Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 21:14, контрольная работа
1 Вопросы этики в философии XX – нач. XXI в.
В XX веке этика все более активно обращается к осмыслению моральных проблем общения, приобретая коммуникативную направленность. В решении этих проблем, в выработке нравственных норм она опирается, прежде всего, на феноменологию Эдмунда Гуссерля (1859 — 1938), разработавшего учение об интерсубъективности, дающей возможность каждому Я удостовериться в существовании и опыте Другого.
Данный случай свидетельствует о том, что «суррогатное материнство» не только нарушает моральный климат в каждой семье, причастной к этому явлению, но, что самое главное, может осложнить жизнь ребенка. Ребенок не должен быть средством удовлетворения потребностей и жизненных целей своих родителей. Его жизнь для них должна быть ценностью, его отношения с ними должны основываться не на контракте, а на любви и преданности. В случае же с «суррогатным материнством» один из родителей должен настроить себя на то, чтобы чувство любви к своему ребенку в нем не пробуждалось. Тем самым «суррогатное материнство» как бы подрывает традиционные семейные нормы.
Возможность искусственного оплодотворения порождает и другие этические проблемы: от биологических прав эмбриона, о которых уже шла речь, до социальных проблем человеческого сообщества.
Так, учитывая, что донорская сперма может сохраняться для оплодотворения какое-то время в замороженном виде, как оценить с этической точки зрения тот факт, что мужчина может стать отцом ребенка после своей собственной смерти? Насколько допустима или даже необходима для будущих детей и их официальных родителей анонимность доноров-мужчин или суррогатных матерей? Стоит ли подвергать хирургическому вмешательству здоровую женщину и использовать столь сложные технологии, чтобы дать детей бесплодным семьям, когда в мире так много бездомных, беспризорных, несчастных детей, ждущих усыновления? Неоднозначен и ответ на вопрос о том, этична или нет неизбежная при искусственном оплодотворении целенаправленная или случайная «селекция»: ведь естественно, что будущие родители захотят подобрать для своих детей «самых умных», «самых здоровых» или «самых красивых» носителей генов. А если подобной целью задастся все общество? Не может ли это привести к своеобразному расизму?
Возникает и ряд других проблем, связанных с неопределенностью статуса эмбриона на сегодняшний день (скажем, с какого времени зародыш считается ребенком, человеком). Мы должны быть готовы и к ответу на вопрос: в случае возможных или обнаруженных аномалий может ли и должен ли зародыш быть уничтожен, и на каком этапе его развития это допустимо? Кто является собственником «избыточных» эмбрионов, которые обычно возникают в качестве «побочного продукта» при оплодотворении «in vitro» и которые, как известно, могут сохраняться при низкой температуре без утраты жизнеспособности в течение длительного времени? В связи с последним вопросом возникает еще одна проблема: можно ли использовать эти «избыточные» эмбрионы для проведения научных исследований и экспериментов? Допустимы ли они в принципе?
И вновь мы возвращаемся к тем этическим проблемам, которые возникают при проведении абортов или эвтаназии «неполноценных» новорожденных: правомерно ли рассматривать развивающийся эмбрион в качестве личности? Обладает ли (и в какой мере) эмбрион человеческими качествами? Способен ли эмбрион к ощущению (в особенности — к ощущению боли)?
Даже те, кто не считает не только эмбрион, но и новорожденного младенца личностью, вынуждены признавать потенциальные возможности развивающегося эмбриона — его способность со временем (при благоприятных обстоятельствах) стать личностью. В биологическом отношении эмбрион, развивающийся в организме беременной женщины, является эмбрионом человека. Однако этого факта недостаточно для того, чтобы мы испытывали в отношении него какие-либо моральные обязательства. Многое здесь зависит от способности эмбриона к ощущению, которая определяется степенью развития самого эмбриона. Некоторые специалисты считают, что поскольку центральная нервная система формируется лишь на 22-е сутки беременности, то предельным сроком экспериментов должен быть 30-суточный «возраст» эмбриона. Другие же предлагают работать и с более «взрослыми» эмбрионами, прибегая в этих случаях к анестезии.
Конечно, запрещать любые манипуляции с эмбрионами — это значит не только поставить крест на семьях, которые не могут иметь детей иначе, чем по методикам экстракорпорального (внематочного) оплодотворения, но и закрыть целое научное направление — эмбриологию, которое помогает изучать многие тяжелые болезни и искать пути их лечения. Однако, с моральной точки зрения, должно быть полностью запрещено проведение хотя бы некоторых видов экспериментов на плодах. Так, эмбрионы, подвергнутые тем или иным воздействиям, не должны имплантироваться в женский организм. Эмбрионы человека не должны имплантироваться в организм животного. Недопустимой также является несанкционированная продажа и приобретение эмбрионов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что исследования на эмбрионах, стимулируя научные изыскания в самых различных областях биологии и медицины, могут принести большую пользу обществу, способствуя разработке новых средств контрацепции, выявлению наследственных заболеваний плода, преодолению бесплодия, изучению механизмов спонтанно протекающих абортов, процессов созревания яйцеклетки, канцерогенеза, а также установлению закономерностей развития человека как биологического вида.
Список литературы