Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:28, контрольная работа
1 Характерные черты немецкой классической филосифии
Центром европейской философской мысли во второй половине XVII− начале XIX в. становится Германия. Немецкая классическая философия представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724 - 1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872).
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций.
1 Характерные черты немецкой классической филосифии
Центром европейской философской
мысли во второй половине XVII− начале
XIX в. становится Германия. Немецкая классическая
философия представлена философским творчеством Иммануила
Канта (1724 - 1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814), Фридриха
Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Георга Вильгельма Фридриха
Гегеля (1770 - 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872).
Каждый из названных философов создал
свою философскую систему, отличающуюся
богатством идей и концепций. Вместе с
тем немецкая классическая философия
представляет собой единое духовное образование,
которое характеризуется следующими общими
чертами:
1. Своеобразным пониманием роли философии
в истории человечества, в развитии мировой
культуры. Классические немецкие философы
полагали, что философия призвана быть
критической совестью культуры, «конфронтирующим
сознанием», «усмехающимся над действительностью»,
«душой» культуры.
2. Исследовались не только человеческая
история, но и человеческая сущность. У
Канта человек рассматривается как нравственное
существо. Фихте подчеркивает активность,
действенность сознания и самосознания
человека, рассматривает устройство человеческой
жизни согласно требованиям разума. Шеллинг
ставит задачу показать взаимосвязь объективного
и субъективного. Гегель расширяет границы
активности самосознания и индивидуального
сознания: самосознание индивида у него
соотносится не только с внешними предметами,
но и с другими самосознаниями, из чего
возникают различные общественные формы.
Он глубоко исследует различные формы
общественного сознания.
3. Все представители немецкой классической
философии относились к философии как
к специальной системе философских дисциплин,
категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве
философских дисциплин, прежде всего,
гносеолоию и этику. Шеллинг -- натурфилософию,
онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением»,
видел в ней и такие разделы, как онтологический,
гносеологический, социально-политический.
Гегель создал широкую систему философских
знаний, в которую вошли философия природы,
логика, философия истории, история философии,
философия права, философия морали, философия
религии, философия государства, философия
развития индивидуального сознания и
др. Фейербах рассматривал онтологические,
гносеологические и этические проблемы,
а также философские проблемы истории
и религии.
4. Немецкая классическая философия разрабатывает
целостную концепцию диалектики.
Кантовская диалектика -- это диалектика
границ и возможностей человеческого
познания: чувств, рассудка и человечес-кого
разума.
Диалектика Фихте сводится к исследованию
творческой активности Я, к взаимодействию
Я и не Я как противоположнос-тей, на основе
борьбы которых происходит развитие самосознания
человека. Шеллинг переносит на природу
разработанные Фихте принципы диалектического
развития. Природа у него -- становящийся,
развивающийся дух.
Великим диалектиком является Гегель,
который представил развернутую, всестороннюю
теорию идеалистической диалектики. Он
впервые представил весь естественный,
исторический и духовный мир в виде процесса,
т.е. исследовал его в беспрерывном движении,
изменении, преобразовании и развитии,
противоречиях, количественно-качественных
и качественно-количественных изменениях,
прерывах постепенности, борьбе нового
со старым, направленном движении. В логике,
философии природы, в истории философии,
в эстетике и т.д. -- в каждой из этих областей
Гегель стремился найти нить развития.
Вся немецкая классическая философия
дышит диалектикой. Особо надо сказать
о Фейербахе. Хоть Фейербах и критикует
гегелевскую систему объективного идеализма
(с его идеалистической диалектикой), сам
он в своих философских исследованиях
диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия
и изменения, единство противоположностей в развитии
явлений (дух и тело, сознание человека
и материальная природа). Им предпринята
попытка найти взаимосвязь индивидуального
и социального. Другое дело, что антропологи-ческий
материализм не выпускал его из своих
рамок, хотя диалектический подход при
рассмотрении явлений не был пол-ностью
ему чужд.
Немецкая классическая философия - это
философия национальная. В ней отражаются
особенности существования и развития
Германии второй половины XVIII в. и первой
половины XIX в.: ее экономическая отсталость
в сравнении с развитыми в то время государствами
(Голландия, Англия) и политическая раздробленность.
Немецкие философы - патриоты своего отечества.
В разгар войны с Францией, когда войска
Наполеона стояли в Берлине (1808 г.), Фихте,
сознавая грозящую ему опасность, произнес
свои “Речи к немецкой нации”, в которых
стремился пробудить самосознание немецкого
народа против оккупантов. Во время освободительной
войны против Наполеона Фихте вместе со
своей женой посвятил себя уходу за ранеными.
Гегель, видя всю неприглядность немецкой
действительности, тем не менее, заявляет,
что прусское государство построено на
разумных началах. Оправдывая прусскую
монархию, Гегель пишет, что государство
в себе и для себя есть нравственное целое,
осуществление свободы.
Классическая немецкая философия противоречива,
как противоречива сама немецкая действительность.
Кант лавирует между материализмом и идеализмом;
Фихте переходит с позиций субъективного
на позиции объективного идеализма; Гегель,
оправдывая немецкую действительность,
с восхищением пишет о Французской революции
как о восходе солнца.
2 Философия Канта
Биография Канта, «доктрический» период его деятельности
Родился в 1724 году в Кёнигсберге
в небогатой семье
В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.
Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрицеЕлизавете Петровне.
Естественнонаучные и
философские изыскания Канта
дополняются «
С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант рассказал о целях своей работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
1) что я могу знать? (метафизика);
2) что я должен делать? (мораль);
3) на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)»[1].
В этот период Кантом были написаны
фундаментальные философские
«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемо
«Критика практического разума» (1788) — этика
«Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцехдаже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел[2]. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр[3].
Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию[прим 2].
Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.
Докритический период творчества
Канта охватывает половину его научной
деятельности: от первой работы мыслителя
1746 г «Мысли об истинной оценке живых сил»
до диссертации 1770 г « О форме и принципах
чувственно воспринимаемого и умопостигаемого
мира». Уже в своей первой книге — «Мыслях об истинной оценке живых
сил» (1749) Кант обнаружил стремление преодолевать
крайности враждующих философских школ,
а также интерес к изучению сущности материи
и пространства. В ранний период Кант считал
пространство динамической средой, возникающей
при взаимодействии составляющих его
простых субстанций при условии наличия
у них общей причины — Бога. Такая трактовка
позволяла релятивизировать фундаментальные
характеристики пространства, такие как
количество его измерений. При изменении
параметров взаимодействующих субстанций,
утверждал Кант, пространство могло бы
иметь не три, а больше измерений.
Помимо написания абстрактных философских
трактатов в докритический (как, впрочем,
и в критический) период Кант создавал
и более популярные тексты. Так, он обнародовал
несколько эссе по истории Земли, о причинах
землетрясений и т. п. Но самой известной
работой натурфилософского цикла стала
опубликованная в 1755 г. «Всеобщая история и теория неба». Здесь Кант рисует картину
развивающейся Вселенной, естественным
путем формирующейся из хаоса материи
под воздействием сил притяжения и отталкивания.
Кант был уверен, что с течением времени
порядок постепенно вытесняет хаос. В
«Истории неба» он также подчеркивает,
что, хотя мир упорядочивается одними
лишь естественными законами, это не означает,
что в его истолковании ученый может обойтись
без понятия Бога. Ведь сами естественные
законы, порождающие космическую гармонию,
не могут быть результатом случая и должны
мыслиться как творение Высшего разума.
Кроме того, даже изощренные естественно-научные
методы, считал Кант, не могут объяснить
феномен целесообразности вообще и жизни
в частности. Это убеждение Кант сохранил
и в критический период своего творчества,
отрицая, что целесообразность живых существ
может быть истолкована без привлечения
понятия разумной причины природы — он
был, как говорится, мыслителем додарвиновской
эпохи.
Несмотря на интерес Канта к натурфилософской
и естественно-научной тематике, в центре
его внимания находилась все же не физика,
а метафизика. Уже в ранний период он отступал
от буквального изложения использовавшихся
им в лекциях вольфианских учебников и
пытался найти собственный путь в этой
науке. Точнее, он считал, что метафизике
еще предстоит стать таковой. Для придания
ей строгости он предпринял целый ряд
методологических изысканий. Важно, что
Кант не разделял распространенного в
то время мнения, что для превращения в
строгую науку метафизика должна уподобиться
математике. Он доказывал, что методы этих
наук разнятся. Математика конструктивна,
метафизика — аналитична. Задача метафизики
состоит в том, чтобы выявить элементарные
понятия человеческого мышления. И уже
в докритический период Кант не раз высказывал
мысль, что философ должен всячески сторониться
произвольных измышлений. Иными словами,
важной проблемой философии оказывался
вопрос о границах человеческого познания.
Об этом Кант заявляет в одной из центральных
работ докритического периода «Грезы духовидца, поясненные
грезами метафизики» (1766), где он приходит к выводу,
что границы знания в целом совпадают
с границами опыта. Данный тезис является
теоретической основой для критики им
шведского мистика Э. Сведенборга, которой,
собственно, и посвящены «Грезы духовидца».
Сведенборг смело рассуждал о сверхчувственном
мире и говорил о существовании особой
духовной среды, обеспечивающей непосредственное
общение душ. Кант подрывал основы подобных
метафизических фантазий.
Вместе с тем неправильно было бы трактовать
раннюю философию Канта исключительно
в эмпиристских и скептических тонах.
«Скептический метод», взятый им от Юма,
был лишь одной из исследовательских программ,
разрабатывавшихся Кантом в докритический
период. В ряде сочинений этого периода
Кант предстает перед читателем в совершенно
другом облике — как мыслитель, устремленный
в сверхчувственные высоты и уверенный
в их досягаемости. Речь идет прежде всего
о работе 1763 г. «Единственно возможное основание
для доказательства бытия Бога». Критикуя здесь традиционные
доводы в пользу бытия высшего Существа,
Кант вместе с тем выдвигает собственный,
«онтологический» аргумент, основанный
на признании необходимости какого-то
существования (если ничего не существует,
то нет материала для вещей, и они невозможны;
но невозможное невозможно, а значит какое-то
существование необходимо) и отождествлении
этого первосуществования с Богом1. К «догматическим» произведениям
докритического периода может быть причислен
также «Опыт некоторых наблюдений об
оптимизме» (1759) и диссертация 1770 г. «О форме и принципах чувственно-воспринимаемого
и умопостигаемого мира».
Но если в «Опыте» Кант выстраивает вполне
традиционные схемы в духе лейбнице-вольфовской
философии, то в диссертации он рассуждает
о познаваемости сверхчувственного мира
с иных позиций, опираясь на разработанную
им в конце 60-х гг. новую теорию пространства
и времени. В этот период Кант отказался
от ранее принимавшейся им релятивистской
теории пространства, так как обнаружил,
что объяснение пространства через соотношение
субстанций не позволяет концептуализировать
такое важнейшее свойство последнего
как различие правого и левого (так, правая
и левая перчатки могут быть совершенно
тождественными в плане соотношения их
частей, и тем не менее отличаться друг
от друга: правую перчатку нельзя надеть
на левую руку). Этот феномен «неконгруэнтных
подобий», зафиксированный в работе 1768
г. «О первом основании различения
сторон в пространстве», заставил Канта принять концепцию
абсолютного пространства, хотя ньютоновская
трактовка такого пространства как вместилища
вещей, обладающего самостоятельной реальностью,
всегда казалась ему нелепой. И уже в 1769
г. Кант находит способ избавиться от этой
загадочной сущности. Суть кантовского
решения, которое изложено в его диссертации
1770 г., состоит в том, что абсолютное пространство
может быть истолковано в субъективном
смысле, т. е. в качестве независимого от
вещей субъективного условия восприятия
человеком внешних воздействий, или априорной
формы чувственного созерцания. По аналогии
с пространством Кант переосмыслил и время,
которое тоже оказалось у него априорной
формой чувственности, только в случае
с временем речь идет не о внешнем, а о
внутреннем чувстве. При таком понимании
непосредственные пространственно-временные
предметы чувств оказались лишены самостоятельного,
т. е. независимого от воспринимающего
субъекта существования и получили название
«феноменов». Вещи же, как они существуют
независимо от нас, «сами по себе», были
названы Кантом «ноуменами», чтобы подчеркнуть
их нечувственный, «интеллигибельный»
характер.
Эта концепция впоследствии была обозначена
Кантом как трансцендентальный
идеализм. Одним из ее следствий оказывается
методологический вывод о недопустимости
смешения чувственных и рассудочных понятий.
Ведь сама возможность помыслить вещи
сами по себе свидетельствует, что способность
мышления (рассудок) не ограничивается
в своем применении миром чувственных
феноменов. Попытки уравнять области применения
чувственных и рассудочных понятий, как
это, к примеру, происходит в высказывании
«все, что существует, существует где-то
и когда-то»2 являются, говорил Кант, главной
причиной метафизических заблуждений.
Подобный тезис Кант защищал и в критический
период, но в ином контексте. В 1770 г. он
полагал, что человек может не только мыслить,
но и познавать вещи сами по себе, т. е.
мыслить их с сознанием объективной истинности
этих мыслей. Через 10 лет, когда он опубликовал
«Критику чистого разума» (1781, второе переработанное
издание — 1787 г.) его позиция кардинально
изменилась. Теперь Кант утверждал, что
человек в состоянии познавать только
феномены, но никак не вещи сами по себе
«Критический» период Канта, его гносеологическая концепция
Наступление критического периода было связано с работой к форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира» (1770), в которой И. Кант противопоставил два способа представления мира: естественнонаучный и философский. Для естествознания мир предстает как явление (феномен), которое всегда находится в пространстве и времени. Такой мир определяется структурами человеческого сознания, носит субъективный характер и подчиняется законам физики. Это мир несвободы, где положения философии, морали и религии лишены смысла. В мире феномен человек предстает как физический объект, движение которого определяется теми же законами, что и движение неодушевленных предметов. Для философии мир предстает как сверхчувственный (ноумен), находящийся вне пространства и времени, не подчиняющий законам физики. В таком мире возможны свобода, Бог бессмертие души, он является местом духовной жизни человека.
Основные положения
критической философии И. Канта
Познание начинается
с чувственности, которая испытывает
воздействие со стороны объективного
мира или «вещи в себе». Полученные ощущения обрабатыва
Наименьшее значение в сфере научного познания имеет разум, высшая познавательнаяспособность. Он выступает и как систематизатор знаний и как источник целей научного познания. Самостоятельно познавать мир разум оказывается не в состоянии, так он не имеет доступа к чувственному опыту. Такой «теоретический» разум периодически впадает в противоречия, пытаясь познавать мир, и не имея для этого соответствующих возможностей. Разум состоит из трех идей - Бог, душа и мир как целое. Каждую из этих идей он пытается познавать, впадая при этом в неразрешимые «диалектические» противоречия. Обличая иллюзорный характер познавательной деятельности разума, И. Кант, тем самым, отрицает возможность научного познания религиозных истин, связанных с проблемами существования Бога, бессмертия души и происхождения мира. Душа и Бог не являются предметами привычного чувственного опыта, а мир всегда дан человеку не целиком, а лишь представлен своей незначительной частью. Поэтому И. Кант подвергает подробному рассмотрению и критике философские теории, доказывающие бессмертие души, существование Бога или рассуждающие на тему творения мира.
Однако слабость «теоретического» разума превращается в силу, когда речь заходит о «практическом» разуме. Сферу практического разума образуют моральные поступки человека, его внутренний духовный мир и отношения с другими людьми. Для практического разума человек предстает не как физическое тело, подчиненное неумолимым причинно-следственным связям механики И. Ньютона, а как свободная личность, которая сама определяет причины своих поступков. Духовная жизнь человека протекает уже не в чувственном мире феномена, подчиненном законам рассудка, а в сверхфизическом мире ноумена, подчиненном законам разума. Этот мир стоит выше чувственного мира, а практический разум стоит выше теоретического естественнонаучного разума. Это связано с тем, что знание обретает смысл лишь тогда, когда помогает человеку стать человеком. Теоретический разум и связанное с ним естествознание оказываются не в состоянии решить эту задачу. Предметом и главной целью практического разума является благо, которое достижимо только в поступках. Три идеи разума, которые вызывали иллюзии и противоречия в теоретической сфере, превращаются в практической сфере в три важнейших постулата, без которых невозможна жизнь человека и человечества в целом. Эти постулаты - свобода воли в умопостигаемом мире, бессмертие души ибытие Бога. Хотя они не могут быть доказаны или опровергнуты средствами науки, тем не менее, они являются объектом веры, без которой невозможно совершение моральных поступков. Практический разум выступает как единство разума и воли, знания и действия, которое выражается в понятии «категорического императива», представляющего собой центральное звено учения И. Канта о практическом разуме. Категорический императив представляет собой вечный моральный закон, который определяет форму моральных поступков и характеризует основанное на разуме волевое действие. Согласно И. Канту, категорический императив требует от человека при совершении поступка представлять себе ситуацию, при которой его поступок стал бы для всех всеобщим образцом и законом поведения. Например, если человек собирается совершить кражу, то он должен представить себе, что произойдет, если так будет поступать каждый.