Христианство говорит: страдание не только имеет смысл, оно необходимо. Ведь Бог - это Правда и Справедливость, а грех человека, удовольствие за счет нарушения справедливости Божьей, - это долг перед Богом, который должен быть погашен, уплачен. Чтобы выровнять нарушенное грехом равновесие, баланс, надо за удовольствие платить страданием. Мы, страдая с терпением, прикладываем свою руку к делу искупления мира. Именно в этом и кроется глубокий смысл всех страданий.
Дайте философский анализ этих позиций. Что с вашей точки зрения определяет человеческое счастье?
Счастье в большей степени зависит от состояния сознания человека, чем от внешних факторов. Счастье эмоциональное состояние (чувство), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.
К РАЗДЕЛУ 2
Глава 5:
1. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?
Культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации. То есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социальностью - приобщением к культурному наследию, а так же степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.
Культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Генетически цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных, экономических и политических структурах. То есть цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратится к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.
Наука - особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать. Народная медицина, приметы земледельца, народные прогнозы погоды, тайны стеклодувов, скрипичных мастеров, являются накопленными знаниями, переходящими из уст в уста, которые не подвергаются критическому анализу, принимаются на веру.
Не соглашусь. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции. Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.
"Культура и цивилизация - это живое тело души и ее мумия".
Здесь нет высказывания противоречащей сама себе. Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация: «культура не развивается бесконечно. Она несёт в себе семя смерти. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации. Цивилизация же, есть смерть духа культуры…, динамичное движение внутри культуры с её кристаллизованными формами неотвратимо влечёт к выходу за пределы культуры. » Цивилизация как гибель культуры приводит к ее закату.
К РАЗДЕЛУ 3:
1. Как соотносятся между собой понятия "эмпирическое" и "теоретическое", "чувственное" и "рациональное"? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное - теоретическим?
Эмпирическое познание нуждается в формальной логике , теоретическое в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана, прежде всего, с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи.
Соотносятся между собой понятия чувственного и рационального познания, их внутренним единством. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы. С помощью воображения создаются гипотезы, выдвигаются новые идеи и т.д. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина).
Эмпирическое познание, опирается на чувственный опыт, как достоверный источник знания.
Рациональный метод, согласно которому основа познания и действия людей является разум. Достоверные знания можно получить лишь путем умозаключений от общего к частному. Исходным пунктом цепи умозаключений является интеллектуальная интуиция, то есть теоретические идеи.
2. Живое отличается от неживого тем, что может приспосабливаться к среде путем накопления информации и непрерывного обмена веществ с окружающей средой. Можете ли вы согласиться с этим высказыванием?
Его можно дополнить: … способность самовоспроизводиться, наследственность и изменчивость, способность воспринимать раздражения из среды, поддерживать свое существование в результате обмена энергией со средой. Живые организмы — важный компонент биосферы. Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы, т. к. неживые объекты могут обладать отдельными признаками живого.
3. Т. Кун
определяет науку как
Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму.
Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим образом:
4.Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории? Системность. Непротиворечивость. Простота. Обоснованность. Целостность. Проверяемость. Опровержимость. Способность к предсказанию. Объективная истинность. Рациональность. Объяснительная сила. Формализованность. Строгость. Завершенность.