Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Представление о жизнедеятельности человека как в взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях человека и природы воплотилось в категории «мир». Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование мира, окружающего человека, и самого человека с его сознанием. Тем самым мир предстает не просто как мир вещей, а единство природного и общественного (человеческого).

Файлы: 1 файл

Представление о жизнедеятельности человека как в взаимоотношениях между людьми.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

Принцип системности. Помимо причинных генетических связей существуют коррелятивные, пространственные и функциональные связи. Они объединяются принципом системности. Чем отличается этот принцип от причинности? В причинности на первый план выходят моменты изменчивости и генетической зависимости одного явления от другого. Системный же подход ориентирует на момент стабильности, устойчивости явлений. Система – это внутренне организованная на основе того или иного принципа целостность, в которой все элементы связаны и выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое. Различают простые и сложные системы.

Характер связи, существующий между элементами системы, фиксируется  в понятии структуры. Структура – взаимообусловленная совокупность связей элементов в составе системы, определяющая собой её качественную специфику. Роль, которую выполняет элемент в составе целого, обозначается понятием «функция». Она служит объединению элементов в целостную систему для её успешного функционирования. Структура и функция обусловливают друг друга. 

Сказанное не означает, что  принцип системности противоречит принципу развития. Каждая система  находится в процессе изменения. Структура также претерпевает изменения, поскольку является результатом  определённых изменений.

Основные категории  диалектики.

Причина и следствие. Все явления в мире обусловлены – такова суть принципа причинности. Причинность по своему характеру объективна, она заключена в самих явлениях, представляет собой взаимодействие элементов, их образующих, то есть причиной является не одностороннее воздействие какого – либо тела на другое, а взаимодействие минимум двух элементов, входящих в образование, или самих образований.

Причина – взаимодействие образований, или элементов, их составляющих, обусловливающее соответствующие изменения.

Следствие – изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или образованиях в результате их взаимодействия.

К причине и следствию  следует подходить диалектически: это - не застывшие стороны действительности, они переходят друг в друга. Возникшее  следствие далее выступает уже  в качестве причины. Отсюда вытекает их неизбежность, поскольку они взаимообусловлены. Следствие может быть порождено  разными причинами. Но есть основная причина. Не основные причины не оказывают  существенного влияния на ключевое развитие. На этом положении построен детерминизм – учение об объективной  закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности  явлений мира. Однако механический детерминизм признаёт одну непосредственно  действующую причину, отрицая объективность  случайности. Противоположное учение – индетерминизм отрицает всеобщность  причинности.

Необходимость и  случайность.

Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, т. е. обусловлены внутренней природой элементов явления. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными.

Необходимые стороны и  связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление  же случайных свойств и связей не обязательно, они могут наступить, могут и не наступить. Тем самым  необходимость выражает внутреннее, а случайность – внешнее. Диалектика необходимости и случайности  состоит в их единстве. Необходимость  проявляется через случайности, особенно это заметно в статистических закономерностях. О единстве необходимости  и случайности говорит и их взаимопереход: в различных отношениях они могут меняться своими местами.

Сущность и  явление.

Сущность – совокупность необходимых свойств и связей (законов) объекта, взятых в их естественной взаимозависимости.

Явление – обнаружение внутреннего в вещи через случайности, раскрывающихся через взаимодействие.

Сущность и явление  диалектически взаимосвязаны: сущность раскрывает своё содержание в явлении. Явление же связано с сущностью, не может существовать без неё. Но явление может и искажать сущность, так как связано с внешним, более текуче. Сущность более устойчива, она хотя и меняется, но медленнее, чем явление.

Познание сущности начинается с выявления основных сторон, отношений, поскольку они определяют всё  остальное. Сущность – это, как уже  было сказано, внутреннее, но её проявление начинается с поверхности, с явления.

Возможность и  действительность.

Реальность фиксируется  сознанием как нечто действительное, то есть то, что уже есть. Возможность  в таком случае помещается где  – то вне настоящего и, следовательно, вне действительного, она как  бы не существует реально, но только мыслится. Реальное же гораздо шире, чем просто настоящее. Это не только то, что уже стало и есть, что свершилось, но и то, что содержится в уже существующем в качестве возможности превращения в нечто иное. Поэтому реальность включает не только настоящее, но и прошлое, так как она реализовала предшествующие ему возможности. Реальность включает так же и будущие возможные процессы. Таким образом, реальность есть единство возможного и действительного. Поэтому следует иметь в виду, что мир приобретает постоянно всё новые формы бытия.

Под действительностью в  широком обще диалектическом смысле разумеют и возможное, и процесс  созидания нового, и его бытие  как итог действия всех реальных сил  мира: это природа и история, человек  и его разум. В узком смысле действительность – это реализованная  возможность, нечто уже непосредственно  ставшее.

Возможность – это тенденция  или, вернее, пока ещё скрытие тенденции  развития наличной действительности.

Если действительность есть прошлое в настоящем, то возможность  – завтрашнее в сегодняшнем. Поэтому  развитие является процессом как  осуществления, так и зарождения возможностей и превращения одной  из них в действительность. Механический же детерминизм рассматривает всё  существующее преопределённым лишь прошлым.

Возможность превращается в  действительность при определённых условиях:

    1. действия определённого закона;
    2. наличия соответствующих условий.

Существуют различные  виды возможности.

Реальная, или перспективная  возможность – это закономерная тенденция развития объекта, связанная  с объективной необходимостью.

Формальная – несущественная тенденция развития предмета, которая  лишь при случайном стечении обстоятельств  может превратиться в действительность.

 

Пространство и время

Пространство представляет собой общую закономерность связи и отношений сосуществующих материальных состояний.

Время есть общая закономерность связи и отношений сменяющихся состояний.

Пространство понималось как:

– протяженная пустота, которую  заполняли все тела, но которая  от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

– протяженность материи  или эфира (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов); форма бытия  материи (Гольбах, Энгельс);

– порядок сосуществования  и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

– комплекс ощущений и опытных  данных (Беркли, Юм) или априорная  форма чувственного созерцания (Кант).

Время также трактовалось по – разному:

– субстанция или самодавлеющая  сущность. Этот взгляд послужил началом  выявления метрических свойств  времени, с ним связана субстанциональная концепция времени;

– Гераклит ставил вопрос о  текучести, непрерывности и универсальности  времени, определяя традицию динамической трактовки времени;

– статическая концепция времени. Парменид говорил о неизменности времени, изменчивость же – это только особенность нашей чувственности;

– идеалистическая реляционная трактовка времени. Пример – учение Платона: в «мире идей» время статично, а в «мире вещей» время динамично и релятивно, обладает прошлым настоящим и будущим;

– длительность существования  и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах); форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс) – материалистический вариант реляционного подхода;

– абсолютная субстанциальная  длительность, однородная для всей Вселенной и независимая ни от каких взаимодействий и движений вещей (классическая субстанциальная  концепция Ньютона);

– относительное свойство феноменальных вещей, порядок последовательности событий (классический вариант реляционной  концепции Лейбница);

– форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм) или  априорная форма чувственного созерцания (Кант).

Таким образом, понимание  пространства и времени можно  свести к двум фундаментальным подходам: 1) субстанциональная концепция – пространство и время как самостоятельные сущности. 2) реляционная концепция – пространство и время как производное от взаимодействия движущихся тел.

Частная (или специальная) теория относительности установила связь пространства и времени  между собой. Так, преобразования Лоренца  позволяют признать сокращение длины  отрезка в направлении движения и замедление хода времени.

В гносеологическом плане  наиболее важным свойством пространства и времени являются их объективность, независимость от сознания. К числу важнейших онтологических характеристик пространства и времени относятся их неразрывная связь с структурными уровнями бытия.

Кроме этих общих свойств  пространства и времени существуют и более специфические. К числу  важнейших свойств времени относятся  его одномерность и необратимость: время имеет одно измерение и течет в одном направлении – от прошлого к будущему. Время также однородно, так как его течение в замкнутых системах не вызывает изменение энергии этих систем. Специфическими свойствами пространства являются его трехмерность, однородность, изотропность. Трехмерность пространства означает, что все материальные объекты имеют три измерения: длину, ширину, глубину. Однородность пространства говорит о том, что оно не вызывает изменения импульса тела и не изменяет момента количества движения тела, в нем отсутствуют какие – либо выделенные точки. Изотропность означает равноправность всех возможных направлений.

Социальное  пространство обусловлено своим носителем. Социальное пространство простирается в рамках распоряжения элементами природного и общественного характера, их распределением определенными социальными группами. Этим измеряется протяженность социального пространства.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"