Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:49, контрольная работа
Термин гносеология происходит от греческих слов gnosis- познание, и logos – учение, слово, и означает «учение о познании».
Поскольку предметом философии является всеобщее в системе отношений «человек-мир», то гносеология, как раздел философии, изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека.
К основным категориям философии относится субъект и объект познания. Это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей
1.Предмет гносеологии. Субъект и объект познания.
2.Познавательные способности человека (чувства, рассудок, разум).
3.Соотношение чувственного и рационального в познании.
4.Роль интуиции в познании мира.
Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмет. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание.
Следует иметь в виду, что рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными – формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной, интуитивной и дискурсивной сторон познания русские философы – интуитивисты. С. Л. Франк, указывал на неразрывную связь рационального с противоположным ему моментом – иррациональным, «верховенство подлинного знания) отдает последнему. Познание как единство чувственного и рационального тесно связаны с пониманием, которое является основным понятием герменевтики – одного из наиболее влиятельных направлений современной философии.
Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации. Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т.д. Эти слабости сенсуализма активно использовал рационализм ( от лат. ratio - разум) (Р.Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц), принижавший в свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на полпути, на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума.
Роль интуиции
в познании мира.
Интуиция – процесс и результат постижения
истины, в котором присутствуют бессознательные
элементы. Понимается как в интеллектуальном,
так и в чувственном, и в мистическом
смысле. Характеризуется непосредственным
усмотрением истины.
Интуиция – близка и сопутствует состоянию
вдохновения, духовного видения, открытия
и откровения, и имеет истоки в бессознательном
(или сверхсознательном) слое психики
человека.
В интуиции непосредственно схватывается
сущность вещи, ее глубинные состояния
и противоречия.
Считается, что интуиция больше связана
с правополушарным типом
Два основных подхода к пониманию интуиции:
Скорее всего в познании человека
участвуют оба рода интуиции.
Интуиция основополагающее понятие для
человеческого познания, она может иметь
как трансцендентный, так и трансцендентальный
характер. Опытом постижения трансцендентного
характера интуиции в наибольшей степени
обладает религия, затем искусство, а ее
трансцендентальный смысл постигают философия,
искусство, наука с ее понятиями архетипов
и других форм бессознательного и т.д.
Интуиция помогает принимать решения,
делать выбор, решать сложные проблемы
при недостаточном количестве фактов,
данных или при отсутствии предшествующего
опыта. Хотя мы интуицией пользуемся бессознательно,
но при достаточном ее развитии она помогает
поступать нам разумно в перечисленных
выше обстоятельствах. Порой, интуиция - это единственное,
что может нам помочь выжить в сложных
обстоятельствах.
По Платону, интуиция - внечувственное
восприятие идеи; познание погружение
в себя, в свою субъективность.
Н. Кузанский - интуиция - высшая способность
человеческого духа.
Декарт (родоначальник научного изучения
интуиции): интуиция - прямое, непосредственное
усмотрение истины, в отличие от опосредованного
рассудочного познания. Полученное интуитивным
путем знание сразу предстает как простое,
ясное, очевидное… это высший вид интеллектуального
познания, когда человек одновременно
и мыслит и созерцает.
Фихте: интуиция - форма слияния в акте
познания субъекта и объекта, постижение
«Я».
Бергсон: интуиция - основной источник
всякого знания, самый достоверный путь
постижения действительности. Способность
видеть целое раньше частей, иметь результат
без наличия его логического обоснования.
К. Юнг - интуиция, это то, что находится
та углом, вне поля зрения, вне пределов
слуха, ощущения и осязания.
Интуиция - «внечувственное, бессознательное
восприятие дополнительной информации
о действительности».
Обычно выделяют интуицию чувственную
и интеллектуальную. Чувственная интуиция
подразумевает непосредственное усмотрение
истины при помощи органов чувств, интеллектуальная
непосредственное восприятие истины без
опоры на доказательство, постижение ее
разумом. Н.О. Лосский различал чувственную,
интеллектуальную и мистическую интуиции.
Таким образом, роль интуиции велика в
любых формах познания.
Список литературы.
Протокол проверки:
Дата проверки |
|
Оценка |
|
Комментарии преподавателя |
|