Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

В связи с развитием производительных сил общества, увеличением власти человека над силами природы и формированием классового общества начался процесс разложения мифологии. Крушение мифологии - это длительный процесс, который протекал в направлении как прямой ее критики, так и превращения мифологических образов в аллегорические образы художественного мышления и в отвлеченные категории теоретического мышления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
1. Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли……………………………
2. Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны………………………………………….
3. Этапы становления психологии
4. Заключение ……………………………………………………………
5. Список литературу…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………

    1. Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли……………………………
    2. Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны………………………………………….
    3. Этапы становления психологии
    4. Заключение ……………………………………………………………
    5. Список литературу…………………………………………………….

 

Введение

 

Возникновение философии  относится к глубокой древности. Зачатки философских знаний отчетливо  обнаруживаются еще в конце II - начале I тысячелетия до н. э. в Египте, Китае, Индии, Центральной Азии, в наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна.

С образованием первых цивилизаций, с появлением социально-классового размежевания и государства, с развитием  земледелия, ремесел, торговли и т.д. происходит накопление различных сведений и знаний, составляющих как бы предпосылки  будущей науки и приходящих в  противоречие с мифологически-религиозным  мировоззрением. В первую очередь  это касается математических, астрономических  и других знаний, которые становятся несовместимыми с бессистемностью  мифов и божественным произволом, а переход от родоплеменного строя  к рабовладению повлек за собой разрушение старых взглядов на мир и, следовательно, мифов, стимулировал поиск новых  форм объяснения мира. 

Важнейшей основой этих процессов  было развитие самого способа производства и связанного с этим изменений  в социально-экономических отношениях, а также образа жизни людей. Рабовладельческий  строй позволил осуществлять огромные строительные работы, содействовал развитию нового общественного строя, изменению  всей культуры общества. Развитие земледелия, ремесел и мореплавания способствовали накоплению большого объема новых знаний, что также было несовместимо с  прежним мифологическим и в значительной степени религиозным мировоззрением. 

Именно поэтому как  система мировоззрения философия  сложилась в рабовладельческом  обществе. Хронологически этот процесс  протекал в разных странах в разное время. Раньше всего формирование рабовладельческого общественного строя, как уже  указывалось, происходило в странах  Востока: Египте, Индии, Китае, Вавилоне, а затем уже в странах Европы, прежде всего в Греции.

В связи с развитием  производительных сил общества, увеличением  власти человека над силами природы  и формированием классового общества начался процесс разложения мифологии. Крушение мифологии - это длительный процесс, который протекал в направлении  как прямой ее критики, так и превращения  мифологических образов в аллегорические образы художественного мышления и  в отвлеченные категории теоретического мышления. С другой стороны, мифология  переросла в религию. Уступив свое место философии и науке, мифология, однако, еще долго продолжала жить в сознании людей, незаметно или открыто проникая и в философские системы, и в науку, и в искусство. Таким образом, естественное стремление человека осмыслить и обобщить природные явления, сложные отношения между человеком и природой, между самими людьми было бы невозможно без выработки определенной системы наиболее общих взглядов на природу, общество, человека.

Так возникает философия  – первое в истории человечества мировоззрение, основанное на знаниях, в том числе и научных, выражающее определенное отношение человека к  миру, природе, обществу, определенная интерпретация места в нем  человека, способ его социальной и  нравственной ориентации. 

 

Вопрос 1. Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли.

 

Под философским наследием  Древней Индии понимают философские  учения периода древности и средневековья, т.е. – индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской  философии Нового времен XVIII–XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии, в общем и целом соответствующих основным узловым моментам социально-экономической истории древней и средневековой Индии: «одический – первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический – вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества); классический – с первого тыс. н.э. вплоть до XVII–XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).

Мировая философия возникает  в Древней Индии в середине первого тысячелетия. Первые философские  тексты, известные человечеству –  упанишады – возникают в рамках так называемой ведической литературы и являются её наиболее поздней (по времени создания), заключительной частью. Упанишады, дословно получая  наставления в духовных беседах  с целью познания истины; отсюда – сокровенное знание, тайное учение) – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся  к классу шрути («откровения»), примыкающие  к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла. В толковании Шанкары, упанишады происходят от корня sad –  «уничтожение». Так как понятие  упанишады неотделимо от понятия  веды, то следует раскрыть понятие  веды.

Упанишады – это философские тексты на санскрите, которые подытоживают учения отдельных глав четырёх Вед и обычно встречаются в завершающих частях брахман и араньяк. Многие упанишады сохранились до наших дней, и на них написаны комментарии представителей различных школ веданты. Упанишады не следует воспринимать как однообразные книги – каждый текст связан с той Ведой, в которой он встречается, и поучения той или иной упанишады зачастую подаются в контексте соответствующего специфического ведического гимна или ритуала. В традициях веданты упанишады упоминаются как шрути – прастхана, или богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта).

Высказывания – Начикетас сказал: “В небесном мире нет никакого страха, там нет тебя (смерть) и не боятся старости ”.

Веды – это наиболее известные священные писания индуизма. Считается, что у Вед нет автора, и что они были "ясноуслышаны" святыми мудрецами далёкого прошлого, а спустя много тысячелетий, когда из-за духовного падения человечества с наступлением кали-юги всё меньшее количество людей стремилось изучать Веды и передавать устно (как того требовала традиция) из поколения в поколение, Ведавьяса ("веды скомпилировавший") структурировал остававшиеся доступными в то время священные писания и организовал их запись, оформив эти тексты в четыре Веды.

Ригведа:

Самхиту “Ригведы” принято считать древнейшим сохранившимся индийским текстом. “Ригведа” состоит из 1 028 гимнов на ведийском санскрите и 10 600 текстов, которые разделены на десять книг, называемых “ мандалы ”. Гимны посвящены ригведийским богам.

Отрывок  из ”Ригведа” 

 Оригинал        Перевод

auṃ vaaN^me manasi pratishhThitaa .  - Да будет мой ум основан на речи.  

mano me vaachi pratishhThitam.h . - O Лучезарный, открой мне Себя.

Яджур-веда:

“Яджур-веда” (“Веда жертвенных формул”) — состоит из мантр, частично заимствованных и адаптированных из “Ригведы” и изложенных в прозе. Мантры “Яджур-веды” имеют практическую цель — каждая мантра предназначена для использования во время определённой части ритуала жертвоприношения. Мантры этой Веды были составлены для всех ведийских обрядов, а не только для ритуала Сома, как в “Сама-веде”. Существует две основных редакции этой Веды — “Шукла Яджур-веда” и “Кришна Яджур-веда”. Происхождение и значение этих редакций точно неизвестны. В “Шукла Яджур-веде” содержатся исключительно тексты и формулы, необходимые для совершения жертвоприношений, а их пояснение и философское толкование выделены в отдельный текст “Шатапатха-брахману”. Этим она сильно отличается от “Кришна Яджур-веды”, в которой объяснения и толкования мантр интегрированы в основной текст и обычно следуют сразу же после каждой мантры. Сохранились четыре основных редакции “Кришна Яджур-веды”: “Майтраяни”, “Катха”,” Капиштхала – катха”,”Тайттирия”

Отрывок из “Кришна Яджур-веда”

Оригинал     Перевод

auṃ saha naavavatu . - Да защитит Он нас обоих (учителя и обучаемого), вместе, (открыв знание).

saha nau bhunaktu .- До защитит Он нас обоих, (одарив плодами знания).

Сама-веда:

Сама-веда — “Веда мелодий” или “наука о мелодиях”. Название этой Веды происходит от санскритского слова “саман” которое используется для обозначения мелодии метрического гимна или восхвалительной песни. Она состоит из 1549 строф, все из которых (за исключением 78-й) были заимствованы из “Ригведы”. Также как и в случае с ригведийскими строфами в ”джур-веде”, саманы были изменены и адаптированы для воспевания. Некоторые из ригведийских текстов повторяются по нескольку раз, включая которые, общее количество текстов “Сама-веды” составляет 1875. Сохранились две основных редакции “Сама-веды”: “Каутхума/Ранаяния”, “Джайминия”.

 

Атхарва-веда:

Атхарва-веда — писание, относящееся к Атхарванам и Ангирасам.  Некоторые исследователи толкуют значение слова как “священника, который совершает огненные жертвоприношения”, в то время как другие отвергают какое-либо отношения данного слова к священникам и указывают на родство термина авестийским.  Самое древнее упоминание слова “атхарван” содержится в “Ригведе”, где оно используется по отношению к некоторым риши. Уже в более поздней литературе термин употребляется по отношению к священникам.

 

Вопрос 2. Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

 

Европейский термин «философия»  в индуизме не имеет единого и  однозначного эквивалента. Ему соответствуют  понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование). Множество важных философем, изложенных интуитивным языком, находят уже  в древних текстах. Но основной формой существования и развития теоретической  мысли были даршаны. Они делятся  на ортодоксальные (признающие авторитет  вед) и неортодоксальные. Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме – локаята, джайнизм и буддизм. Становление даршан и  их развитие происходило в ситуациях  диспута, полемики друг с другом, а  также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили  друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана  развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Далее давайте рассмотрим основные направления и особенности  каждой школы в отдельности.

Санкхья.

Санкхья (размышление, число, исчисление) была весьма популярна  в древности, а в XV в. ее традиция прекратилась. Ее основателем считается легендарный мудрец Капила (до VI в. до н.э.). Произведения древних авторов неизвестны. Самый ранний из дошедших до нас текстов – Санкхья-карика Ишвараккришны. Он считается базовым текстом даршаны, к нему имеется множество комментариев.

Школа разрабатывала систему  онтологического дуализма. В качестве двух вечных начал выделялась единая и изменчивая материя – природа (пракрити), которая является основой  мира, и вечные неизменные духовные сущности (пуруши), воплощенные в  живых существах. При нарушении  равновесия трех сил (гун) пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего (таттв), которых в санкхье насчитывается 25. Пуруша остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Школа остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения (отделенность духа от продуктов пракрити) и способы правильного познания. Санкхья явилась теоретическим фундаментом йоги.

Ортодоксальности классической санкхьи нисколько не противоречит то обстоятельство, что, как полагают многие исследователи, в период своего зарождения и формирования эта система  была близка неортодоксальным течениям религиозно-философской мысли древней  Индии, в первую очередь буддизма (это не препятствовало, однако, острой полемике санкхьяиков с буддистами). Подобная близость проявилась прежде всего в постановке основной проблемы учения санкхьи – человеческого  страдания и пути освобождения от него. Строго говоря, такой вопрос является центральным и для ортодоксальных систем. Своеобразие же санкхьи заключается  в понимании причин страдания  и самой его сущности.

Восьмизвенная йога.

Восьмизвенная йога – одна из ортодоксальных даршан (вообще же слово  йога имеет в санскрите до 20 значений). Как философская школа, йога опирается  на Йога-сутры Патанджали (II–III вв. до н.э.). Он суммирует многовековой опыт практики развития йоги и дает его осмысление.

Все движение системы направлено от изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической  целостностью абсолюта к наиболее концентрированному воплощению человеческой природы. Йога достигла большой глубины в трактовке  психологических категорий.

Ньяя.

Основателем ньяи (способ, метод, рассуждение) считается автор Ньяя-сутр Готама (III–II вв. до н.э.). К базовым сутрам создан огромный комментаторский массив, в котором новым богатым содержанием выделяется комментарий Уддьотакары (VII в.). В истории школы выделяется два этапа: древняя ньяя и новая ньяя. Становление школы происходило в острой полемике с будистами.

В центре интересов школы  – методология мышления, развившегося позже в логику. В соответствии с фундаментальными реалистическими  установками находится теория вывода и учение о формах силлогизма. Силлогизм  в ньяе пятичленен.

Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. логиком Гангешей. Его основной труд – Таттва-чинтамани (Самоцвет категориального мышления). Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.

Вайшешика.

Древнейший основной текст  школы – Вайшеншика-сутры («вишеша» – особенное), приписываемый мудрецу  Канаде (III–II вв. до н.э.). Однако более авторитетным считается труд Прашастапады Падартхадхарма-санграха. (Компедиум атрибутов, свойственных называемым предметам).

Главным предметом рассмотрения школы была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два  пласта (космологический и рефлексивный). У Прашастапады реально сущее  имеет 6 видов, позже было добавлено 7-е – отсутствие (небытие). Детально разработана также атомистическая теория материи. Школе свойственна  последовательная и глубокая системность, полностью исчерпывающая поставленную проблематику.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"