Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:42, контрольная работа
Объект познания
Номинализм и реализм об универсалиях.
Субъект и объект познания.
Антропогенез. Человек как субъект предметно-практической деятельности.
МЧС РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский институт Государственной противопожарной службы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
Кафедра философии и гуманитарных наук
Философия
Екатеринбург 2013
Номинализм и реализм об универсалиях.
Многие характерные
Номинализм и
реализм - это то, что противостоит друг
другу. Разница между ними велика. Понимание
и того и другого дает возможность взглянуть
на привычные вещи несколько иначе. Спор
о том, какая теория правильная, является
вековым. В нем принимали участие многие
ведущие философы. Каждый выражал свое
мнение, опираясь на труды более ранних
мыслителей. Реализм
и номинализм являются противоборствующими
направлениями средневековой схоластической
философии. Сторонники номинализма пытались
доказать, что существуют только единичные
вещи, а сторонники реализма были убеждены,
что все существует в божественном уме.
Крайние номиналисты утверждали, что общие
понятия являются результатом абстрагирования,
которое связано с мышлением, крайние
реалисты же утверждали, что общие понятия
являются универсалиями, которые существуют
независимо от нас – они были еще до появления
вещей. Номинализм и реализм в средневековой
философии сильно отличались друг от друга,
находились в состоянии противоречия.
Дискуссии, которые возникали между сторонами,
приводили к появлению и выработке определенной
логики, которая в значительной мере повлияла
на развитие схоластики. Также номинализм
и реализм, а точнее споры, связанные с
ними, привели к развитию научной строгости,
повлияли на теорию множеств. Полемика
номинализма и реализма длилась несколько
веков. Реализм средних веков является
учением, в котором утверждается, что реальностью
обладают только универсалии (то есть
общие понятия). При этом сами вещи являются
временными, единичными и постоянно меняются.
Понятия являются первопричиной вещей
- они зародились из божественного разума.
В номинализме же делается акцент на том,
что воля преобладает над разумом. В божественном
разуме нет никаких понятий. Воля Бога
была направлена на сотворение именно
вещей, понятия же являются творением
познающих душ. Фома Аквинский пытался
преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам
он говорил, что понятия, появившиеся по
воле божественного разума, являются прообразами
тех понятий, которые мы имеем сейчас.
Реалистам же он доказывал, что те понятия,
которые образуются в разуме человека,
являются вторичными к основной сущности
вещей. Фома Аквинский утверждал, что познание
основано на том, что на человека действуют
сразу две стороны – умопостигаемая, а
также чувственная. Речь о том, что объекты
ведут своеобразное двойное существование:
внутри сознания человека, а также вне
его. Чувственные виды дают людям возможность
понимать индивидуальное в вещах. Философское
познание вещей возвышает человека, приближает
его к Богу. Номинализм и реализм чуть
позже стали рассматриваться несколько
иначе. При помощи познания вещей мыслители
пытались ответить на вопросы, связанные
с существованием вещей, его причинами,
основами, а также смыслом. Многие считали,
что именно через вещи можно постичь реальность.
Реализм как направление схоластики является
учением, в котором утверждается, что подлинная
реальность связана только с универсалиями,
а единичные предметы не имеют с ней ничего
общего. Место существования таких предметов
– эмпирический мир. О реальном бытие
можно говорить только по отношению к
вещам, обладающим постоянством, которые
являются вечными. Универсалии – мысли,
произошедшие из божественного разума.
В номинализме существование общих понятий
не допускалось. Универсалии – это то,
что появилось позже вещей. Общие понятия
являются только именами, которые вообще
не могут обладать самостоятельным существованием.
Номинализм и реализм – это спор о том,
как взаимодействует сделочное и общее.
Конечно же, в реализме много от идеализма,
а в номинализме - от материализма. Одна из основных проблем, рассматриваемая
в период схоластики: об отношении общего
к единичному или спор об «универсалиях»
(общих понятиях). Вопрос ставился так:
существует ли общее вне человеческого
ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет
отношение прежде всего к обоснованию
существования бога в трех Лицах - Бога-отца,
Бога-Сына и Бога - Духа Святого и вообще
доказательства бытия Божия.
Ансельм Кентерберийский настаивал на
том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности.
Есть понятие Бога в мысли - он есть и в
реальности. Направление, придерживающееся
такого решения, называется «реализмом».
Общие понятия существуют сами по себе,
независимо от человеческой мысли и речи.
Второе, противоположное первому решение
вопроса состояло в утверждении того,
что понятия не существуют реально независимо
от человека. Это лишь слова и даже «звуки
голоса» - «ноумены». Отсюда название этого
направления «номинализм». Нет «общего»,
есть только «единичное», реально существующее.
Нет «человека вообще», только конкретные
люди. «человек» есть общее имя, которым
называется каждый единичный человек.
Общее - отвлечение, абстракция (если есть
только «единичное», то Троица либо состоит
из трех Лиц, либо речь идет о трех названиях
одного реального существующего Лица).
Церковь официально осудила и признала
еретическими как «номинализм», так и
«так и «концептуализм» (Пьер Абеляр),
пытавшийся примирить реализм и номинализм.
Согласно Абеляру общее существует реально,
но только в уме человека (тогда получается,
что триединый Бог – общее существует
только в уме!). Ожесточенные споры по этому
вопросу продолжались довольно долго
и только Форма Аквинский предложил решение,
принятое Церковью. Общее существует вполне
реально, не в уме, и не в виде «идей» Платона.
«Общее» - в Боге. Бог есть общая полнота
бытия - общее в чистом виде.
Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.
Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.
Согласно концепции
Ссылки, с которых взята информация:
Субъект и объект познания
Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание — обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека — а если может, то каким именно образом — давно интересовал людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем ли мир.
Однако существует такое учение как агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории философии наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант, согласно которому предметы, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».
При характеристике агностицизма следует иметь в виду, что, во-первых, нельзя представлять его как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Он ведет речь не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности.
Во-вторых, элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских системах. Поэтому, в частности, неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Так, немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, признавал познаваемость мира, разработал диалектическую теорию познания, указывая на активность субъекта в этом процессе. Однако он толковал познание как развитие, самопознание мирового духа, абсолютной идеи.
В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог выразить некоторые реальные трудности и сложные проблемы процесса познания, которые и по сей день не получили окончательного решения. Это, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах чувств и мышлении человека — ограниченных по своим возможностям и т. п. Между тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-предметной деятельности людей. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно их практически воспроизводят, то «непознаваемой вещи-в-себе» не остается места.
Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете высший производитель знания и мудрости — все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности. По крупицам, из века в век, накапливает он сведения о явлениях природы, о животных или, например, целебных свойствах растений, свойствах различных материалов, о нравах и обычаях различных народов. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.
Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но часто под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.
Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, то есть осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т. д.
Естественная стратифицированность субъекта отображается совокупностью идей, выступающих его семантическими моделями. Охарактеризуем эти модели.
АНТРОПОЛОГИЗМ. Единственным, универсальным, высшим субъектом объявляется конкретный психофизиологический индивид, что содержательно оправдывается неприятием общих форм интеллектуального развития. Сосредоточение на человеческой натуре, «организованном теле» (Ламетри) радикально сужает горизонты теоретизации, по сути вынуждает ассоцианизм. Управляемая принципиальным законом ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в порядке, в котором возникали вызвавшие их ощущения (оригиналы), ментальная деятельность выступает калькой афферентного потока нервных импульсов и движений (интеро- и экстерорецепций). Анализирующей существо данных импульсов гносеологии не остается ничего иного, как заниматься комбинаторикой — прослеживать соединение элементарных познавательных структур в комплексные (гносеология — ментальная механика). Не предусматривающий непсихологических, ненатурализированных описаний антропологизм как гносеологическая платформа всецело принадлежит прошлому.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ. Мощная, с богатейшими ветвлениями традиция, придерживающаяся феноменологической версии субъекта как всеобщего, внеисторического, внеопытного, «чистого» сознания. Отправной пункт рассуждений — абстрактное понятие познавания в его обезличенной, деперсонифицированной функции (мыследеятельностная машинерия). Трансцендентализм — искусственный аналитический подход, крепится на сильных допущениях классической когитальной философии. В кругу этих допущений — отождествляемость, воспроизводимость, прозрачность актов сознания, их реставрируемость от звеньев исходных до завершающих. Здесь вводится образ усредненного, инвариантного, самоидентичного субъекта, равпоопределимого для любой пространственно-временной точки. Последнее обслуживается категориями «каждого нормально мыслящего», «каждого, обладающего разумом», «каждого, чей мозг в порядке» (Спиноза, Кант, Гуссерль) и т. д. В итоге осмысливается не реально субъективное, а некая его схема, получающая проработку в терминах интуитивно очевидного.
Подобная гносеологическая позиция, однако, может быть оспорена. (Она и оспаривалась в истории, которую мы пробегаем, подвергая оценке логические диспозиции.) Действительно, трансцендентализм типизирует субъективное. Но что такое в субъективном типическое? Как оно дано, фиксировано? Субъективность — это цель, выбор, исходная убежденность, приоритет, достоинство, уважение, оценка, смысл и бессмысленность, мир и образ мира. Это гамма, партитура человеческого, взятого во всем объеме. Что тут подлежит типизации? У всякого свои комплексы, понятия, интересы, желания, устойчивые стремления, связанные с частной жизнью. Как типизировать субъективное, когда оно неповторимо?
Прецедент введения в теорию не типического, а действительного субъекта имеется: таковы ультраинтуиционизм, операционализм и другие, однако, ведущие к развалу теории — оказывается невозможным задать инвариантные отношения объектов теоретического мира (тот же натуральный ряд), неподвластные субъективному произволу. По этой причине ультраинтуиционизм, операционализм и подобные им доктрины — метаконструкции, не реализующиеся в практике науки.
Огибая подобные рифы, трансцендентализм
уповает на общезначимое содержание
мысли, возвышающееся над
Естественно возникает вопрос: как эмпирически-психологически обусловленное сознание генерирует нечто, запредельное самой этой эмпирически-психологической сфере? — вопрос, остающийся в трансцендентализме без ответа.
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ. Субъект в совокупности сенситивных и ментальных возможностей и реакций есть плод всей ранее протекшей всемирной истории. Исходные установки эволюционизма — генетизм, историзм, социологизм.