Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 14:07, контрольная работа
В обыденной речи слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию бытия придаётся максимально обобщённый и универсальный характер. Вместо этого понятия философы нередко используют понятие. Когда говорят о бытии, то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует.
1. Понятие бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные формы бытия.
2. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.
3. Понятие природной среды. Влияние природной среды на жизнь общества (экономическую, политическую, духовную).
4. Какое, с Вашей точки зрения, определение понятия «сознание» является наиболее правильным и точным? Аргументируйте свой ответ.
Сознание – это …
космическое явление;
свойство мозга отражать объективную реальность;
свойство, присущее всем живым организмам;
свойство человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;
свойство мозга формировать понятия, суждения и умозаключения.
Какую роль в формировании человеческого сознания играет язык? Возможно ли человеческое сознание (как общественной продукт) без языка?
5. Как вы понимаете слова П.А. Флоренского о том, что «культура есть среда, растящая и питающая личность»?
6. Как вам представляется роль морали, права, власти в развитии общества?
НОУ Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
Экономический факультет
Кафедра ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: философия
Вариант 9
Выполнила:
студентка гр.222УМ
Екуенко Ю.С
№ зачетной книжки 12-2079
Проверила:
Фомина Н.В.
Красноярск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные формы бытия.
2. Проблема человеческого
существования в
3. Понятие природной среды. Влияние природной среды на жизнь общества (экономическую, политическую, духовную).
4. Какое, с Вашей точки зрения, определение понятия «сознание» является наиболее правильным и точным? Аргументируйте свой ответ.
космическое явление;
свойство мозга отражать объективную реальность;
свойство, присущее всем живым организмам;
свойство человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;
свойство мозга формировать понятия, суждения и умозаключения.
Какую роль в формировании человеческого сознания играет язык? Возможно ли человеческое сознание (как общественной продукт) без языка?
5. Как вы понимаете
слова П.А. Флоренского о том,
что «культура есть среда, раст
6. Как вам представляется роль морали, права, власти в развитии общества?
1. Понятие бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные формы бытия.
"Бытие" - одно из центральных понятий философии на протяжении ее истории.
В обыденной речи слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию бытия придаётся максимально обобщённый и универсальный характер. Вместо этого понятия философы нередко используют понятие. Когда говорят о бытии, то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует.
Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.
Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции.
Элементы
дуализма присущи философским системам
Декарта и Канта. Согласно Декарту,
между мирами материи и духа нет
ничего общего, каждый из них существует
независимо от другого. У Канта мир
феноменов человеческого
К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе.
Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.
Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).
Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.
Формы человеческого бытия можно представить так:
– бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии материальное бытие, созданное человеком;
– материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
– духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.
Кроме этих форм бытия, которые являются объектом нашего теперешнего анализа, существует еще социальное бытие, или бытие общества, природа которого будет рассмотрена в рамках учения об обществе.
Природное бытие – это материализованные, то есть видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем. Характернейшей особенностью этой формы бытия является ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия. Объективный и первичный характер природы подтверждается тем, что она возникла и существовала за много миллиардов лет до появления человека. Следовательно, признание ее существования не зависело от того, есть или нет человеческое сознание. Более того, как известно, сам человек является продуктом природы и появился на определенном этапе ее развития.
2. Проблема человеческого
существования в
Экзистенциализм (лат. exsistentia
– существование) или философия
существования – самое влиятель
В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени.
Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.
Экзистенциализм, будучи
попыткой осмысления социальных потрясений,
постигших европейскую
Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”.
При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.
Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.
Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.
Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");
• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);
• проблема бессмысленности жизни;
• проблема внутреннего выбора;
• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.
Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра— проблема выбора.
Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие".
"Для-себя-бытие" - высшая
реальность для человека, приоритетность
для него прежде всего его
собственного внутреннего мира.
Однако полностью осознать
Альбер Камю сделал главной
проблемой своей
Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна.
Большинство людей живет
своими мелкими заботами, радостями,
от понедельника до воскресенья, из года
в год и не придает своей
жизни целенаправленного
• соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;
• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").
В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.
3. Понятие природной среды. Влияние природной среды на жизнь общества (экономическую, политическую, духовную).
Многие философы, которые говорят о процессе взаимодействия природной среды и общества, понимают под природной средой, как правило, всю беспредельную Вселенную. Длительное время проблема взаимодействия общества и природной среды, с одной стороны, сводилась к анализу воздействия бесконечной природы на общественную жизнь, с другой - ограничивалась нередко, рамками планеты Земля.
Природная среда, в собственном смысле слова, ограничена лишь теми естественными процессами, которые имеют значимость для человека как социального субъекта обладают первостепенной ценностью для него.
Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда — все из природы.
В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы».
Природное в политической сфере
общества. На первый взгляд политические
механизмы общественного