Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Просвещение - это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
§ 1. Социально-экономические предпосылки идеологии эпохи Просвещения……………………………………………………………………….7
§ 2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Ламетри)…………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………19
Список используемой литературы.……………………………………….....21

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 43.53 Кб (Скачать файл)

 

 

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»

 

 

 

 

 

 

Павлов Николай Германович

2 курс заочного отделения

юридический факультет

гр. 221з

 

 

Контрольная работа

по ФИЛОСОФИИ

за  2 семестр 2013/2014 уч. года

вариант 5

 

 

 

 

 

 

г. Мариинский Посад,

ул. Ленинская, 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

                                                         Казань – 2014

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

§ 1. Социально-экономические предпосылки идеологии эпохи               Просвещения……………………………………………………………………….7

§ 2. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро,    Гольбах, Ламетри)…………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………19

Список используемой литературы.……………………………………….....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Просвещение - это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.

При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления, Например, И. Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Ф. Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.

Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций.

Просветители вовсе не были мечтателями, витающими в облаках. Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны с злободневными проблемами жизни. Они отнюдь не чуждались общественной деятельности, видя в ней способ, повлиять на мнение сограждан и политику правительств.

Философы эпохи просвещения происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах. В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности, и, несмотря на это, как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство.

Это происходило за счёт особого умонастроения, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет, прежде всего, о целях и философских идеалах Просвещения таких, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, а также о знаменитом вольнодумстве, вере в человеческий разум, критическом отношении к авторитетам всякого рода, не приятии догм и суеверий. Одним словом, назрела необходимость их осмысления на уровне новейших достижений обществоведения и философии.

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях.  

Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

Таким образом, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике эпохи Просвещения:

 Эпоха Просвещения  получает заметное развитие глубокая  вера в неограниченные возможности  науки в познании мира –  вера, в основании которой лежали  хорошо усвоенные философами  Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях  опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики  в естественнонаучном познании).

Развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века.

 Формируется новое  представление об общественной  истории, о ее глубокой связи  с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социально-экономические предпосылки идеологии эпохи Просвещения.

 

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

             Избавление от всех социальных  неурядиц просветители видели  в распространении знаний. И не  без их участия в эпоху Просвещения  победу одержал рационализм, развившийся  в западноевропейской мысли еще  в Средние века. В статье «Ответ  на вопрос: что такое Просвещение?»  И. Кант писал:

             Просвещение - это выход человека  из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по  собственной вине. Несовершеннолетие  есть неспособность пользоваться  своим рассудком без руководства  со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие  по собственной вине - это такое, причина которого заключается  не в недостатке рассудка, а  в недостатке решимости и мужества  пользоваться им.

Неудивительно, что религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом человека. В глазах просветителей -деистов. ( Деизм от лат. деиз - бог) - форма веры, возникшая в эпоху Просвещения и признающая, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия.)

Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.           Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

 Ориентиром для создателей  утопий XVIII в. служило «естественное»  или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности  и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и  не обремененного нищетой, не  затронутого пороками, живущего  сообразно разуму, а не «по  искусственным» законам. Это был  исключительно вымышленный, умозрительный  тип общества, который, по замечанию  Руссо, возможно, никогда и не  существовал и который, скорее  всего, никогда не будет существовать  в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности. И ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но  и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей -  проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества. Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических 1 отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в. 5

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С  1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

XVIII столетие подготовило  также господство буржуазной  культуры. На смену старой, феодальной  идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов  нового века Просвещения.

 В философии Просвещение  выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах  и началах бытия). Оно содействовало  развитию любого роли рационализма (признающего разум основой познания  и поведения людей), в науке - развитию  естествознания, достижение которого  оно часто использует для обоснования  научной правомерности взглядов  и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения  в некоторых странах называли  именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком  Вольтера, в Германии - веком Канта.

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о «механизме» мироздания.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.

В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям. Если говорить об искусстве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему «искусство и революция», но и на проблему художественного открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания.

Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма и даже божественного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием - конфликта тем более обострявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль в текущем и грядущем развитии человечества.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"