Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:45, контрольная работа
Нравственные отношения людей регулирует этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате регулирования общественных отношений.
Среди важнейших категорий этики необходимо отметить этическое, нравственность, мораль.
Этическое – это категория этики обосновывающая то, что человеческое общество и человек стремиться к упорядочиванию норм, приданию отношения с другими людьми характера этических отношений. Этическое это важнейшая категория этики.
1.Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. ……………………………………………………………………...……..3
2.Разъясните мысль Гераклита: «Горем был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы»………………………………………………………………………..…………20
Список литературы………………
Содержание
1.Общезначимость этики. Добродетель,
удовольствие или преодоление страданий
как высшая цель. Религиозная этика. Свобода
и ответственность. Насилие и активное
непротивление злу. Этические проблемы,
связанные с развитием и использованием
науки, техники и технологий. Влияние природы
на общество. ……………………………………………………………………...…
2.Разъясните мысль Гераклита: «Горем
был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла
с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась,
все вещи погибли бы»………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
1.Общезначимость этики. Добродетель,
удовольствие или преодоление
страданий как высшая цель. Религиозная
этика. Свобода и
Термин «этика» этимологически восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально обозначало местопребывание, совместное жилище. Термин этика введен в научный оборот Аристотелем. Для обозначения науки, которая изучает этические добродетели, Аристотель создал новое существительное — этика, которое встречается в названиях его сочинений («Никомахова этика», «Эвдемова этика») [4, c. 17].
Нравственные отношения людей регулирует этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате регулирования общественных отношений.
Среди важнейших категорий этики необходимо отметить этическое, нравственность, мораль.
Этическое – это категория этики обосновывающая то, что человеческое общество и человек стремиться к упорядочиванию норм, приданию отношения с другими людьми характера этических отношений. Этическое это важнейшая категория этики.
Термины «этика» и «мораль» получили общеевропейское распространение, наполнившись в процессе культурного развитая различным содержанием. Термин «этика» сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку. Под моралью же стали подразумевать то реальное явление, которое изучается этой наукой. В живом языке термины «этика» и «мораль» по сей день употребляются как взаимозаменяемые.
Термины «этика» и «мораль» получили общеевропейское распространение, наполнившись в процессе культурного развитая различным содержанием. Термин «этика» сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку. Под моралью же стали подразумевать то реальное явление, которое изучается этой наукой.
В живом языке термины «этика» и «мораль» по сей день употребляются как взаимозаменяемые. Например, в столь привычных словосочетаниях: «профессиональная этика», «этика ученого», «этические нормы» — па самом деле имеются в виду определенные моральные явления.
В современной культуре под этикой понимается во-первых, научая дисциплина, во вторых специальный кодекс поведения человека в обществе, в – третьих профессиональная этика – кодекс поведения человека в профессиональной группе [4, c. 17].
Исходя из сказанного, этика может рассматриваться либо как теория морали, либо как определенные моральные требования к людям. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и деятельности людей, если бы ее требования, нормы ни были бы столь универсальны и общезначимы в обществе.
Этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения людей. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов.
Взаимосвязь этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм.
Этика в своем развитии
этика прошла несколько исторических
этапов. Этика зарождается в
Этика зарождается по мере того, как конкретно-историческим ценностным установкам, выражающим потребности функционирования классовой цивилизации, придается абстрактная, абсолютная форма.
Современная мораль основывается на необходимости, что она полностью рассматривает принципы нравственность: функционирующие в обществе идеалы, нормы и добродетели рассматривает как отражение действительных межчеловеческих (ценностных) отношений, как выражение интересов, как требования определенных социальных групп и классов.
Мораль в современном обществе в максимальной степени нивелирована, общечеловеческие права и свободы утверждаемые государством сломали сословные и классовые рамки морали. Мораль современности исходит из самоценности человека как личности, его широких прав ограниченные обязанностями. В тоже время мораль не просто перечень определенных норм, но она в первую очередь внутреннее содержание человека.
Этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему долгу. Содержанием этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Этика включает в себя определенные категории этики и моральные принципы, лежащие в основе общества, моральные качества, которыми представители этого общества должны обладать, нравственные нормы, регламентирующие деятельность, и ряд других моральных аспектов общества [4, c. 17].
Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.
При всем разнообразии подходов
к определению системы
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому" [5, c. 35].
Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.
Религиозное моральное сознание является результатом процесса этизации религии, который ведет от религий архаических культур, «религий без этики», к мировым религиям спасения, этическим религиям — буддизму, иудаизму, христианству, исламу. Гомеровские боги еще не ведают этических ограничений и не предъявляют людям нравственных требований. Лишь со временем боги-олимпийцы берут на себя эту функцию. Складываясь сначала вне религии (воинский кодекс чести и др.), этика затем проникает в религию, входит в круг ее представлений: боги, по словам Вилламовица, должны были учиться нравственности у людей. Другой путь этизации религии также был пройден в античной Греции и демонстрирует возникновение этоса в самой религиозной сфере. В элевсинских мистериях происходит переход от культового понимания «чистого» к понятию нравственной чистоты. Орфическое благочестие уже имеет отчетливо этический характер. Процесс перехода от ритуализма к этике запечатлен и в истории мировых религий. Внешне жестко фиксированные нормы и поступки, ритуальные предписания, жертвоприношения и т.д. теряют самостоятельное значение, они обретают смысл и оправдание только благодаря внутренней моральной цели.
Выполняя главную свою функцию объяснения мира с помощью идеи священного порядка, религия в конце концов втягивает в свою сферу и этический аспект взаимодействия между людьми. С возникновением этических религий, начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э., религия не только устанавливает смысл бытия, делает мир понятным человеку, но и указывает, как должно человеку относиться к другим и к самому себе. Этическое наставление становится ядром религиозной веры. Но при этом ни религия не сводится к этике, ни этика не поглощается религией. Параллельно с Р.э. возникает также философская этика. Если религиозная этика . выводит этические предписания и запреты из божественного авторитета как последней инстанции, то философская этика, напротив, занята содержательным определением и обоснованием этих предписаний и запретов, выводя их из общего принципа данной этической системы.
Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.
Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.
Вот о чем спорили образованные молодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе "Евгения Онегина" А. С. Пушкина). "Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду".
С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.
Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему) [7, c. 51].
При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан в послесловии к роману Э. М. Ремарка "Тени в раю" (М., 1972. С. 428–429) своеобразный нравственный кодекс положительных героев. "Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство".
Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.
Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра [6, c. 84].
Справедливость в обществе
понимается в различных аспектах.
Это категория морально-
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Несправедливость
Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости" [6, c. 74].