Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:42, контрольная работа
Античная философия представляет собой весьма широкий спектр учений, которые в лице их создателей и последователей долгое время тревожили и возбуждают по сей день умы многочисленных почитателей мудрости. Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции.
1. Философия античного мира
2. Философия нового времени
3. 3. Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело.
4. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства.
5. В Библии сказано: «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло».
Литература
Второе отличительное свойство человека заключается в том, что он одарен речью, языком, благодаря чему он способен к чувственному восприятию и выражению таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Касаясь происхождения человека и государства и их взаимоотношения, Аристотель считает, что во всех случаях государство должно стоять впереди индивида, так как целое всегда должно предшествовать своей части. Если характеризовать взгляды Аристотеля на человека в целом, то можно сказать, что он впервые отмечает значение социальных факторов при определении сущности человека.
В соответствии с современными достижениями науки имеются веские основания утверждать, что человек является продуктом эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным. В этой связи решающее значение приобретает вопрос об основных отличиях людей от высокоорганизованных животных и научных объяснениях фактов и процессов, сделавших возможным эти отличия.
Homo sapiens (человек
разумный) на определенном этапе
эволюционного развития
О человеческой сущности можно судить лишь по ее многочисленным проявлениям и манифестациям, а если точнее, то как она воспринимается человеческими чувствами. По существу, получается, что о внутреннем мире человека можно судить только по его действиям, поступкам, желаниям, мыслям и устремлениям. Во всем этом трудно найти какую-либо основу в виде закона как аргументированного объяснения, а если это так, то получается, что их и не надо искать, а нужно ограничиться констатацией самого факта, явления, процесса. Подобная постановка этой проблемы и ее решение практически полностью исключают выяснение причинно-следственных связей или законов, детерминирующих деятельность человека.
Наши современные представления о человеке, хотя и учитывают достижения мыслителей иррационалистического направления, но все же преимущественно опираются на рационалистические идеи – материалистические и идеалистические.
Огромная роль в становлении человека и человеческой личности принадлежит языку. Как известно, язык – система знаков, с помощью которых люди общаются друг с другом, выражают свои мысли. Благодаря языку развивается человеческое мышление. Имеются веские основания утверждать, что язык появился и развивался одновременно с возникновением общества, благодаря совместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновение членораздельной речи сыграло огромную роль в становлении и развитии человека, формировании межчеловеческих отношений и образовании первых человеческих сообществ.
Во второй половине XIX века значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существования в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.
В XX веке попытки биологизаторского «объяснения» сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.
В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений – магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.
С другой стороны, в становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическим и социальным институтам. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных. Это стало возможным только благодаря их взаимовлиянию и диалектическому единству.
Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека. Современная наука однозначно отвечает на это – только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гомоноидов, но без социальных условий невозможно было становление человека. В дальнейшем каждая из них, в зависимости от обстоятельств, ослабляла или усиливала мощь человека. В настоящее время такая ситуация продолжает сохраняться. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens . В целом же можно утверждать, что сейчас как и при появлении Homo sapiens его существование обеспечивается единством биологического и социального.
4. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства.
Глобальные проблемы представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. В двадцать первом веке добавились свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.
Проблемы современности можно свести к трем основным:
При решении третьей проблемы первые две решаемы почти автоматически. Ведь духовно и нравственно развитый человек никогда не примет насилия ни по отношению к другому человеку, ни по отношению к природе. Даже просто культурный чёловек не оскорбляет окружающих и никогда не выбросит мусор на тротуар. С мелочей, с неправильного индивидуального поведения человека вырастают и глобальные проблемы. Лучше сказать, что глобальные проблемы коренятся в сознании человека, и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить третью глобальную проблему, которая по сути является первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механическим путем, как можно было бы поступить с двумя первыми. Ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.
Экологическая
проблема может привести к всемирной
экологической катастрофе. На наших глазах
заканчивается эра экстенсивного использования
потенциала биосферы: почти не осталось
неосвоенных земель (за исключением территории
России), систематически увеличивается
площадь пустынь, сокращаются площади
лесов - легкие планеты, изменяется климат
(глобальное потепление, парниковый эффект),
увеличивается количество углекислого
газа и уменьшается - кислорода, разрушается
озоновый слой.
Начинается экологическая проблема с
индивидуального поведения человека.
Если он допускает выбрасывание хотя бы
мелкого мусора на улицах города или даже
в чистом поле, то на уровне массовом возникают
экологические проблемы. Такое сознание
порождает их с неизбежностью. Человек
забыл, что окружающий мир - это продолжение
его собственного тела, и если он загрязняет,
разрушает среду обитания, то прежде всего
вредит себе. Об этом свидетельствуют
те заболевания, с которыми столкнулся
современный человек.
Общество еще определяют как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира. С одной стороны, человек является биологическим видом, а общество представляет собой особую целостность таких биологических особей, с другой - человек только и является человеком постольку, поскольку отличает себя от окружающего природного, животного мира. Отличие человеческого от природного можно зафиксировать в таких терминах, как «культура», «социальность», «духовность», «трудовая, разумная деятельность» и др.
Терроризм в современности также приобретает
характер глобальной проблемы. Особенно
при наличии у террористов смертоносных
средств или оружия, способных уничтожить
огромное количество ни в чем не повинных
людей. Терроризм - это явление, форма преступности,
направленная непосредственно против
человека, угрожающая его жизни и за счет
этого стремящаяся достичь своих целей.
Терроризм абсолютно недопустим с точки
зрения гуманизма, а с точки зрения права
является тягчайшим преступлением.
С терроризмом чрезвычайно сложно бороться,
ибо при этом подвергаются опасности жизни
неповинных людей, взятых в заложники
или шантажируемых. Нет и не может быть
никакого оправдания таким действиям.
Террор уводит человечество в эпоху доцивилизационного
развития - это бесчеловечное варварство,
когда жизнь человека ни во что не ставится.
Он - зверское распространение принципа
кровной мести, несовместимой ни с какой
развитой религией, тем более - мировой.
Все развитые религии и вся культура безоговорочно
осуждают терроризм, считая его абсолютно
недопустимым.
Демографическая
проблема становится все более важной
для человечества. Рождение нового человека
- это счастье для родителей, в детях во
многом заключается смысл жизни человека,
но в условиях современной рыночной экономики
деторождение стало «невыгодным» предприятием.
В современную эпоху все измеряется в
материальных ценностях, в деньгах, что
переносится и на сферу смысла. Но человек,
живущий ради себя и не заводящий детей
из соображений «экономии», совершает
преступление против своей духовной сущности,
против жизни в конечном счете. И никто
извне не должен, не имеет права ограничивать
деторождаемость, не может указывать родителям,
каким количеством детей им следует ограничиваться.
Рождение ребенка - это самое великое в
создании чего может участвовать человек.
В ребенке - бесконечная радость и удовлетворение,
и если рождаются дети, то Бог еще не оставил,
человека, по высказыванию одного из великих
писателей. Вместе с тем важно не только
рожать детей, но и воспитывать их, помогать
вставать на ноги, обретать свое место
в обществе. Об этом должно заботиться
государство, называющее себя социальным.
Особенно важно развитие деторождаемости
в России. Это только на первый взгляд
кажется, что рост населения приводит
к экономическим проблемам. На деле он
же и решает их, ибо увеличиваются потребности,
растет экономическая активность людей,
что в итоге приводит к экономическому
росту. Такие процессы мы можем сейчас
наблюдать в странах, отличающихся большой
плотностью населения - в Германии, Японии
и, особенно, - в Китае. Исходя из этого
можно сделать вывод, прямо противоположный
мальтузианству. Рост населения может
не только порождать проблемы, но и решать
их.
Демографическая проблема между тем существует и она противоречива, имеет противоположный характер для разных стран: в Китае - перенаселение, в России - депопуляция. Вместе с общественным развитием эта проблема должна находить свое разрешение естественным путем, - будет происходить стабилизация в этом отношении. Однако государства, сталкивающиеся сейчас с демографической проблемой, вынуждены применять соответствующие меры. Важно, чтобы они не носили насильственный характер и не нарушали суверенитет личности, семейной жизни.
5. В
Библии сказано: «Кто за добро
воздает злом, от дома того
не отойдет зло». Блез Паскаль
писал: «Человека иногда
Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь.
Бирманская пословица
Добро и Зло
– наиболее общие понятия морального
сознания, разграничивающие нравственное
и безнравственное. Они являются
этической характеристикой
Традиционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Однако благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступки имеют к благу. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом. «Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни», говорит А.Швейцер, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952), гуманист.
Зло по своему содержанию противоположно Добру и выражает, во-первых, наиболее обобщенные представления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали; во-вторых, общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств; в-третьих, оценку конкретных отрицательных поступков людей.
К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из спутниц зла. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, порождает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье. Нередко зависть толкает людей на совершение аморальных поступков. Злом является и высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отношением к людям. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких (кровная месть).