Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 07:21, контрольная работа
Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др. Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.
1. Проблема познаваемости мира и ее различные интерпретации. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о познаваемости мира
2. Идейные истоки, особенности и исторические этапы развития русской философии
3. Специфика и взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной подсистем общества
4. «Новая философия, – писал Л. Фейербах, немецкий философ X1X в., излагая суть своего учения, – превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии…»
5. С какими убеждениями Вы не согласитесь
6. Как вы понимаете слова К. Маркса о культуре как показателе степени отдаленности человечества от животного состояния, степени «человеческой сущности общества» и «общественной сущности человека»
Литература
«Общество» подчеркнута
идея взаимосвязи людей и
Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Попытаемся выделить некоторые из этих частей и проследить связи между ними.
К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни. Их выделяют несколько: экономическая (отношения в процессе материального производства), социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп), политическая (деятельность государственных организаций, политических партий), духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).
Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование: составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.
Человек входит в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации.
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, юридические, нравственные и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.
Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Так, изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков- и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода,- в этом следует искать истоки коллективистской морали. Также с позиций борьбы за существование и выживание люди не считали безнравственным освобождаться от тех, кто мог стать обузой для коллектива.
Хорошо прослеживается связь
правовых норм и социально-экономических
отношений. Обратимся к известным
историческим фактам. В одном из
первых сводов законов Киевской Руси,
который называется «Русская Правда»,
предусмотрены различные
Общественная жизнь находится
в постоянном развитии. Темпы и
масштабы его могут быть различными:
в истории человечества были периоды,
когда сложившийся порядок
4. «Новая философия, – писал Л. Фейербах, немецкий философ X1X в., излагая суть своего учения, – превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии…»
Как вы понимаете данное высказывание Л. Фейербаха? Какую новую разновидность материализма разработал Фейербах, её достоинства и недостатки.
Философское учение Л. Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. В центре философии, по его мнению, должен находиться человек как высшее существо природы. Фейербах отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, рассматривающих человека, по преимуществу, как духовное существо. Фейербах стремится по-новому осмыслить понятие субъекта. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не “абсолютный дух”, “мировой разум”, а реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Фейербах стремится реабилитировать природно-биологическое начало в человеке, от которого в значительной степени абстрагировался немецкий идеализм. “Я” у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек обладающий телом и мыслящей головой, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.
Важнейшей характеристикой субъекта в системе Л. Фейербаха является чувственность. Чувственность - это синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств “природы человека”, его телесности, разума, воли, “сердца”. Однако, Фейербах не замыкается на натуралистическом описании субъекта, он пытается преодолеть этот натурализм, вводя в понятие субъекта не просто “Я”, но и другого человека. “Идеализм прав, - писал он, - в своих поисках источников идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из “Я”, без чувственного данного “Ты”. Идеи возникают только из общения между людьми, только из разговора человека с человеком” (Фейербах Л. Избр. филос. произв., М., 1955, т. 1, с. 190). Таким образом, чувственность в его системе рассматривается не как натуральная и непосредственная, а как опосредованная общением с другим человеком. Следовательно, отношение человека и природы опосредуется отношением человека к человеку. Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. В ходе этого общения и совместной деятельности субъективные и частные определения человеческой природы поднимаются до всеобщих объективных определений, и индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой, образует целостность человеческих способностей. Это значит, что человек, отправляя “функции рода” превратил сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.
Человек у Фейербаха - природное
существо, а связаны люди между
собой только природными, естественными
связями. Ни историческая эпоха, ни тип
общественных отношений, ни классовая
(сословная, национальная, профессиональная)
принадлежность человека, с точки
зрения антропологического материализма,
значения не имеют. По справедливому
замечанию Маркса, Фейербах слишком
большое значение придавал в своем
взгляде на человека природе и
слишком малое - политике. А Энгельс,
характеризуя философскую позицию
Фейербаха в целом, показал, что
автор “Сущности христианства”
в своей критике идеализма
не был последователен. Защищая материализм
“внизу” (во взглядах на природу), он остался
идеалистом “вверху” (в понимании
человеческой истории). Антропологический
материализм не мог вывести ни
самого Фейербаха, ни его последователей
за границы пассивно-
Философию Фейербаха обычно
квалифицируют как “
“Новая философия, - объяснял Фейербах, - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и внешний предмет философии; превращая, следовательно, антропологию... в универсальную науку”.
Однако, как это часто
случается, “позитивная”, так сказать,
часть воззрения Фейербаха
Поэтому и оставался Л. Фейербах своеобразным лидером философских авторитетов своей эпохи, “властителем дум” недолгий период времени. Ему на смену уже спешила гораздо более мощная по силе воздействия оригинальная материалистическая философия Маркса и Энгельса.
5. С какими убеждениями Вы не согласитесь
– «Человек – самая слабая в мире тростинка, но эта тростинка – мыслящая» (Б. Паскаль);
– «Прочие твари, пригнувшись к земле, только землю и видят. Лик человека ж вознесся, и небо стал созерцать он, гордо подняв свои взоры к далеким небесным светилам» (П. Овдий);
– «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала, он ее переделывает» (А. Франс);
– «Человеку свойственно стремиться к новизне» (Плиний Старший);
– «Без многого может обходиться человек, но только не без людей»
( К. Берне),
– «Человек отличается от других созданий способностью смеяться» (Д. Адиссон).
Не могу не согласиться с каждым из убеждений Великих. Хочу лишь добавить к высказыванию Д. Адиссона слова Пифагора: «Шутку, как и соль, нужно употреблять с умеренностью». А в остальном все верно. Великие мыслители не ошиблись в своих суждениях: с каждым из них я соглашаюсь.
6. Как вы понимаете
слова К. Маркса о культуре
как показателе степени
Я полагаю, что К. Маркс сущность человека и культуры видит в их социальности. Он видит развитие человеческой сущности общества – в развитии свободы всех людей, составляющих общество.
Сущность человека состоит
в деятельности и общественных отношениях,
взятых не в отдельности, а в их
единстве, т.е. говорят о “социально-
Маркс, с одной стороны,
пытался подойти к сущности человека
с конкретно-исторической, социально
данной стороны (это предполагает, что
сущность каждого человека может
меняться в зависимости от условий),
особо не выделяя при этом значения
практически-деятельного
Маркс пишет, что общество
– это сверхсложная система, включенная
в систему Природы и Космоса
и обладающая значительной спецификой
в своем возникновении и
Общество – вероятностная система, в которой не все поддается логике, законам. Но современный этап его развития не исключает, а, наоборот, предполагает глубокое знание основных закономерностей общественного развития, которое возможно при взаимодействии всех форм и уровней общественного сознания – науки, религии, морали, политических и экономических учений.
Литература
1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. – М.: Знание, 1998 г.
2. Алексеев П.В., Панин
А.В. Хрестоматия по философии.
3. Большая Советская
4. Злобин Г.С. Вопросы философии. – М.: Наука, 1988
5. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры//Проблема человека в западной философии - М.: АРТ, 2001.
6. Миронов В.В. Философия. – М.: Знание, 1998 г.
7. Новейший философский словарь. – М.: Вега-М, 2009.
8. Соловьев В. А. Всемирная история. – М.: Знание, 1990
9. Фейербах Л. Избранные философские произведения. - М.: 1955, т. 1, с. 190