Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:28, контрольная работа
1 Характерные черты немецкой классической филосифии
Центром европейской философской мысли во второй половине XVII− начале XIX в. становится Германия. Немецкая классическая философия представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724 - 1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872).
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций.
Главное условие
морального поступка - возможность
принятия свободного независимого от
внешних обстоятельств решения.
Не может считаться моральным
поступок, совершаемый в расчете
на вознаграждение, из корыстных соображений
или под влиянием инстинктов. Моральный
поступок может совершаться только
на основе разума, который обретает
свободу в умопостигаемом мире ноумена.
Таким образом, мир как «вещь
в себе», отрытый от теоретического
разума науки, открыт практическому
разуму морали и религии. В кантовской
философской системе
Резкое противопоставление
феноменального и ноуменального
миров, необходимости и свободы,
теории и практики в философии
И. Канта воспринималось многими
его современниками как источник
неустранимых противоречий. Попытка
И. Канта придать завершенность
своей системе с помощью
Этическое учение Канта
«В основе
этики Канта, как и всей его
философии, лежит различение между
миром чувственным (эмпирическим) и
миром умопостигаемым. На уровне эмпирического
мира действуют чувственность и
рассудок, обобщающий данные чувственности.
В умопостигаемом мире действует
разум в соответствии со всеобщими
объективными законами разума, независимыми
от чувственного эмпирического мира. В
этическом и практическом аспектах эта
независимость предстает как свобода
и автономия разума от чувственных склонностей,
потребностей и страстей. Объективные
законы разума здесь выражены в форме
объективных законов воления или императивов»
Центральным
понятием этики Канта являются императивы
и соответствующие им практические формулировки,
предписания — максимы, но для выявления
основополагающих императивов и максим
Кант вводит вспомогательное понятие
«царство целей», сыгравшее исключительную
роль в последующей аксиологии.
«Понятие
каждого разумного существа, обязанного
смотреть на себя как на устанавливающее
через все максимы своей воли всеобщие
законы, чтобы с этой точки зрения судить
о самом себе и своих поступках, приводит
к другому, связанному с ним очень плодотворному
понятию, а именно к понятию царства целей.
Под царством же я понимаю систематическую
связь между различными разумными существами
через общие им законы. А так как законы
определяют цели согласно своей общезначимости,
то, если отвлечься от индивидуальных
различий между разумными существами,
равно как и от всего содержания их частных
целей, можно мыслить целое всех целей
(и разумных существ как целей самих по
себе, и собственных целей, которые каждое
из них ставит самому себе) в систематической
связи, т.е. царство целей, которое возможно
согласно вышеуказанным принципам.
В самом деле, все разумные существа подчинены
закону, по которому каждое из них должно
обращаться с самим собой и со всеми другими
не только как со средством, но также как
с целью самой по себе. Но отсюда и возникает
систематическая связь разумных существ
через общие им объективные законы, т.е.
царство, которое, благодаря тому, что
эти законы имеют в виду как раз отношение
этих существ друг к другу как целей и
средств, может быть названо царством
целей, которое, конечно, есть лишь идеал»
Кант неустанно проводит различие между
целями, имеющими источник в чувственном
мире склонностей и потребностей, и целями,
которые значимы «сами по себе», в силу
своего соответствия объективным законам
разума и воления. Именно эти цели имеют
собственное достоинство, значимость,
ценность. Тут мы подходим, наконец, к понятию
ценности, также вспомогательному для
Канта, но центральному для нас.
«Все предметы склонности имеют лишь обусловленную
ценность, так как если бы не было склонностей
и основанных на них потребностей, то и
предмет их не имел бы никакой ценности.
Сами же склонности как источник потребностей
имеют столь мало абсолютной ценности,
ради которой следовало бы желать их самих,
что общее желание, какое должно иметь
каждое разумное существо, — это быть
совершенн Таким образом, ценность всех
приобретаемых благодаря нашим поступкам
предметов всегда обусловлена.
Предметы, существование которых хотя
зависит не от нашей воли, а от природы,
имеют тем не менее, если они не наделены
разумом, только относительную ценность,
как средства, и называются поэтому вещами,
тогда как разумные существа называются лицами, так как их природа
уже выделяет их как цели сами по себе,
то есть как нечто, что не следует применять
только как средство, стало быть, постольку
ограничивает всякий произвол (и составляет
предмет уважения). Они, значит, не только
субъективные цели, существование которых
как результат нашего поступка имеет ценность
для нас; они объективные цели, т.е. предметы,
существование которых само по себе есть
цель, и эта цель не может быть заменена
никакой другой целью, для которой они
должны были бы служить только средством;
без этого вообще нельзя было бы найти
ничего, что обладало бы абсолютной ценностью;
но если бы всякая ценность была обусловлена,
стало быть случайна, то для разума вообще
не могло быть никакого высшего практического
принципа» .
Две последние сослагательные конструкции
ясно показывают априористскую логику
Канта. «Высший практический принцип (разум)
необходимо существует, иначе вообще об
этике и практике нельзя было бы мыслить.
Но если этот принцип существует, значит
что-то обладает абсолютной ценностью,
ведь в мире только обусловленных (случайных,
по Канту) ценностей для высших принципов
не было бы места. Но если есть абсолютная
ценность, то есть и объективные цели,
значимые сами по себе. Конечно, для Канта
такими целями являются прежде всего сами
носители разума — разумные существа
(например, люди). Главное свойство этих
разумных существ — действовать согласно
всеобщим моральным законам. Отсюда и
следуют две хрестоматийные формулировки
категорического императива, десятки
раз с некоторыми синтаксическими вариациями
повторяемые Кантом во всех его этических
сочинениях:
о свободным от них. — всегда относиться
к человеку в лице других и самого себя
как к цели, а не только как к средству;
— поступать так, чтобы максима поступка
могла бы стать всеобщим законом для всех.
Схематично основы этики Канта могут быть
представлены в виде двух рядов понятий,
один из которых связан с чувственным,
обусловленным, случайным, другой — с
разумным, моральным, абсолютным, необходимым:
— чувственный (эмпирический) мир
— чувственность, рассудок
— зависимость от склонностей и потребностей
— гипотетические императивы
— субъективные желания
— субъективные цели, соответствующие
склонностям
— относительные ценности, обладающие
ценой, допускающие эквивалентную замену
— умопостигаемый мир
— разум
— свобода, автономия
— категорические императивы
— объективные законы разума и воления
— объективные цели, соответствующие всеобщим
законам воления
— абсолютные ценности, обладающие достоинством,
не могущие
быть замененными ничем
С неугасающим пафосом Кант противопоставляет
элементы правого ряда элементам левого
и утверждает безусловное главенство
первых над вторыми. Столь же разделенными
оказываются и верховные принципы, к которым
восходят эти сферы этического: долг (мораль,
нравственность) и счастье. Кант отдает
себе отчет, что люди реально стремятся
прежде всего к счастью, но и здесь устанавливает
главенство долга. Принцип состоит в следующем:
прежде всего человеку нужно стать достойным
счастья, а этого можно достичь лишь выполнением
долга»
Таким образом, Кант по-своему и весьма
остроумно решает задачу перехода от эмпирически
данных эвдемонических стремлений людей
к нормативным моралистическим установкам.
В свое время эту задачу решали и Платон,
искавший наилучшую пропорцию стремлений
к удовольствию и истине; и Аристотель,
который представил высшее благо — счастье
как деятельность в соответствии с добродетелями;
и Гоббс, который без лишних умствований
переходил от релятивизма индивидуальных
благ к необходимости служения всеобщему
благу государства; и Локк, элегантно связавший
естественные стремления индивида к пользе
с необходимостью выполнять установленные
правила, чтобы не ущемлять свободу и стремление
к пользе других равных индивидов.
«Несмотря на мостик, перекинутый от счастья
к долгу (т.е. к сфере морали), Кант видит
оставшуюся глубокую пропасть между этими
двумя принципами и для преодоления ее
считает необходимым признать две трансцендентальные
идеи: о бессмертии души (для надежды о
будущем вознаграждении счастьем за нравственную
жизнь) и о существовании Бога (как единого
источника, дарующего и счастье, и законы
нравственности). Эти центральные идеи
«Критики практического разума» стоят
в стороне от ценностной проблематики,
но их нельзя не упомянуть даже в самом
кратком изложении этики Канта. Кроме
того, Кант здесь силой и авторитетом своей
априористской логики узаконил традицию,
идущую от Декарта и Лейбница, прикрывать
наиболее глубокие разрывы мышления ссылкой
на непознаваемую божественную тайну.
Впоследствии этим приемом пользовался
В. Виндельбанд, один из основателей теории
ценностей, и другие авторы»
3 Философия Г.В.Ф. Гегеля
Биография, система «абсолютного идеализма» Гегеля, место всемирной истории в его системе
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ(1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 годах Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 годах — во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 году сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").
После смерти отца в 1799 году Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы ("Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет"), а затем и саму диссертацию "Планетные орбиты" и в 1801 году получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 годах Гегель — приват-доцент, а в 1805-1807 годах экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал "Критический журнал философии" ("Kritisches Journal der Philosophie"), в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, "Феноменологию духа" ("Phanomenologie des Geistes", 1807), после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.
Не дождавшись опубликования "Феноменологии", Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую газету" ("Bamberger Zeitung"), но меньше чем через два года отказался от "газетной каторги" и в 1808 году получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы — "Наука логики" ("Die Wissenschaft der Logik", 1812-1816).
В 1816 году Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник "Энциклопедия философских наук" ("Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 году Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.
Первые лекции Гегеля в
Берлине остались почти без внимания,
однако постепенно курсы стали собирать
всё большую аудиторию. Студенты
не только из различных областей Германии,
но также из Польши, Греции, Скандинавии
и других европейских стран устремились
в Берлин. Гегелевская философия
права и государственного строя
все более становилась
Последней опубликованной работой Гегеля была "Философия права" ("Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse"), вышедшая в свет в Берлине в 1820 году (на титуле — 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832-1845 годах. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках "Философской библиотеки" и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером. Старое издание было заново отредактировано Г.Глокнером и вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией о Гегеле и тремя томами "Словаря Гегеля" (Hegel Lexikon) Глокнера. С 1958 года после основания в Бонне "Архива Гегеля" в рамках "Немецкого исследовательского общества" была создана "Гегелевская комиссия", принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 год работой Архива руководил О.Пёггелер.
АБСОЛЮТНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ - разновидность объективного
идеализма, исходящая из ложного
положения о существовании
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Один из самых известных философов мировой философии, с его именем связан наивысший пик рационализма. Гегель был домашним учителем, закончил университет, был женат, умер во время эпидемии холеры. Многое взял у предшественников, но все переработал.
Главные труды: "Наука логики”, "Феноменология духа”
Использовал принцип триединства в своей философской системе:
1) Логика 2) Философия природы (механика, физика, органика) 3) Философия души (объективный, субъективный и абсолютный дух)
Три закона диалектики
1
Закон взаимного перехода
Закон перехода количественных отношений
в качественные (при изменении количественных
отношений после определенной стадии
происходит изменение качества из-за неразрушения
меры). Закон перехода количественных
изменений в качественные описывает механизм
саморазвития. Гегель дал, прежде всего,
определение категорий качества, количества
и меры, считая их тремя формами начальной
ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал
как тождественную с бытием внутреннюю
определенность. Качество – это внутренняя
определенность предмета, явление, которое
характеризует предмет или явление в целом.
Качественное своеобразие предметов,
явлений выступает, прежде всего, как их
специфика. Оригинальность, неповторимость,
как то, что отличает данный предмет от
другого. Качество любого предмета, явления,
по Гегелю, определяется через его свойства.
Свойства предмета – это способность
его определенным образом соотноситься,
взаимодействовать с другими предметами.
То есть свойства проявляются в отношении
между предметами, явлениями и т.д. Сами
по себе свойства не существуют. Глубинной
основой свойств является качество того
или иного предмета, т.е. свойство – это
проявление качества в одном из многих
отношений данной вещи к другим вещам.
Качество выступает как внутреннее основание
всех свойств, присущих данной вещи, но
это внутреннее основание проявляется
только при взаимодействии данного предмета
с другими предметами. Число свойств у
каждого предмета теоретически бесконечно,
ибо в системе универсального взаимодействия
возможно бесконечное количество взаимодействий.
Различия между свойствами предмета и
его качествами всегда относительны, ибо,
то, что является свойством в одном отношении,
становится качеством в другом отношении.
Количество Гегель определял как внешнюю
для бытия определенность, видел в нем
нечто относительно безразличное для
той или иной вещи. Например, дом остается
тем, что он есть, независимо от того, будет
ли он больше или меньше и т.д. Вместе с
тем, Гегель рассматривал качество и количество
как взаимопроникающие противоположности
и считал, что как нет качества без количественных
характеристик, так нет и не может быть
количества, абсолютно лишенного качественной
определенности. Непосредственно конкретное
единство качества и количества, качественно
определенное количество Гегель выражал
в категории меры. Мера – это не просто
указатель не единство качества и количества
в виде их связи друг с другом, но и указание
на определенное соответствие их друг
другу. Мера – это единство качественной
и количественной определенности предмета,
показатель того, что одному и тому же
качеству может соответствовать определенный
диапазон количественных характеристик.
Следовательно, понятие меры показывает,
что качеству принадлежат не каждые, а
лишь определенные количественные значения.
Предельные количественные значения,
которые может принимать данное качество,
границы количественных интервалов, в
рамках которых оно существует, называются
границами меры. Гегель писал, что те или
иные предметы и явления могут изменяться
– уменьшаться или увеличиваться – в
количественном отношении, но если эти
количественные изменения протекают в
границах специфической для каждого предмета
и явления меры, то их качество остается
прежним, неизменны. Если же подобное уменьшение
или увеличение перейдет границы, выйдет
за пределы своей меры, то это необходимо
приведет к изменению качества: количество
перейдет в новое качество. Так, например,
«степень температуры воды, - писал Гегель,
- сначала не оказывает никакого влияния
на ее капельно - жидкое состояние, но затем,
при возрастании или уменьшении температуры
достигается точка, на которой это состояние
сцепления качественно изменяется, и вода
переходит с одной стороны, в пар, и, с другой
– в лед»1.
Показывая переход количества в качество,
Гегель обращал внимание на обратный процесс,
выраженный этим законом, а именно, на
переход качества в количество. Эти взаимопереходы
Гегель рассматривал как бесконечный
процесс, который, по его мнению, состоит
в том, что количество, переходя в качество,
отнюдь не отрицает качества вообще, но
отрицает лишь данное определение качество,
место которого одновременно занимает
другое качество. Это вновь образованное
качество означает новую меру, то есть
новое конкретное единство качества и
количества, которое делает возможным
дальнейшее количественное изменение
нового качества и переход количества
в качество.
Гегель показал, что переход от одной меры
к другой, от одного качества к другому
совершается всегда в результате перерыва
постепенного количественного изменения,
в результате скачка. Скачок – это всеобщая
форма перехода от одного качественного
состояния к другому. Гегель характеризует
скачок как сложное диалектическое состояние.
Скачок – это единство бытия и небытия,
означающее, что старого качества уже
нет, а нового качества еще нет, и одновременно,
прежнее качество еще есть, а новое – уже
есть. Скачок – это состояние борьбы нового
со старым, отмирание прежних качественных
определенностей и замена их новыми качественными
состояниями. Не существует другого вида
перехода от одного качественного состояния
в другое помимо скачка. Однако скачок
может принимать бесконечное многообразие
форм в соответствии со спецификой той
или иной качественной определенности.
2 Закон отрицания отрицания.
Закон направления развития (отрицание
отрицания).
Голое отрицание - нечто идущее после данного
объекта, полностью его уничтожающее.
Диалектическое отрицание: сохраняется
нечто от первого объекта - воспроизведение
этого объекта, но в другом качестве. Вода
- лед. Смолотить зерно - голое отрицание,
посадить зерно - диалектическое отрицание.
Развитие происходит по спирали.
При характеристике действия этого закона
Гегель оперирует категориями: тождество,
различие, противоположности, противоречия.
Тождество – категория выражающая равенство
объекта самому себе или нескольких объектов
друг другу. Различие – это категория,
выражающая отношение неравенства объекта
самому себе или объектов друг другу. Противоположности
– это категория, отражающая взаимоотношения
таких сторон объекта или объектов друг
с другом, которые коренным образом отличаются
друг от друга. Противоречие – это процесс
взаимопроникновения и взаимоотрицания
противоположностей.
Категория противоречия является центральной
в данном законе. При раскрытии действия
этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал
существование связи и взаимодействия
между противоположностями. Он доказывал,
что истинные действительные противоположности
постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения,
что они представляют собой движущиеся,
взаимосвязанные и взаимодействующие
тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь
и взаимопроникновение противоположностей
выражаются в том, что каждая из них, в
качестве своей противоположности, имеет
не просто некую иную, а свою иную противоположность
и существует как таковая лишь постольку,
поскольку существует эта ее противоположность.
Взаимопроникновение противоположностей
Гегель показывал на примере таких явлений
как магнетизм и электричество. «Северный
полюс в магните, - писал он, - не может быть
без южного. Если разрежем магнит на две
половины, то у нас не окажется в одном
куске северный полюс, а в другой южный.
Точно также и в электричестве положительное
и отрицательное электричество не суть
два различных, отдельно существующих
флюида».1
Другой неотъемлемой стороной диалектического
противоречия является взаимное отрицание
сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны
единого целого суть противоположности,
они находятся не только в состоянии взаимосвязи,
взаимообусловленности, но и взаимоотрицания,
взаимоисключения, взаимоотталкивания.
Гегель подчеркивал, что противоположности
в любой форме их конкретного единства
находятся в состоянии непрерывного движения
и такого взаимодействия между собой,
которое ведет к их взаимным переходам
друг в друга, к развитию взаимопроникающих
противоположностей, взаимопредполагающих
одна другую и в то же время борющихся,
отрицающих друг друга. Именно такого
рода
взаимоотношения противоположностей
Гегель называл противоречиями. Противоречия,
согласно учению Гегеля, являются внутренней
основой развития мира. Развитие представляет
собой процесс становления, обострения
и разрешения противоречий. Попробуем
описать этот процесс. Каждый предмет
первоначально существует как тождество
самому себе, в котором содержатся определенные
различия. В начале различия носят несущественный
характер, затем превращаются в существенные
и, наконец, переходят в противоположности.
Противоположности, в данном случае, отражают
взаимоотношения таких внутренне присущих
любому предмету сторон, которые равным
образом отличаются друг от друга, но своими
действиями, функциями одновременно обусловливают
и исключают друг друга. Развитие противоположностей
достигает стадии противоречия, которая
фиксируется моментом единства и борьбы
противоположностей. Вот эта стадия становления
противоречия, которая характеризуется
конфликтом, острым противостоянием сторон,
разрешается переходом противоположностей
не только друг к другу, но и в более высокие
формы развития данного предмета. Разрешение
любого конфликта противоречий представляет
собой скачок, качественное изменение
данного объекта, превращение его в качественно
иной объект, отрицание новым объектом
старого, возникновение новых, иных противоречий,
присущих объекту нового качества.
Всяческое отрицание означает уничтожение
старого качества новым, переход из одного
качественного состояния в другое. Однако,
отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение
старого новым. Оно обладает диалектической
природой. Эта диалектическая природа
проявляется в том, что отрицание представляет
собой единство трех основных моментов:
1) преодоление старого; 2) преемственность
в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания в двойном виде включает
в себя эти три момента и характеризует
цикличность развития. Эту цикличность,
Гегель, прежде всего, связывал с происхождением
в процессе развития трех стадий: утверждение
или положение (тезис), отрицание или противоположение
этого утверждения – (антитезис) и, наконец,
отрицание отрицания, снятие противоположностей
(синтез). Эту существенную сторону действия
закона – отрицание отрицания – Гегель
демонстрирует как на абстрактном уровне,
уровне движения чистой мысли, так и на
конкретных примерах. Процесс отрицание
отрицания, как чисто логический процесс,
складывается, по Гегелю, так, что мысль
сначала полагается, затем противополагается
самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей
высшей мыслью, в которой борьба снятых
ею предыдущих мыслей, как противоположностей,
является движущей силой дальнейшего
развития логического процесса. На уровне
природы действие этого закона Гегель
иллюстрирует на примере роста растений.
Берем, например, зернышко овса. Бросим
его в землю. Из него, прорастает стебель,
отрицающий это зернышко. Стебель через
какое-то время начинает колоситься и
дает новое зерно, но уже в десятикратном
и более размере.
Произошло отрицание отрицания. Гегель
придает значение этому тройственному
ритму, но не сводит цикличность в этой
«триаде». Главное в этой цикличности
состоит в том, что в развитии осуществляется
повторение прошлого, возвращение к исходному
состоянию, «якобы к старому», и переходящую
на новую, более высокую ступень. Каждая
новая ступень богаче по своему содержанию,
поскольку она включает в себя все лучшее,
что было накоплено на предшествующей
ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской
философии термином «снятие». Таким образом,
процесс развития характеризуется поступательным
движением расширяющейся спирали.
3 Закон единства и борьбы противоположностей
Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоречие между формой и содержанием,
возможностью и реальностью. Причина развития
- единство и борьба противоположностей.
Это присуще духу. Изначально тождество,
но потенциально таит различие. Тождество
- различие - противоположность. Противоположности
взаимодействуют, то есть борются. Борьба
ведет к трем исходам: взаимное уничтожение,
иллюминация одной из сторон или компромисс.
Противоположности – это такие стороны,
моменты, предметы, которые одновременно
неразрывно связаны, взаимоисключают
друг друга, причем не только в разных,
но и в одном и том же отношении, взаимопроникают
и – при определенных условиях – переходят
друг в друга.
Помимо диалектического истолкования
категории и разработки трех
законов, диалектический метод Гегеля
включает в себя такие принципы
анализа действительности, как восхождение
от абстрактного к конкретному,
соответствие исторического и логического,
всесторонности и другие. Это
наследие вошло в сокровищницу мировой
философской мысли.
Исходя из диалектического положения
о единстве сущности и явления, Гегель
отверг кантовское учение о непознаваемости
"вещи в себе"; в природе вещей нет
никаких непреодолимых преград для познания.
«Все что разумно - действительно, а все
что действительно – разумно». Абсолютный
идеализм Гегеля заключается в выносе
всей причины вовне. Существуют три стадии
развития абсолюта: 1. субъективный дух
(уровень индивида), 2. объективный дух
3. абсолютный дух. Абсолют является в этих
трех ипостасях.
В итоге система Гегеля есть объективный
идеализм, абсолютная идея существовавшая
до природы, порождая ее и общество. Тождество
бытия и мышления служит обоснованием
единства законов внешнего мира и мышления
(против агностицизма Канта). Построена
на единстве триады тезис – антитезис
- синтез. Его система вбирает логику и
философию природы, антропологию и психологию,
философию права и этику, философию государства
и гражданского общества, философию религии
и эстетику, историю философии и философию
истории и т.д.
Философия Гегеля проникнута глубоким
противоречием. Что же это за противоречие?
Метод, разработанный Гегелем, направлен
на бесконечность познания. Поскольку
же объективной основой его является абсолютный
дух, а целью - самопознание этого абсолютного
духа, постольку познание конечно, ограничено.
То есть система познания, пройдя цикл
познавательных ступеней, завершится
последней ступенью - самопознание, реализацией
которого является сама философия Гегеля.
Таким образом, она оказалось обращенной
в прошлое - отражение пути, пройденного
человечеством, при этом настоящее есть
вершина, конечная ступень. К тому же нет
диалектики материи - нет ее развития во
времени. так как это просто результат
материализации идеи или ее отчуждения.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое
представление о том, что источник всякого
развития - как природы, так и общества,
и человеческого мышления - заключен в
саморазвитии понятия, а значит имеет
логическую, духовную природу. Согласно
Гегелю, "только в понятии истина обладает
стихией своего существования", и поэтому
диалектика понятий определяет собой
диалектику вещей - процессов в природе
и обществе. Диалектика вещей, по Гегелю,
есть, отраженная, "отчужденная" форма
подлинной диалектики, присущей "только
жизни понятия", или, иначе говоря, жизни
бога, как он существует сам по себе, как
бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем
не как личный бог христианской религии,
а как безличный процесс самодвижения
понятия, с неуклонной необходимостью
развивающего свои определения в диалектическом
процессе - через развертывание исходного
противоречия и его последующее преодоление.
Своеобразным введением в гегелевскую
систему является "Феноменология духа"
(1807), одна из наиболее сложных и наиболее
содержательных работ немецкого философа.
В ней он ставит задачу преодоления точки
зрения индивидуального сознания, для
которого, по его утверждению, только и
существует противоположность субъекта
и объекта. Снять эту противоположность
можно лишь путем поступательного развития
сознания, в ходе которого индивидуальное
сознание проходит весь тот путь, все те
этапы, которые прошло человечество на
протяжении своей истории. При этом Гегель
дает философскую интерпретацию всего
того богатства исторического знания
каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает
как бы лестницу, поднимаясь по которой
каждый отдельный человек приобщается
к духовному опыту, накопленному человечеством,
приобщается к всемирной культуре и поднимается
с точки зрения обыденного сознания до
точки зрения философской. На вершине
этой лестницы любой индивид в состоянии,
по мнению Гегеля, посмотреть на мир и
на себя с точки зрения завершившейся
мировой истории, "мирового духа",
для которого больше нет противоположности
субъекта и объекта, "сознания" и
"предмета", а есть абсолютное тождество,
тождество мышления и бытия.
Достигнув абсолютного тождества, философия
покидает точку зрения обыденного сознания
и только теперь попадает в свою подлинную
стихию - стихию чистого мышления, где,
по Гегелю, все определения мысли развертываются
из нее самой. Это - сфера логики, где протекает
ничем субъективно не замутненная жизнь
понятия.
В диалектике понятий, в их взаимосвязи,
взаимопереходах Гегель угадал и выразил
действительную диалектику, диалектику
вещей. Однако Гегель был непоследователен
в проведении того или иного диалектического
принципа, так как диалектика разрабатывалась
в рамках идеалистической системы. Удовлетворяя
требованиям своей объективно-идеалистической
системы, Гегель вынужден был изменять
диалектическому методу. Его метод был
направлен на бесконечность познания,
а идеалистическая система его ограничивала.
Противоречие между методом и системой
Гегеля – это противоречие между конечным
и бесконечным. Тем не менее Гегель поднял
на новый уровень разработку диалектического
метода и осуществлял с его помощью анализа
познания, исторического процесса, человеческой
деятельности.