Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:17, контрольная работа
XVIII век получил от современников название Эпохи Просвещения. Это был век развития науки и философии, и именно в этот век и родился в 1724 году, ставший выдающимся мыслителем своего времени и занявший особую нишу в истории этики, знаменитый философ Иммануил Кант. Кант жил во времена, когда совершались попытки создать автономную философию, основой которой будет только опыт и разум, что привело к предельному заострению спора мировоззрений. Опираясь на опыт и используя строго логические рассуждения, можно с одинаковым успехом вывести как существование Бога, так и его отрицание, можно утверждать наличие души и свободной воли, а можно и отвергать их.
Вопрос 1. Моральная философия И. Канта ………………………………………. 2
Вопрос 2. Фрейдизм и неофрейдизм ………………………………..……………… 4
Вопрос 3. «Закат Европы» О. Шпенглера ……………………………………….... 7
Список литературы ……………………………………………………………….…. 9
Содержание:
Вопрос 1. Моральная философия И. Канта ………………………………………. 2
Вопрос 2. Фрейдизм и неофрейдизм ………………………………..……………… 4
Вопрос 3. «Закат Европы» О. Шпенглера ……………………………………….... 7
Список литературы ……………………………………………………………….…. 9
Вопрос 1. Моральная философия И. Канта
XVIII век получил от современников название Эпохи Просвещения. Это был век развития науки и философии, и именно в этот век и родился в 1724 году, ставший выдающимся мыслителем своего времени и занявший особую нишу в истории этики, знаменитый философ Иммануил Кант.
Кант жил во времена, когда совершались попытки создать автономную философию, основой которой будет только опыт и разум, что привело к предельному заострению спора мировоззрений. Опираясь на опыт и используя строго логические рассуждения, можно с одинаковым успехом вывести как существование Бога, так и его отрицание, можно утверждать наличие души и свободной воли, а можно и отвергать их.
Как одну из заслуг Канта можно выделить то, что он разделил вопросы теоретического (существование Бога, души и свободы) и практического разума (что мы должны делать, в чем наш долг). Он пытался показать, что практический разум шире разума теоретического и независим от него. В центре кантовских рассуждений стоит этика. Ради учения о нравственности он создает свою онтологию, удваивающую мир, и гносеологию, утверждающую активность человеческого сознания, его деятельной сути. Этические проблемы Кант обсуждает в таких своих трудах, как «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов».
Творческий путь Канта разделяют на два этапа: «докритический» и «критический».
В докритический период Кант занимается естественнонаучными вопросами, например такими работами, как «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год). В течение этого периода Кант медленно освобождается от идей вольфовской метафизики.
Критический период Канта это время постановки им вопроса о возможности метафизики как науки и создания им новых ориентиров в философии, в первую очередь теории активности сознания. Все наше знание относится к пространственно-временному миру. Если признать, что пространство и время идеальны, т. е. не формы бытия вещей, а только формы их созерцания нами, то мир расколется на мир чувственно воспринимаемый, и познаваемый наукой (мир пространственно-временных явлений), и мир сверхчувственный, мыслимый и научно непознаваемый. Именно этот мыслимый мир, недоступный созерцанию, пытается познать метафизика, что невозможно, так как вопросы существования Бога, души и свободы для теоретического познания неразрешимы.
Способность человека поступать морально (исполнять свой долг без принуждения), говорит о реальности свободы воли. Если найти закон морального поведения, выражающий эту свободу, то он может стать основой новой метафизики. Кант находит такой закон, категорический императив, гласящий: поступай так, чтобы максимум твоей воли мог стать основой всеобщего законодательства. Эта формулировка подходит для всех разумных существ, что говорит о широте практического разума. Однако люди нуждаются в формулировке, соответствующей нашему месту в мире и Кант подходит к вопросу с точки зрения телеологии - человек есть последняя цель земной природы - поэтому применяя телеологический подход, категорический императив будет звучать так: поступай так, чтобы человек и человечество всегда были только целью, но не средством.
Из новой формулировки категорического императива Кант извлекает все метафизически значимые следствия. Идеи Бога и бессмертия души, теоретически недоказуемые, имеют практическую значимость, поскольку человек, являющийся носителем всеобщего разума, остается земным ограниченным существом, которое нуждается в поддержке своего жизненного выбора в пользу морального поведения. Кант меняет местами божественное и человеческое: мы моральны не от того, что верим в Бога, а верим в Бога, от того что моральны. Кант говорит, что, хотя идея Бога практически реальна, это только идея, и оттого глупо говорить об обязанностях человека перед Богом, равно как и о религиозных принципах построения государства. Таким образом, Кант критиковал притязания старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы.
Философия Канта несет в основе множество добродетелей (забота о своей жизни и здоровье, честность, добросовестность, участие и т.д.), что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. В сущности «прогресс и гуманизм» составляют основное и подлинное содержание учения основоположника немецкой классической философии. Этическое учение Канта ориентирует человека и общество на отказ от эгоизма и недопустимость пренебрежения моральными нормами.
Своим критическим исследованием разума он обосновал и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон свободы. Система Канта представляет начальную точку всей новейшей диалектики: в естественнонаучных исследованиях; в логических исследованиях, составляющих содержание «трансцендентальный аналитики» и «трансцендентальной диалектики»; в анализе эстетической и телеологической способности суждения.
Вопрос 2. Фрейдизм и неофрейдизм
Фрейдизм и неофрейдизм - это этапы развития психоаналитической философии, возникшей в XX веке и распространившейся по Европы и Америке. Основой этого философского направления является психоанализ, возникший как своеобразный подход к лечению неврозов в психиатрии, а в дальнейшем выросший из медицинской методики в философское течение.
Основоположником психоанализа является австрийский врач - невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Окончил медицинский факультет Венского университета, получил ученую степень, работал профессором невропатологии. В 1900 году увидел свет главный труд Фрейда - фундаментальная работа "Толкование сновидений", а затем и другие: «Тотем и табу», «По ту сторону удовольствия», «Я и Оно» и прочие. Эти работы изменили облик психологии в ХХ веке, открыли внутренний мир личности человека с его переживаниями, вожделениями и конфликтами, показали причины душевных трав и иллюзий человека. Ни один из восходящих в последствии умов в этой области не вызывает такой негаснущий интерес и не прекращающееся обсуждение, как Фрейд и его учение.
Регулятором человеческого поведения является сознание, Фрейд же открыл, что глубоко за ним скрыты не осознаваемые личностью могущественные стремления, влечения и желания. Как лечащий врач, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут негативно влиять на жизнь, а порой и становиться причиной нервно-психических заболеваний. Он искал возможность избавить своих пациентов от конфликтов их сознания и тайных, бессознательных побуждений. Так родился фрейдовский метод исцеления души - психоанализ.
Бессознательное Фрейд считал сутью человеческой психики, а сознательное - лишь интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов: "Оно" (глубинная, бессознательная основа деятельности индивида), "Я" (сознательное, посредник между природным и социальным) и "Сверх-Я" (стоит между "Оно" и "Я", находящихся в постоянном конфликте, это внутренние социальные запреты, полученные от власти родителей и авторитетов).
Психологическая система Фрейда прошла два этапа формирования. На первом этапе в основе бессознательного рассматривалось «либидо» – сексуальный инстинкт. Либидо находит свое выражение либо в сексуальных действиях, либо в других сферах жизнедеятельности (религия, мораль, искусство и т.д.) путем преобразования сексуальной энергии в несексуальную под воздействием социальных и моральных норм. На втором этапе формирования психологической системы Фрейд уточняет концепцию бессознательного и центральными понятиями становятся «эрос» (инстинкт жизни, созидания), который лежит в основе поведения человека, обеспечивая его потребности и продолжение рода, и «танатос» (инстинкт смерти, разрушения), который подталкивает человека к деструктивной деятельности. Взаимодействие эроса и танатоса определяет жизнь человека.
Фрейдизм - это направление глубинной психологии, социальная и философско-антропологическая доктрина, названная в честь Зигмунда Фрейда. Так обозначаются различные школы и течения, применяющие психологическое учение Фрейда для объяснения различных явлений в обществе. Психоанализ и его принципы имеют для представителей фрейдизма универсальное значение как конкретный метод изучения бессознательных психических процессов.
Фрейдизм не представлял собой нечто единое. Сам Фрейд двойственно относился к бессознательному, видя в нем как источник творчества, так и разрушения, что привело к возможности порой совершенно противоположного толкования его учения. Даже ближайшие ученики Фрейда разделились в вопросе о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Фрейд считает таковым энергию бессознательных психосексуальных влечений, а у его ученика Карла Густава Юнга (1875-1961), например, первоосновой является коллективное бессознательное и его архетипы. Проводя анализ бессознательного, Юнг решил, что нельзя все психические импульсы «Оно» сводить к сексуальности и принимать всю европейскую культуру на основе индивидуальной сублимации. Юнг создает концепцию, состоящую из коллективного (безличного) и субъективного (индивидуализированного) бессознательного. Носители коллективного бессознательного и были названы Юнгом архетипами. Согласно его концепции человеческая психика включает в себя разнообразные архетипы, которые находят свое воплощение в мифах, сновидениях, служат питательной средой для воображения и фантазии.
Широкое распространение фрейдизм получил после 1-й мировой войны. При этом различные его направления стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм, получившее распространение главным образом в США. Неофрейдизм сформировался в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнологическими теориями, он стремился превратить фрейдизм в социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда. Но, неофрейдизм, как и его предшественник, не представляет собой единого целого.
Альфред Адлер (1870-1937), например, в отличие от Фрейда, считал движущим фактором психики комплекс неполноценности, который индивид испытывает из-за дефектов в развитии своего тела, а для объяснения мотивов поведения личности высказывал необходимость выяснить конечную цель ее стремлений. В стремлении же этом он видел потребность преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, посредством творческой потенции или сверхкомпенсации - особой формы реакции на чувство неполноценности, из которой образуются личности, отличающиеся исключительными способностями.
Карен Хорни (1885-1952) основным побудительным мотивом личности считала стремление к безопасности, а чувства тревоги и беспокойства - базовыми для поведения индивидов, как сопровождающие их на протяжении всей жизни. В виде реакция на страх возникают различные защитные механизмы, порождающие четыре "великих невроза нашего времени": невроз привязанности - поиск любви и одобрения; невроз власти - желание власти и обладания; невроз покорности и неврозоизоляция (бегство от общества). Хорни ставит целью психотерапии неофрейдизма выявление дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к существующему образу жизни.
Гарри Салливан (1892-1949) без остатка растворяет индивида в межличностной среде. Считая, что целостность отдельной личности это миф, он разработал представление о личности как многокомпонентной системе, являющейся продуктом межличностных отношений и существующей только в них. Приобретенное в раннем возрасте отношение к себе, по мнению Салливана, сохраняется на всю жизнь, лишь в некоторой степени подвергаясь изменениям под влиянием последующих обстоятельств и опыта. Основной целью своей психотерапии он поставил аспекты приспособления личности к окружающим ее людям.
Крупнейшим представителем неофрейдизма считается Эрих Фромм (1900-1980). Он попытался объединить психоанализ, марксизм и экзистенциализм. По его мнению, в личности нет прирожденного и все ее психические проявления лишь следствие нахождения личности в разных социальных средах. Фромм выделяет экзистенциальную составляющую человеческого существования, которая состоит из того, что человек всегда находится между жизнью и смертью, что каждый человек является носителем всех существующих потенций, но он не может реализовать их в силу кратковременности своего существования. Человек не может избежать столкновения с этим, но каждый индивид реагирует относительно своего характера и окружающей его культуры. Исторические же противоречия не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком в процессе жизни самого человека или всего человеческого общества. Фромм утверждал, что устранение исторических противоречий, а так же радикальные социальные и экономические изменения могут создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности – новое гуманистическое общество. В итоге он превращает неофрейдизм в теорию утопического "коммунитарного социализма".
Фрейд и Юнг хотели понять индивидуальные поступки человека, а их последователи неофрейдисты (Адлер, Хорни, Салливан, Фромм) основываясь на базовых идеях фрейдизма, пытались объяснить социальное устройство жизни.