Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:18, контрольная работа
На объяснение проблемы происхождения человека значительное влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. В ней мы находим вывод о том, что человек как биологический вид своими родословными корнями уходит к обезьяноподобным предкам. После смерти ученого находки ископаемых обезьянолюдей подтвердили справедливость такого объяснения.
1. Философия о происхождении и сущности человека……………………..…3
1.1. Проблемы происхождения человека……………………………….………3
1.2. Сущность и существование человека……………………………….……..4
2. Сознание как свойство высокоорганизованной материи.
Сознание и мозг……………………………………………………….………...6
2.1. Активность сознания……………………………………………………….6
2.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет…………………………….8
2.3. Сознание и мозг…………………………………………………………...10
3. Философский смысл афоризма
«Начало философии - удивление». Платон…………………………………....11
Список литературы………………………………………………………….….13
Философия
3 вариант
Содержание
1. Философия о происхождении
и сущности человека……………………..…
1.1. Проблемы происхождения
1.2. Сущность и существование человека……………………………….……..4
2. Сознание как свойство
Сознание и мозг………………………………………
2.1. Активность сознания……………………………
2.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет…………………………….8
2.3. Сознание и мозг………………………………………
3. Философский смысл афоризма
«Начало философии - удивление». Платон…………………………………....11
Список литературы…………………………………
1. Философия о происхождении и сущности человека
1.1. Проблемы происхождения человека
На объяснение проблемы происхождения человека значительное влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. В ней мы находим вывод о том, что человек как биологический вид своими родословными корнями уходит к обезьяноподобным предкам. После смерти ученого находки ископаемых обезьянолюдей подтвердили справедливость такого объяснения.
Однако Дарвин не
ответил на вопрос, что именно
послужило причиной выделения
человека из животного мира. Ответ
попытался дать Энгельс:
Так дарвиновская концепция антропогенеза дополнилась марксистской теорией социогенеза и в философии появилось понятие антропосоциогенеза.
Продолжая тему антропосоциогенеза, т.е. происхождения человека, нам не миновать проблемы соотношение в нем биологического и социального начал. Пожалуй, никто не оспаривает того факта, что человек двойственен: он и животное и не животное. На привычном нам языке человек - это существо природное и социальное. Но как соотносятся эти два начала в человеке, две его природы?
При ответе на этот вопрос
существуют две крайности.
Противоположный подход недооценивает, а то и вовсе игнорирует биологические основы существования человека и его деятельности. Они объявляются чем-то несущественным, сопутствующим. В то же время особо подчеркивается значение общественного, социального в человеке. В этом утверждении есть свои резоны. Социальными причинами можно, в частности, объяснить некоторые биологические особенности человека. Так, в развитых странах наблюдается акселерация, т.е. ускоренное созревание людей. И, наоборот, в неразвитых регионах происходит их физическое вырождение. Корни подобных явлений уходят в социальную сферу.
В решении проблемы
1.2. Сущность и существование человека
Проблема сущности человека находится в центре философского учения о нем. Это объясняется необходимостью определения сущности любого предмета. Без такого определения вообще невозможно вести какие-либо разговоры о его существовании, функциях, значении и т.п.
История развития
науки знает немало случаев,
когда ученые объясняли
Такой субстанцией,
составляющей сущность
Однако человек
- не только плод развития
Таким образом, следует сделать следующие выводы.
Вне деятельности,
социальных отношений и
На этой основе возникает и такая сущностная характеристика человека как разум, являющийся в высшей степени человеческим свойством, которое в не меньшей мере, чем трудовая деятельность и социальные отношения, отличает человека от животного.
Но человек не сводится
только к своей сущности. В реальности
она проявляется в его существо
2. Сознание
как свойство высокоорганизован
Сознание и мозг
2.1. Активность сознания
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Содержание сознания
обязательно так или иначе
практически реализуется. Но
Творческая деятельность
сознания тесно связана с
Но человеческая
мысль способна не только
Признание активного,
Активность свойственна не
только индивидуальному,
2.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет
Физиологические механизмы
психических явлений не тождественны
содержанию самой психики, представляющей
собой отражение
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то «недействительным». Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир «надличной» духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а сознание - субъективная реальность.4
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует «ничьих» ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции - духовную и материальную.
Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
2.3. Сознание и мозг
Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?
Прежде всего тот
факт, что от уровня сложности
организации мозга зависит и
уровень отражательно-конструкт