Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Представление о жизнедеятельности человека как в взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях человека и природы воплотилось в категории «мир». Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование мира, окружающего человека, и самого человека с его сознанием. Тем самым мир предстает не просто как мир вещей, а единство природного и общественного (человеческого).

Файлы: 1 файл

Представление о жизнедеятельности человека как в взаимоотношениях между людьми.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

Представление о  жизнедеятельности человека как  в взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях человека и природы воплотилось в категории  «мир».

Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории  рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование  мира, окружающего человека, и самого человека с его сознанием. Тем  самым мир предстает не просто как мир вещей, а единство природного и общественного (человеческого).

Понятие бытия означает существование, но эти категории не тождественны, так как последняя делает акцент лишь на наличие чего- либо.

Это значит, что «действительность»- не синоним наличия чего –то - существующих вещей, явлений, а проявление в существующем законов, закономерностей, тенденций  вещей и явлений, т.е.единство сущности и существования. В этом смысле «действительность» рассматривается как способ проявления сущности в существующем.

Выделяется два вида реальности:

– реальность как мир  физических состояний, или материальный природный мир (объективная реальность);

– реальность как мир  психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека (субъективная реальность).

В человеческой жизнедеятельности  эти реальности взаимосвязаны, переплетаются, взаимодействуют. Поэтому категория «бытие» включает в себя:

1. Существующий мир, но не просто взятый сам по себе (как наличие) в его связи с человеком, иначе, та часть мира, с которой он взаимодействует;

2. Самого человека, проявление его внутреннего мира.

Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные - производными, зависимыми от природного бытия, хотя и воздействующими на это бытие. Объективный идеализм в качестве первичной формы принимает объективный дух, независимый от человека. Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположно ему.

В решении вопроса: изменчив ли мир, в философии выделяются диалектический и метафизический подходы.

Их отличие прослеживается по разным основаниям:

    1. В понимании структуры мира. Метафизика считает, что мир качественно однообразен, однопорядков, одноуровнен. По диалектике же, мир качественно многообразен, многопорядков, иерархичен.
    2. В определении связей в мире и решении проблемы единства мира. Метафизиками связи в мире видятся однокачественным. Единство мира они не признают. Согласно диалектике, - связи в мире многокачественны. Мир – един.
    3. В решении проблемы соотношении движения и покоя. По метафизике, в мире преобладает покой, а движение тождественно функционированию. Диалектика принципиально иначе подходит к этой проблеме – движение понимается как атрибут мира, включает в себя не только функционирование, но и развитие.
    4. Характеристика источника движения также трактуется ими по-разному. В качестве источника метафизика рассматривает внешний толчок, диалектика – внутренние противоречия.
    5. Понимание процесса движения. Согласно метафизике, движение имеет однонаправленный процесс, диалектика признаёт многонаправленность, т.е. признаёт плюрализм направлений движения. 

Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности явлений на основе объективных закономерностей. Индетерминизм отрицает либо причинность явлений, либо объективный характер отношений детерминации.

Монизм, говоря о единстве мира, признает одно начало: материю или дух (см. материализм, идеализм).

Плюрализм – выдвигает несколько независимых первооснов мира.

Дуализм, например, считает, что мир существует как приложение двух независимых начал – материальной и духовной.

Субстанциональное понятие бытия. В ранней древнегреческой философии ставился вопрос о простых началах материального мира, которые бы раскрывали сущность бытия. Примером тому могут служить взгляды представителей Милетской школы, которые первоосновой мира называли воздух, воду, огонь, землю. В этот же период появились более абстрактные понятия о субстанциональной основе мира, не связанные с чувственным его восприятием. Это, например, – «апейрон» у Анаксимандра, понимаемый как беспредельная, неопределенная, бескачественная материя, находящаяся в вечном движении. Особо значительны достижения атомизма (Левкипп, Демокрит) в субстанциональном понимании бытия. Считая основой всего материальное начало (атомы) они отошли от их описания в рамках чувственно – конкретных представлений. В своей онтологии они решали вопрос о соотношении бытия и небытия, причем, не как мыслимые понятия, а как физические реалии. Атомы (бытие) противопоставлялись пустоте (небытию). В целом представители субстанциональной трактовки бытия выступали как натуралисты.

Проблема бытия  и мышления. Другая направленность греческой философии – учения о соотношении бытия и мышления. Наиболее известсно учение Парменида, который и вводит в философию категорию «бытие». Это означало перевод рассмотрения физической сущности вещей в рссмотрение их идеальной сущности. Мышление и бытие у Парменида совпадают, поэтому «одно и тоже мысль о предмете и предмет мысли». Получается, что реально существующий мир есть одновременно и истинно сущее знание.

Сократ переводит проблему бытия и мышления в плоскость  осмысления сущности морали, полагая, что философия не должна заниматься исследованием явлений природы. Он считал, что истина и добро  совпадают. Поэтому познавая и получая  истинные знания, человек преобразует  и свои человеческие качества. Следовательно, этические принципы заложены в самом  устройстве бытия. Мышление не противостоит бытию, совпадает с ним.

В системе Платона бытие  состоит из двух миров, взаимосвязанных  между собой. Подлинное бытие  – «мир идей», или мир сущностей. «Мир вещей» является производным от мира идей. Подоинное бытие у Платона  совпадает с истинным знанием. Аристотель, уточняя понятие бытия, заключал, что бытие лишь абстракция, потенциальное, мыслимое бытие, а реально всегда существует бытие чего – то, т.е. бытие конкретных вещей. Исходя из этого, соотношения бытия и мышления есть соотношение конкретного предмета и мысли о данном предмете.

С проблемой бытия в  онтологии непосредственно связана проблема субстанции. Она сводится к вопросу, возможно ли среди многообразных проявлений бытия раскрыть неизменное и устойчивое единство, которое бы служило причиной появления всех других видов бытия, само не имело бы иных причин существования, кроме самого себя.

 

Философское понятие движения

Движение – это особый диалектический процесс, сочетающий в  себе противоположные составляющие:устойчивость и изменчивость, прерывность и  непрерывность, единство и иерархическую  соподчиненность.

Движение – это всеобщая форма существования бытия, которая  выражает его активность, всеобщую связность и процессный характер.

Эту позицию выражает диалектическая концепция в философии, которая подчеркивает изменчивость бытия. Другая точка зрения, наоборот, абсолютизирует момент устойчивости, неподвижности бытия. Она вытекает из особенностей нашего познания. Чтобы что – либо познать, мы как – бы приостанавливаем движение, вырываем из поцесса изменчивости какое – либо явление, тем самым делаем упор на его устойчивости. Так возникла метафизическая концеция движения в противоположность диалектической.

Для метафизического мышления характерны две односторонние точки  зрения.

Согласно первой, движение понимается как нечто внешнее, налагающееся на материальный объект, который может  существовать и вне движенияПоявляется вторая точка зрения, которую можно  назвать идеалистическим релятивизмом. Релятивизм приходит к отрицанию субстанции вообще, к провозглашению чистого движения, существующего якобы без всякого носителя. Разновидностью релятивизма был энергетизм (В.Освальд и др.). Представители энергетизма отрицали необходимость материального носителя для энергии, тем самым они считали, что преодолевают односторонность материализма и идеализма.

Диалектическая концепция  наиболее адекватно и полно выражает подлинное состояние бытия, определяя  следующие черты движения:

– объективный характер движения;

– абсолютный характер движения, который означает, что только в движении во взаимодействии различные материальные тела могут проявить себя, выявить свое существование;

– относительность движения.

Движение относительно, так  как оно проявляет себя лишь в  каких–то качественно определенных формах, зависимых от своего носителя.

Сведение высших форм движения к низшим, т.е. объяснение более высокого уровня развития на основе законов  и закономерностей более низкого  уровня называется механицизмом.

Между формами движения материи  существуют следующие основные типы взаимодействия:

    1. Генетическое взаимодействие. Оно означает, что все высшие формы движения материи произошли из низших (социальная – от биологической, биологическая – от химической и т. д.).
    2. Связь включения. Суть её в том, что каждая последующая высшая форма движения включает в себя в снятом виде все предшествующие низшие (но сама к ним не сводится, т. к. является качественно новым уровнем развития). Например, в теле человека, как социального существа, проходят биологические, химические и физические процессы.
    3. Связь сосуществования. Она означает, что наряду с высшими формами движения, взаимодействуя с ними, существуют низшие (кроме общества, существуют животные, растения, происходит круговорот в природе и т.д.).

Соотношение движения и покоя.С точки зрения диалектичекой концепции, движение абсолютно, покой относителен. Относительность покоя вытекает из следующего:

    1. Покой в одних системах координат, есть движение в других.
    2. Всякий покой временен, рано или поздно он будет нарушен.
    3. Тела как целостные объекты находятся в совокупности многих форм движения материи. Покой одних форм движения материи не означает покой других

Диалектика  бытия

Диалектика как принцип миропонимания, противоположный метафизике, рассматривает мир в его целостности и постоянном развитии. Но это не только учение о мире, но и метод познания действительности, направленный не на её отражение как она есть, не на мышление об уже известном, а на раскрытие её новых аспектов, сторон, что и предполагает использование её как метода выявления нового в той же действительности.

Принцип связи (отношения). Предметы и явления находятся в самых разнообразных отношениях друг к другу и связях. Связь носит всеобщий характер. Принцип отношения, связи является отражением организованности мира и образующих его систем. Понятие связи есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Существуют многообразные типы и виды связей: механические, молекулярные, электромагнитные, биологические, социальные и т.д. Кроме того, существуют такие формы связей как внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и другие. Эти формы связей выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Также связи могут быть односторонними, многосторонними, например, функциональная связь – многосторонняя, генетическая же – односторонняя, так как всегда направлена от прошлого к будущему. Любая связь имеет основание, то есть существенное, объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. На основе связи формируется взаимодействие. Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами.         

Особым типом связей выступают  законы и закономерности. Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями. Он фиксируется в обощенной форме применительно к условиям своего существования. Необходимо отметить, что законы – это отношения между сущностями явлений, поэтому они выражают устойчивость и вместе с тем развитие мира.

Закономерность выражает статистический закон, т.е. отражает не жестско детерминированный характер объективной необходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления.

Принцип развития и принцип историзма заключается в том положении, что в мире нет ничего окончательно завершённого, всё находится в пути к иному. А тот или иной тип связей и взаимодействий образует определённое направление этого пути: откуда и куда.             

Развитие есть необратимое, определённо направленное и закономерное изменение объектов, приводящее к возникновению нового качества. Необратимость означает невозможность возврата к уже пройденному состоянию. Определённо направленное изменение – это процесс постепенного накапливания одно-качественных изменений, определяющих линию изменения объекта. В основе закономерного изменения лежат не случайные события, а вытекающие из самой сути объекта и из типа его взаимодействий с окружающим миром, носящих необходимый характер. 

В качестве источника развития понимается диалектическое противоречие как взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе.

Противоречие присуще  всем структурным уровням бытия  – и материальным, и духовным. Противоречие всегда требует разрешения, которое может означать победу одной  из сторон противоречия, или возникновение  нового явления. Причем, разрешение противоречия влечет за собой появление нового противоречия. Раскрытие роли противоречий как источника и движущей силы развития выражает самую суть процесса развития, отвечая на вопрос, почему оно происходит. Взаимодействие противоположностей Гегель обозначил как закон единства и борьбы противоположностей.

Прогресс – определённое развитие, где новое превосходит старое. Если же новое уступает старому – то регресс. Таковы две разные тенденции развития.

Важнейшим признаком развития является время: развитие осуществляется во времени, только оно выявляет его  направленность и необратимость. В  древнем сознании, например, господствовала идея цикличности. На смену ей приходит идея историзма – необратимость  и линейная направленность времени.

Принцип причинности. Причинность понимается как один из видов связи, а именно, генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определённых условиях порождает другое (следствие). С точки зрения принципа развития, причинность понимается следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение с появлением нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют в любых типах связей не только в развитии. Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений, которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами рождены другими явлениями.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"