Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Нравственные отношения людей регулирует этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате регулирования общественных отношений.
Среди важнейших категорий этики необходимо отметить этическое, нравственность, мораль.
Этическое – это категория этики обосновывающая то, что человеческое общество и человек стремиться к упорядочиванию норм, приданию отношения с другими людьми характера этических отношений. Этическое это важнейшая категория этики.

Содержание работы

1.Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. ……………………………………………………………………...……..3
2.Разъясните мысль Гераклита: «Горем был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы»………………………………………………………………………..…………20
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Т 1232 этика.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1.Общезначимость  этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. ……………………………………………………………………...……..3

2.Разъясните мысль Гераклита:  «Горем был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы»………………………………………………………………………..…………20

Список литературы……………………………………………………..……….….21

 

1.Общезначимость  этики. Добродетель,  удовольствие или преодоление  страданий как высшая цель. Религиозная  этика. Свобода и ответственность.  Насилие и активное непротивление  злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

 

Термин «этика» этимологически восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально обозначало местопребывание, совместное жилище. Термин этика введен в научный оборот Аристотелем. Для обозначения науки, которая изучает этические добродетели, Аристотель создал новое существительное — этика, которое встречается в названиях его сочинений («Никомахова этика», «Эвдемова этика») [4, c. 17].

Нравственные отношения людей  регулирует этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате регулирования общественных отношений.

Среди важнейших категорий  этики необходимо отметить этическое, нравственность, мораль.

Этическое – это категория этики обосновывающая то, что человеческое общество и человек стремиться к упорядочиванию норм, приданию отношения с другими людьми характера этических отношений. Этическое это важнейшая категория этики.

Термины «этика» и  «мораль» получили общеевропейское распространение, наполнившись в процессе культурного развитая различным содержанием. Термин «этика» сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку. Под моралью же стали подразумевать то реальное явление, которое изучается этой наукой. В живом языке термины «этика» и «мораль» по сей день употребляются как взаимозаменяемые.

Термины «этика» и  «мораль» получили общеевропейское  распространение, наполнившись в процессе культурного развитая различным содержанием. Термин «этика» сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку. Под моралью же стали подразумевать то реальное явление, которое изучается этой наукой.

В живом языке термины  «этика» и «мораль» по сей день употребляются как взаимозаменяемые. Например, в столь привычных словосочетаниях: «профессиональная этика», «этика ученого», «этические нормы» — па самом деле имеются в виду определенные моральные явления.

В современной культуре под этикой понимается  во-первых, научая дисциплина, во вторых специальный  кодекс поведения человека в обществе, в – третьих профессиональная этика – кодекс поведения человека в профессиональной группе [4, c. 17].

Исходя из сказанного, этика может рассматриваться либо как теория морали, либо как определенные моральные требования к людям. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и деятельности людей, если бы ее требования, нормы ни были бы столь универсальны и общезначимы в обществе.

Этика, возникнув как  проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась  на основе обобщенной практике поведения людей.  Эти обобщения содержались как  в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов.

Взаимосвязь этики  и  общественного сознания существует и в форме традиции. Различные  виды этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм.

Этика в своем развитии этика прошла несколько исторических этапов. Этика зарождается в рабовладельческую      эпоху. Ее возникновение связано  с глубокими катаклизмами, которым подвергались межчеловеческие отношения в процессе перехода от первобытного общества к классовой цивилизации. Решающую роль здесь сыграло обособление морали в качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания [3, c. 29].

Этика зарождается по мере того, как конкретно-историческим ценностным установкам, выражающим потребности функционирования классовой цивилизации, придается абстрактная, абсолютная форма.

Современная мораль  основывается на необходимости, что она полностью рассматривает принципы     нравственность: функционирующие в обществе идеалы, нормы и добродетели рассматривает как отражение действительных межчеловеческих (ценностных) отношений, как выражение интересов, как требования определенных социальных групп и классов.

Мораль в современном  обществе в максимальной степени  нивелирована, общечеловеческие права  и свободы утверждаемые государством сломали сословные и классовые  рамки морали. Мораль современности  исходит из самоценности человека как  личности, его широких прав ограниченные обязанностями. В тоже время мораль не просто перечень определенных норм, но она в первую очередь внутреннее содержание человека.  

Этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему долгу. Содержанием этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Этика включает в себя определенные категории этики и моральные принципы, лежащие в основе общества, моральные качества, которыми  представители этого общества  должны обладать, нравственные нормы, регламентирующие деятельность, и ряд других моральных аспектов общества [4, c. 17].

Категории этики –  не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических  категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом  и практическом отношении категории:  добро и зло;  благо;  справедливость;  долг;  совесть;  ответственность;  достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др [6, c. 107].

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория  этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности  добро и зло истолковывались  как две силы, господствующие над  миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому" [5, c. 35].

Религиозная этика видит  добро как выражение разума или  воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Религиозное моральное  сознание является результатом процесса этизации религии, который ведет от религий архаических культур, «религий без этики», к мировым религиям спасения, этическим религиям — буддизму, иудаизму, христианству, исламу. Гомеровские боги еще не ведают этических ограничений и не предъявляют людям нравственных требований. Лишь со временем боги-олимпийцы берут на себя эту функцию. Складываясь сначала вне религии (воинский кодекс чести и др.), этика затем проникает в религию, входит в круг ее представлений: боги, по словам Вилламовица, должны были учиться нравственности у людей. Другой путь этизации религии также был пройден в античной Греции и демонстрирует возникновение этоса в самой религиозной сфере. В элевсинских мистериях происходит переход от культового понимания «чистого» к понятию нравственной чистоты. Орфическое благочестие уже имеет отчетливо этический характер. Процесс перехода от ритуализма к этике запечатлен и в истории мировых религий. Внешне жестко фиксированные нормы и поступки, ритуальные предписания, жертвоприношения и т.д. теряют самостоятельное значение, они обретают смысл и оправдание только благодаря внутренней моральной цели.

Выполняя главную свою функцию объяснения мира с помощью  идеи священного порядка, религия в  конце концов втягивает в свою сферу и этический аспект взаимодействия между людьми. С возникновением этических религий, начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э., религия не только устанавливает смысл бытия, делает мир понятным человеку, но и указывает, как должно человеку относиться к другим и к самому себе. Этическое наставление становится ядром религиозной веры. Но при этом ни религия не сводится к этике, ни этика не поглощается религией. Параллельно с Р.э. возникает также философская этика. Если религиозная этика . выводит этические предписания и запреты из божественного авторитета как последней инстанции, то философская этика, напротив, занята содержательным определением и обоснованием этих предписаний и запретов, выводя их из общего принципа данной этической системы.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует  отличать от социального зла (противоположности  блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется  по-разному. В религиозных учениях  зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

Вот о чем спорили  образованные молодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе "Евгения Онегина" А. С. Пушкина). "Меж ними все рождало споры  И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду".

С категорией добра связано  и такое понятие, как добродетель  – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек  не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с  ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему) [7, c. 51].

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных  слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан в послесловии к роману Э. М. Ремарка "Тени в раю" (М., 1972. С. 428–429) своеобразный нравственный кодекс положительных героев. "Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство".

Добродетели иногда связывают  с определенным социальным положением личности. В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.

Добро – разновидность  духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра [6, c. 84].

  Справедливость

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек  принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в  профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости" [6, c. 74].

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"