Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:49, контрольная работа
Термин гносеология происходит от греческих слов gnosis- познание, и logos – учение, слово, и означает «учение о познании».
Поскольку предметом философии является всеобщее в системе отношений «человек-мир», то гносеология, как раздел философии, изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека.
К основным категориям философии относится субъект и объект познания. Это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей
1.Предмет гносеологии. Субъект и объект познания.
2.Познавательные способности человека (чувства, рассудок, разум).
3.Соотношение чувственного и рационального в познании.
4.Роль интуиции в познании мира.
Содержание.
Предмет гносеологии. Субъект и объект познания.
Термин гносеология происходит от греческих слов gnosis- познание, и logos – учение, слово, и означает «учение о познании».
Поскольку предметом философии является всеобщее в системе отношений «человек-мир», то гносеология, как раздел философии, изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека.
К основным категориям философии относится субъект и объект познания. Это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.
Субъект познания – это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.
Субъектом познания могут быть:
Объект, это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.
Понятия субъект и объект относительны:
то, что в одном отношении
Связь субъекта и объекта в гносеологии выражается еще и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается в практическую или теоретическую мыслительную деятельность субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект порождает объект» или превращает предмет в объект своей деятельности.
Выделяют два уровня (формы) познания:
Познавательные способности человека (чувства, рассудок, разум).
Чувственное познание - это форма
познания, связанная с осмыслением
чувственных данных, но несводимая
к ним. Органы чувств человека вряд
ли можно считать самыми развитыми. В тоже
время имеются факты, показывающие большие
возможности человеческого организма
к чувственно-сенситивному познанию мира.
Например, художники способны различать
сотни оттенков цветов, дегустаторы –
огромное количество оттенков вкуса, музыканты
– звуков и т.п. Тем не менее диапазон воспринимаемых
человеком звуков, цветов, запахов довольно
ограничен. Это, с одной стороны, позволяет
ему свободно ориентироваться и действовать
в окружающем его соразмерном ему макромире.
А, с другой стороны, эта ограниченность
позволяет не перегружать человеческое
восприятие незначительными для человеческой
жизни подробностями.
Выделяют четыре этапа чувственного
познания:
Первая встреча человека с явлениями
окружающего мира – позволяет
ему получить целостное, недифференцированное изначальн
Ощущения – элементарная
дифференцированная форма чувственного
познания, когда в первоначальном образе
начинают выделять отдельные его качества
(форму, цвет, вкус и пр.) Это один способ
представления ощущений.
В любом случае через ощущения человек
получает первичную дифференцированную
информацию об объекте, о его отдельных
свойствах.
Далее они образуют цепочку: Ощущение
- восприятия - представление.
В силу активной деятельности человеческого
сознания, образы ощущения вновь подвергаются
активной обработке и превращаются в образы восприятия.
Восприятие – это целостный, чувственный
образ предметов полученных посредством
наблюдения. Восприятие существует в сознании
как форма активного синтеза разнообразных
проявлений предметов и процессов, неразрывно
связанная с другими познавательными
действиями. Поэтому процесс восприятия
носит активный и творческий характер.
Целостные, чувственные образы восприятия
в результате взаимодействия человека
с окружающей средой, постепенно накапливаются
в его сознании. Такое накопление осуществляется
через память. Поэтому мы можем удерживать
и воспроизводить целостный образ даже
тогда, когда он нам непосредственно не
дан. В этом случае образуется более сложная
форма познания – представление.
Представление - это опосредованный
целостный чувственный образ действительности,
сохраняемый и воспроизводимый в сознании
посредством памяти.
Впечатление, ощущение, восприятия, представления
только в абстракции можно рассматривать
как последовательные этапы чувственного
познания. На самом деле эти процессы сложно
взаимосвязаны, и испытывают воздействие
рациональных форм познания, логического
мышления.
Рассудок и разум
В истории философии еще с
древности наметилось разделение
двух типов мышления. С одной стороны,
выделялась мыслительная деятельность,
направленная на расчленение, регистрацию
и описание результатов чувственного
опыта, с другой – на раскрытие сущности
объектов, внутренних законов их развития.
Чаще всего эти грани мышления называют рассудком
и разумом.
Рассудок действует по отношению
к своим предметам разделяющим и абстрагирующим
образом, т.е. он представляет собой противоположность
непосредственному созерцанию и чувству,
которые всецело имеют дело с конкретным
предметом и остаются при нем.
С рассудка начинается рационалистическое
познание. Благодаря рассудку наличные
предметы схватываются в их определенных
различиях и фиксируются в их изолированности.
Как в теоретической так и в практической
областях рассудок позволяет человеку
достигнуть твердости и определенности
в знаниях.
Мышление – начальная ступень познания,
на которой содержание созерцания приобретает
абстрактную, формальную всеобщность.
Подобное мышление основано на формальной
логике.
Выход за пределы рассудочного мышления
осуществляется мышлением разумным, открывающим
в предмете его конкретность как единство различных
определений, которые признаются рассудком
лишь в их раздельности.
Человек – добр, человек – зол, человек
– добр и зол.
Если принцип рассудка состоит в абстрактном
тождестве, формальном единстве, то принципом
разума является конкретное тождество
как единство различных определений. Разумное
мышление оперирует различными видами
логик, одной из которых является диалектическая логика. Диалектическое
мышление вскрывает переходы, движения,
развитие. Благодаря этому, оно может изучать
вещи согласно их собственной природе.
Для развитого человека специфично разумное
мышление, предпосылкой которого выступает
« исследование природы самих понятий»
(рефлексия).
Рассудочное мышление осуществляется
в трех основных формах: понятие, определение
и умозаключение.
Понятие – это форма мысли, в которой
отражаются общие, существенные свойства,
связи и отношения действительности.
Понятие близко представлению, т.к. оба
они носят обобщенный и опосредованный
характер. Но они различаются тем, что
представление дает наглядный образ действительности,
а содержание понятия лишено наглядности.
В понятии уровень обобщения доведен до
выделения существенного, а в представлении
отражены общие признаки объектов.
Понятия возникают и существуют в сознании
человека в определенной связи в виде
суждений. Мыслить о чем-то понятиями –
это значит судить о нем, выявлять его
связи и отношения.
Суждение – это такая форма мысли, в которой
посредством связи утверждается (или отрицается)
что-либо о чем-либо.
Соотношение чувственного и рационального в познании.
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание.
Познание есть разновидность духовного производства, результатом которого выступает знание в многообразных своих формах. В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие, как чувства и разум, находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями.
По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм и др.).
Рационалисты опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщение, а могут быть подчеркнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.
Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, в целом они были ограничены, односторонни. Сенсуализм абсолютизировал чувственное познание, принимая (или вовсе отвергая) роль мышления. Рационализм же отрицал опытное происхождение всеобщности и необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления – вплоть до отрыва его от реальности.
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон – чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разуму, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмысленны, теоретически нагружены, регулируются разумом.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств – это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др. ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.
Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.
Представление – это обобщенный
чувственно-наглядный образ
Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной (без промежуточных звеньев) связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных. Еще раз повторим, что нет «чистой» чувственности, свободной от влияния мышления. Значение чувственного отражения в развитии познания исключительно велико, даже если учитывать тенденцию значительного возрастания роли мышления, абстрактно-идеализированных объектов в современной науке.
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракции (понятий, категорий и др.). человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).
Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура последней обуславливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи, своеобразие логических «фигур» и связей на каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни (этапы, состояния и т.п.).