Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

В связи с развитием производительных сил общества, увеличением власти человека над силами природы и формированием классового общества начался процесс разложения мифологии. Крушение мифологии - это длительный процесс, который протекал в направлении как прямой ее критики, так и превращения мифологических образов в аллегорические образы художественного мышления и в отвлеченные категории теоретического мышления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
1. Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли……………………………
2. Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны………………………………………….
3. Этапы становления психологии
4. Заключение ……………………………………………………………
5. Список литературу…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

В истории отмечен рост идейного патронажа веданты. Она  объявила все религиозные системы  возможными, но не эффективными в достижении истины. Со временем веданта утвердилась  как некая сверхсистема и философская  основа индуизма. В период национальной борьбы она была своеобразным национальным флагом, играя ведущую роль среди  других даршан. Ведантистскую окраску  принимали взгляды Вивекананды, Ауробино Гхоша, Рамакришны, Рам Мохан  Роя и др.

Неортодоксальные индуистские  даршаны.

Неортодоксальные школы  индийской философии отрицали основную догматику ранних Вед (или, чаще всего, были равнодушны по отношению к ней). Одновременно очевидна их идейная преемственность  и связь с Упанишадами. Например идеи выдающейся религиозно-философской  традиции древней Индии – буддизма (основал Сиддхартха Гаутама, Будда – “просветленный” в VI в. до н э) о первенстве небытия (не-сущего) над бытием, об иллюзорности, неистинности индивидуального человеческого существования, о возможности достижения состояния блаженства путем отказа от желаний и чувственных притязаний и др., – все эти идеи в неразвернутом и несистематизированном виде содержались в Чхандогье, Катхе – упанишадах. Близки ряду Упанишад некоторые нравственные идеи буддизма, его сдержанно-критическое отношение к кастовым предрассудкам (согласно буддизму, принадлежность к той или иной варне не играет существенной роли для личного спасения, главное – нравственные заслуги человека) и др.

Термином “настика” обозначались последователи учений, которые отрицали тот свет, посмертные воздаяния и смысл жертвоприношений. Позже так стали обозначать людей, не признававших авторитета вед. Одной из неортодоксальных даршан, популярных в древности и в средневековье, была локаята (распространенное в миру). Тексты школы утрачены. Все категории реальности школа выводит из материального мира, доходя в своих рассуждениях до нигилизма, а нередко и до тупиков. Она отрицала сотворение мира, существование души, признавала восприятие единственным средством познания мира и т.п. Цель жизни локаятики видели в получении удовольствий, прежде всего чувственных. В высказываниях оппонентов локаята нередко выглядит мишенью для насмешек.

Менее очевидной выглядит связь с Упанишадами джайнизма  – еще одной значительной религиозно-философской  школы Индии (основана Махавирой  в VI в. до н.э.). Критический аспект джайнизма по отношению к ранним ведиче-ским традициям – более нагляден: здесь и отрицание роли традиционных богов, и резкое осуждение ритуала (в особенности – связанного с жертвоприношением людей и животных), и более “либеральное” отношение к женщине (в отличие от брахманизма, где женщина низводилась до уровня варны шудр, джай-ны в религиозной жизни практически дали ей права, равные с мужчинами – от допуска к священным книгам и до возможности стать монахиней). Связь же с идейным наследием Упанишад, хотя и более опосредованная, у джайнизма, конечно же, имеется. В дуалистическом (допускающем одновременное существование материальной и духовной субстанций) учении джайнов весь мир одушевлен. Единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки и, подобно «атомам», могут переходить из тела в тело. Благодаря этому «непосредственному смыканию» души с любым, сколь угодно малым и удаленным, телом, становится возможным непосредственное (минуя чувства и разум) познание прошлого, настоящего и будущего, по сути дела – духовное видение. Такого рода интеллектуальная конструкция в значительной мере воспроизводит аналогичные мыслительные схемы из Каушитаки-упанишады, где речь идет о непосредственно познающем Атмане, свободно перемещающемся от одного тела к другому (слово “атман” означает “бегающий”).

Для анализа предлагается использовать следующие высказывания Будды:

“ Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью, – кто сдерживает себя в трех вещах. Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать… Я же называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и лишен благ ”.

 “Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто совершил все, что возможно совершить”.

Буддизм впервые обратился  к человеку не как к представителю  какого-либо сословия, клана, племени  или определённого пола, а как  к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что  женщины наравне с мужчинами  способны достичь высшего духовного  совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

Дхаммапада относится  к числу тех произведений, которые, как говорит традиция, составлены из изречений, приписываемых Будде  и произносившихся им по поводу того или иного случая. Если же еще  учесть, что в Дхаммападе весьма полно и широко изложены основные принципы морально-этической доктрины раннего буддизма, то станет понятным авторитет, которым она пользовалась и пользуется до сих пор у последователей буддизма, справедливо видящих в  ней компендиум буддийской мудрости, произведение, претендующее на роль учебника жизни.

Для нашего времени значение Дхаммапады состоит, пожалуй, прежде всего  в том, что она является одним  из самых высоких достижений древнеиндийской  и мировой художественной литературы. Прелесть Дхаммапады заключается в  необыкновенном изяществе ее сутр, каждая из которых представляет собой  законченный афоризм, поражающий емкой  краткостью и образностью.

Каждая сутра Дхаммапады – это маленькое рассуждение  на заданную тему, в котором тот  или иной штрих из древнеиндийской  повседневной жизни или необыкновенно  конкретное сравнение, поясняя определенную мысль, переводят ее в план житейского комментария, притчи, оттесняя дидактическую  сторону на задний план. Может быть, именно в таких случаях и следует  в первую очередь видеть фольклорные  связи Дхаммапады, впитавшей в  себя и лучшие традиции древнеиндийского народного творчества и многие достижения чисто литературных жанров.

 

Заключение

 

Одной из самых древних  мировых религий из трех (наряду с христианством и исламом) является буддизм. Он «старше» христианства «на 5 веков, а ислам «моложе» его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран, буддизм  сыграл и по сей день играет огромную роль.

Буддизм возник в Древней  индии в 6–5 вв. до н.э. Основателем  Буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623–544 гг. до н.э.), называемый Буддой – существом, достигшим состояния высшего совершенства («просветления»).

Одним из главнейших литературных источников буддизма являются сочинения  под названием Типитаки. Это сборники правил монашеского поведения, и  различные религиозно-нравоучительные  рассказы, религиозно-философские трактаты и стихотворные изречения.

Хинаяма и махаяма –  основные направления буддизма. Период расцвета Буддизма в Индии – 5 век  до н.э. – нач. 1-го тыс. н.э. Распространился  Буддизм в Юго-Восточную и Центральную  Азии, отчасти в Среднюю Азию и  Сибирь. В ходе развития Буддизма, в  нем постепенно сложились культ  Будды, ритуал, появились Сангхи (монашеские общины) и т.д. Глубокую асоциальность  мировоззрения Буддизма и отрешенность от мира, определяет индивидуализм  в трактовании философии буддизма.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"