Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

В обыденной речи слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию бытия придаётся максимально обобщённый и универсальный характер. Вместо этого понятия философы нередко используют понятие. Когда говорят о бытии, то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует.

Содержание работы

1. Понятие бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные формы бытия.
2. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.
3. Понятие природной среды. Влияние природной среды на жизнь общества (экономическую, политическую, духовную).
4. Какое, с Вашей точки зрения, определение понятия «сознание» является наиболее правильным и точным? Аргументируйте свой ответ.
Сознание – это …
космическое явление;
свойство мозга отражать объективную реальность;
свойство, присущее всем живым организмам;
свойство человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;
свойство мозга формировать понятия, суждения и умозаключения.
Какую роль в формировании человеческого сознания играет язык? Возможно ли человеческое сознание (как общественной продукт) без языка?
5. Как вы понимаете слова П.А. Флоренского о том, что «культура есть среда, растящая и питающая личность»?
6. Как вам представляется роль морали, права, власти в развитии общества?

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

НОУ Сибирский  институт бизнеса, управления и психологии

 

Экономический факультет

 

Кафедра ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: философия

Вариант  9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр.222УМ

Екуенко Ю.С

№ зачетной книжки 12-2079

Проверила:

Фомина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные формы бытия.

2. Проблема человеческого  существования в экзистенциализме.

3. Понятие природной  среды.  Влияние природной среды на жизнь общества (экономическую, политическую,  духовную).

4. Какое, с Вашей  точки зрения, определение понятия  «сознание» является наиболее  правильным и точным? Аргументируйте  свой ответ.

Сознание –  это …

космическое явление;

свойство мозга отражать объективную реальность;

свойство, присущее всем живым организмам;

свойство человеческого  мозга целенаправленно, обобщенно  и оценочно отражать объективную  реальность в чувственных или  логических образах;

свойство мозга формировать понятия, суждения и умозаключения.

Какую роль в формировании человеческого сознания играет язык? Возможно ли человеческое сознание (как  общественной продукт) без языка?

5. Как вы понимаете  слова П.А. Флоренского о том,  что «культура есть среда, растящая и питающая личность»?

6. Как вам представляется  роль морали, права, власти в  развитии общества?

 

1. Понятие бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные формы бытия.

 

"Бытие" - одно из центральных понятий  философии на протяжении ее истории.

В обыденной  речи слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию  бытия придаётся максимально  обобщённый и универсальный характер. Вместо этого понятия философы нередко  используют понятие.  Когда говорят о бытии, то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует.

Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому  самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под  него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и  сама Вселенная как отдельно взятое сущее.

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции.

Элементы  дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет  ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир  феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать.

К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах  бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе.

Последовательно плюралистическую теорию построил в  прошлом веке английский логик и  математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.

Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и  простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

Учение о  самоорганизации бытия входит в  содержание синергетики, изучающей  особенности развития сложных неравновесных  систем, к числу которых можно  отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.

Формы человеческого  бытия можно представить так:

– бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить  на природное бытие во всем его  многообразии материальное бытие, созданное  человеком;

– материальное бытие человека, в котором для  удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

– духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную  духовность и общечеловеческую духовность.

Кроме этих форм бытия, которые являются объектом нашего теперешнего анализа, существует еще  социальное бытие, или бытие общества, природа которого будет рассмотрена  в рамках учения об обществе.

Природное бытие  – это материализованные, то есть видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем. Характернейшей особенностью этой формы бытия является ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия. Объективный и первичный характер природы подтверждается тем, что она возникла и существовала за много миллиардов лет до появления человека. Следовательно, признание ее существования не зависело от того, есть или нет человеческое сознание. Более того, как известно, сам человек является продуктом природы и появился на определенном этапе ее развития.

 

2. Проблема человеческого  существования в экзистенциализме.

 

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия  существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.

В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и  ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию  и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени.

Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и  обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию  в первой половине ХХ-го века, обратился  к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия  выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”.

При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая  непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.

Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

Можно выделить следующие  проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• разительное противоречие между человеческим внутренним миром  и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек  одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где  он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности  жизни;

• проблема внутреннего  выбора;

• проблема поиска человеком  своего как внутреннего "Я", так  и внешнего — места в жизни.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра— проблема выбора.

Центральным понятием сартровской  философии является "для-себя-бытие".

"Для-себя-бытие" - высшая  реальность для человека, приоритетность  для него прежде всего его  собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя  человек может только через  "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему "другого".

Альбер Камю сделал главной  проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство людей живет  своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей  жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.

• соприкосновение со смертью — при соприкосновении  со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

• соприкосновение с  окружающим миром, природой — человек  беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").

В итоге смысл жизни, по Камю, находится  не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании  человека.

 

3. Понятие природной  среды.  Влияние природной среды на жизнь общества (экономическую, политическую,  духовную).

 

Многие философы, которые говорят  о процессе взаимодействия природной  среды и общества, понимают под  природной средой, как правило, всю беспредельную Вселенную. Длительное время проблема взаимодействия общества и природной среды, с одной стороны, сводилась к анализу воздействия бесконечной природы на общественную жизнь, с другой - ограничивалась нередко, рамками планеты Земля.

Природная среда, в собственном смысле слова, ограничена лишь теми естественными процессами, которые имеют значимость для человека как социального субъекта обладают первостепенной ценностью для него.

Влияние природной  среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда — все из природы.

В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы».

Природное в политической сфере  общества. На первый взгляд политические механизмы общественного управления и самоуправления не связаны с  природными факторами. Представляется, что политико-управленческая среда, будучи одной из надстроечных сфер общественной жизнедеятельности, целиком обязана своим возникновением общественным факторам и функционирует полностью как общественное образование и ради общественных преобразований, вместе с тем можно предположить, что помимо общих аспектов проявления природное имеет специфическое проявление в политико-управленческой области.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"