Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:17, контрольная работа
XVIII век получил от современников название Эпохи Просвещения. Это был век развития науки и философии, и именно в этот век и родился в 1724 году, ставший выдающимся мыслителем своего времени и занявший особую нишу в истории этики, знаменитый философ Иммануил Кант. Кант жил во времена, когда совершались попытки создать автономную философию, основой которой будет только опыт и разум, что привело к предельному заострению спора мировоззрений. Опираясь на опыт и используя строго логические рассуждения, можно с одинаковым успехом вывести как существование Бога, так и его отрицание, можно утверждать наличие души и свободной воли, а можно и отвергать их.
Вопрос 1. Моральная философия И. Канта ………………………………………. 2
Вопрос 2. Фрейдизм и неофрейдизм ………………………………..……………… 4
Вопрос 3. «Закат Европы» О. Шпенглера ……………………………………….... 7
Список литературы ……………………………………………………………….…. 9
Вопрос 3. «Закат Европы» О. Шпенглера
Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры.
В 1918 году увидела свет первая и главная работа Шпенглера - «Закат Европы» - где он выдвинул концепцию культуры, которая сразу стала знаменитой и оказала большое влияние на общественную мысль 20 столетия. В своей культурологической концепции Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию, что становиться основой всех его размышлений.
По его мнению, в мировой истории представлены восемь «завершенных» культур, достигших окончания развития и полностью исчерпавших свои возможности: египетская, индийская, вавилонская, китайская, арабская, античная (греко-римская), западноевропейская (фаустовская культура) и культура майи. Их существование в разные времена и в разных уголках нашей планеты говорит, считает Шпенглер, о единстве проявлений жизни во Вселенной.
Культурой Шпенглер называет сложившуюся историко-культурную целостность, единство мышления, запечатленное во всех формах жизни. Культура – это могущественное творчество созревающей души, расцвет высокого искусства.
Термином «цивилизация»
Итак, Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, арабской и европейской. Им соответствуют три “души” - аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Сконцентрировав все внимание на душе культуры, он сумел подметить своеобразие европейской души, образом которой (как считает сам автор) является душа гётевского Фауста - мятежная, стремящаяся преодолеть мир своей волей, неутомимо ищущая «верный путь», которой чуждо желание погрузиться в бездейственный покой. Символом её является беспредельное пространство.
Для Шпенглера все культуры уникальны и равноправны. Они не могут осуждаться. Для мыслителя имеют силу либо все из них или не одна из них. Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, ведь природа воспринимается человеком через культуру. По Шпенглеру, основа каждой культуры это душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. А всё живое смертно. Живое существо рождается, реализует свои душевные силы, а с их угасанием умирает. Такова судьба и всех культур. Шпенглер не объясняет истоки и причины рождения культур, но зато их судьба описана им исчерпывающе.
Кризис в культуре наступает
тогда, когда ее душа осуществит все свои
возможности, в виде народов, языков, религиозных
учений, искусств, государств и наук. Смерть
культуры это исчерпание её души, когда
люди больше не нуждаются в осуществлении
культурных ценностей, а обращаются лишь
к утилитарным целям и благоустройству
жизни. Этот кризис Шпенглер и называет
наступлением эпохи цивилизации. Так
было с Египтом, Китаем, Индией и с миром
ислама. Так торчала, по словам Шпенглера,
исполинская по территории античная цивилизация
имперской эпохи, с виду исполненная юношеской
силы, заглушая собой мировую арабскую
культуру востока. Блестящие аналогии,
проводимые Шпенглером, заставляют
нас увидеть в современности те явления,
которые предшествовали исчезновению
великих культур древности.
Культура происходит от культа, она
связана с культом предков, она
невозможна без священных преданий.
Цивилизация есть воля к могуществу,
к устроению поверхности земли.
Культура - национальна. Цивилизация -
интернациональна. Культура - органична.
Цивилизация - механична. Культура основана
на неравенстве, на качествах. Цивилизация
проникнута стремлением к равенству. Почему
же цивилизация, несущая человеку социальное
и техническое благоустройство жизни,
вызывает у Шпенглера ощущение гибели
культуры? Ведь сохраняются прекрасные
произведения искусства, научные достижения,
мир культурных символов. Но Шпенглер
увидел более глубокую и неочевидную сторону
происходящего. Культура жива до тех пор,
пока она сохраняет глубоко интимную,
сокровенную связь с человеческой душой.
Душа культуры живёт не сама по себе, а
лишь в душах людей, живущих смыслами и
ценностями данной культуры.
Если культура перестанет притягивать
и вдохновлять человеческие души, она
обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность,
которую несёт с собой цивилизация. Нет
ничего дурного в благоустройстве жизни,
но когда оно поглощает человека целиком,
то на культуру уже не остаётся душевных
сил. Он ничего не имеет против удобств
и достижений цивилизации, но он предупреждает
против цивилизации, вытесняющей подлинную
культуру: “Культура и цивилизация - это
живое тело душевности и её мумия”.
Закат Европы ознаменовался победой техники над духовностью, мировых городов над провинцией. Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме. В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены. Они могут, по мнению Шпенглера, свидетельствовать только об истечении времени данной культуры. Немецкий мыслитель путём ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры.
Говоря о стадиях развития культуры, О.Шпенглер немедленно проводит параллели с античностью, Египтом и в первую очередь с Европой. Для него не подлежит сомнению то, что Запад давно превратился в цивилизацию, что душа его, которую он называет «фаустовской», находится в стадии завершения. Из этого положения и вырастает его тезис о неизбежной гибели
Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель - только вопрос времени. Этим О.Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество. Глубокая эрудированность, смело проводимые параллели, широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напряженность повествования делают обоснование высказанной в «Закате Европы» концепции чрезвычайно убедительным.
Но, хотя философ говорит о закате Европы, его работу нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения. Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл, свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением. Далеко не все в культурологической теории Шпенглера правильно, но его предостережение о том, что массовая бездуховная враждебна культуре, остается актуальным до сих пор.
Список литературы: