Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:46, контрольная работа
В связи с развитием производительных сил общества, увеличением власти человека над силами природы и формированием классового общества начался процесс разложения мифологии. Крушение мифологии - это длительный процесс, который протекал в направлении как прямой ее критики, так и превращения мифологических образов в аллегорические образы художественного мышления и в отвлеченные категории теоретического мышления.
Введение………………………………………………………………
1. Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли……………………………
2. Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны………………………………………….
3. Этапы становления психологии
4. Заключение ……………………………………………………………
5. Список литературу…………………………………………………….
В истории отмечен рост идейного патронажа веданты. Она объявила все религиозные системы возможными, но не эффективными в достижении истины. Со временем веданта утвердилась как некая сверхсистема и философская основа индуизма. В период национальной борьбы она была своеобразным национальным флагом, играя ведущую роль среди других даршан. Ведантистскую окраску принимали взгляды Вивекананды, Ауробино Гхоша, Рамакришны, Рам Мохан Роя и др.
Неортодоксальные индуистские даршаны.
Неортодоксальные школы индийской философии отрицали основную догматику ранних Вед (или, чаще всего, были равнодушны по отношению к ней). Одновременно очевидна их идейная преемственность и связь с Упанишадами. Например идеи выдающейся религиозно-философской традиции древней Индии – буддизма (основал Сиддхартха Гаутама, Будда – “просветленный” в VI в. до н э) о первенстве небытия (не-сущего) над бытием, об иллюзорности, неистинности индивидуального человеческого существования, о возможности достижения состояния блаженства путем отказа от желаний и чувственных притязаний и др., – все эти идеи в неразвернутом и несистематизированном виде содержались в Чхандогье, Катхе – упанишадах. Близки ряду Упанишад некоторые нравственные идеи буддизма, его сдержанно-критическое отношение к кастовым предрассудкам (согласно буддизму, принадлежность к той или иной варне не играет существенной роли для личного спасения, главное – нравственные заслуги человека) и др.
Термином “настика” обозначались последователи учений, которые отрицали тот свет, посмертные воздаяния и смысл жертвоприношений. Позже так стали обозначать людей, не признававших авторитета вед. Одной из неортодоксальных даршан, популярных в древности и в средневековье, была локаята (распространенное в миру). Тексты школы утрачены. Все категории реальности школа выводит из материального мира, доходя в своих рассуждениях до нигилизма, а нередко и до тупиков. Она отрицала сотворение мира, существование души, признавала восприятие единственным средством познания мира и т.п. Цель жизни локаятики видели в получении удовольствий, прежде всего чувственных. В высказываниях оппонентов локаята нередко выглядит мишенью для насмешек.
Менее очевидной выглядит связь с Упанишадами джайнизма – еще одной значительной религиозно-философской школы Индии (основана Махавирой в VI в. до н.э.). Критический аспект джайнизма по отношению к ранним ведиче-ским традициям – более нагляден: здесь и отрицание роли традиционных богов, и резкое осуждение ритуала (в особенности – связанного с жертвоприношением людей и животных), и более “либеральное” отношение к женщине (в отличие от брахманизма, где женщина низводилась до уровня варны шудр, джай-ны в религиозной жизни практически дали ей права, равные с мужчинами – от допуска к священным книгам и до возможности стать монахиней). Связь же с идейным наследием Упанишад, хотя и более опосредованная, у джайнизма, конечно же, имеется. В дуалистическом (допускающем одновременное существование материальной и духовной субстанций) учении джайнов весь мир одушевлен. Единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки и, подобно «атомам», могут переходить из тела в тело. Благодаря этому «непосредственному смыканию» души с любым, сколь угодно малым и удаленным, телом, становится возможным непосредственное (минуя чувства и разум) познание прошлого, настоящего и будущего, по сути дела – духовное видение. Такого рода интеллектуальная конструкция в значительной мере воспроизводит аналогичные мыслительные схемы из Каушитаки-упанишады, где речь идет о непосредственно познающем Атмане, свободно перемещающемся от одного тела к другому (слово “атман” означает “бегающий”).
Для анализа предлагается использовать следующие высказывания Будды:
“ Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью, – кто сдерживает себя в трех вещах. Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать… Я же называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и лишен благ ”.
“Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто совершил все, что возможно совершить”.
Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.
Дхаммапада относится к числу тех произведений, которые, как говорит традиция, составлены из изречений, приписываемых Будде и произносившихся им по поводу того или иного случая. Если же еще учесть, что в Дхаммападе весьма полно и широко изложены основные принципы морально-этической доктрины раннего буддизма, то станет понятным авторитет, которым она пользовалась и пользуется до сих пор у последователей буддизма, справедливо видящих в ней компендиум буддийской мудрости, произведение, претендующее на роль учебника жизни.
Для нашего времени значение Дхаммапады состоит, пожалуй, прежде всего в том, что она является одним из самых высоких достижений древнеиндийской и мировой художественной литературы. Прелесть Дхаммапады заключается в необыкновенном изяществе ее сутр, каждая из которых представляет собой законченный афоризм, поражающий емкой краткостью и образностью.
Каждая сутра Дхаммапады – это маленькое рассуждение на заданную тему, в котором тот или иной штрих из древнеиндийской повседневной жизни или необыкновенно конкретное сравнение, поясняя определенную мысль, переводят ее в план житейского комментария, притчи, оттесняя дидактическую сторону на задний план. Может быть, именно в таких случаях и следует в первую очередь видеть фольклорные связи Дхаммапады, впитавшей в себя и лучшие традиции древнеиндийского народного творчества и многие достижения чисто литературных жанров.
Заключение
Одной из самых древних мировых религий из трех (наряду с христианством и исламом) является буддизм. Он «старше» христианства «на 5 веков, а ислам «моложе» его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран, буддизм сыграл и по сей день играет огромную роль.
Буддизм возник в Древней индии в 6–5 вв. до н.э. Основателем Буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623–544 гг. до н.э.), называемый Буддой – существом, достигшим состояния высшего совершенства («просветления»).
Одним из главнейших литературных
источников буддизма являются сочинения
под названием Типитаки. Это сборники
правил монашеского поведения, и
различные религиозно-
Хинаяма и махаяма –
основные направления буддизма. Период
расцвета Буддизма в Индии – 5 век
до н.э. – нач. 1-го тыс. н.э. Распространился
Буддизм в Юго-Восточную и