Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

На объяснение проблемы происхождения человека значительное влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. В ней мы находим вывод о том, что человек как биологический вид своими родословными корнями уходит к обезьяноподобным предкам. После смерти ученого находки ископаемых обезьянолюдей подтвердили справедливость такого объяснения.

Содержание работы

1. Философия о происхождении и сущности человека……………………..…3
1.1. Проблемы происхождения человека……………………………….………3
1.2. Сущность и существование человека……………………………….……..4
2. Сознание как свойство высокоорганизованной материи.
Сознание и мозг……………………………………………………….………...6
2.1. Активность сознания……………………………………………………….6
2.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет…………………………….8
2.3. Сознание и мозг…………………………………………………………...10
3. Философский смысл афоризма
«Начало философии - удивление». Платон…………………………………....11
Список литературы………………………………………………………….….13

Файлы: 1 файл

141 философия.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Философия

3 вариант

 

Содержание

 

1. Философия о происхождении  и сущности человека……………………..…3

1.1. Проблемы происхождения человека……………………………….………3

1.2. Сущность и существование  человека……………………………….……..4

2. Сознание как свойство высокоорганизованной  материи.

Сознание и мозг……………………………………………………….………...6

2.1. Активность сознания……………………………………………………….6

2.2. Материальное и идеальное.  Образ и предмет…………………………….8

2.3.  Сознание и мозг…………………………………………………………...10

3. Философский смысл афоризма 

«Начало философии - удивление». Платон…………………………………....11

Список литературы………………………………………………………….….13

 

 

 

 

1. Философия о происхождении  и сущности человека

 

1.1. Проблемы  происхождения человека

 

На объяснение проблемы происхождения человека значительное влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. В ней мы находим вывод о том, что человек как биологический вид своими родословными корнями уходит к обезьяноподобным предкам. После смерти ученого находки ископаемых обезьянолюдей подтвердили справедливость такого объяснения.

 Однако Дарвин не  ответил на вопрос, что именно  послужило причиной выделения  человека из животного мира. Ответ  попытался дать Энгельс: некоторые  виды человекообразных обезьян  под влиянием природно-климатических  условий достаточно резко изменили  свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю. В результате трансформировались функции их передних конечностей. Постепенно они превратились в органы для использования орудий труда и производства необходимых изделий и продуктов. Труд способствовал развитию мозга, появлению сознания и речи. 1

 Так дарвиновская  концепция антропогенеза дополнилась марксистской теорией социогенеза и в философии появилось понятие антропосоциогенеза.

 Продолжая тему  антропосоциогенеза, т.е. происхождения  человека, нам не миновать проблемы соотношение в нем биологического и социального начал. Пожалуй, никто не оспаривает того факта, что человек двойственен: он и животное и не животное. На привычном нам языке человек - это существо природное и социальное. Но как соотносятся эти два начала в человеке, две его природы?

 При ответе на этот вопрос  существуют две крайности. Одна  из них сводит человека к  животному, плотскому началу. Так,  З. Фрейд полагал, что во  всех сферах жизни, включая  высшие, человек движим главным  образом животными инстинктами.

Противоположный подход недооценивает, а то и вовсе игнорирует биологические  основы существования человека и  его деятельности. Они объявляются  чем-то несущественным, сопутствующим. В то же время особо подчеркивается значение общественного, социального в человеке. В этом утверждении есть свои резоны. Социальными причинами можно, в частности, объяснить некоторые биологические особенности человека. Так, в развитых странах наблюдается акселерация, т.е. ускоренное созревание людей. И, наоборот, в неразвитых регионах происходит их физическое вырождение. Корни подобных явлений уходят в социальную сферу.

 В решении проблемы соотношения  биологического и социального  в человеке мы должны избегать  крайностей и рассматривать его  как единство этих двух начал.

 

1.2. Сущность и существование человека

 

 Проблема сущности человека находится в центре философского учения о нем. Это объясняется необходимостью определения сущности любого предмета. Без такого определения вообще невозможно вести какие-либо разговоры о его существовании, функциях, значении и т.п.

 История развития  науки знает немало случаев,  когда ученые объясняли сущность  человека его отличием от животного.  Действительно, специфических признаков  человека немало: плоские ногти,  улыбка, ум и др. Однако нельзя  не заметить, что во всех этих случаях сущность человека определяется не из его самого, а как бы со стороны. С методологической точки зрения такой подход не совсем правомерен. Ибо сущность любого предмета определяется прежде всего внутренними законами его собственного существования, субстанцией, выражающей его качество.

 Такой субстанцией,  составляющей сущность человека, как свидетельствует современная  наука, является его трудовая деятельность. Человек занимается трудовой деятельностью, вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. В процессе общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид реализует совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.2

 Однако человек  - не только плод развития общества  и общественных отношений, он  и творец их. Так человек одновременно  оказывается и объектом, и субъектом  этих отношений. В нем реализуется  единство, тождество субъекта и объекта.

 Таким образом, следует сделать следующие выводы.

 Вне деятельности, социальных отношений и общения  (как формы их реализации) человек  просто не может стать человеком.  И совершенно прав был Аристотель, отмечая, что существо, не способное  вступать в общение, - или животное, или Бог.

На этой основе возникает  и такая сущностная характеристика человека как разум,  являющийся в высшей степени человеческим свойством, которое в не меньшей мере, чем трудовая деятельность и социальные отношения, отличает человека от животного.

Но человек не сводится только к своей сущности. В реальности она проявляется в его существовании. И если сущность человека - это общая характеристика человеческого рода, то существование всегда индивидуально и не исчерпывается сущностью. Оно есть бытие индивида во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность существования выражается прежде всего в том, что человек есть единство биологического, социального и психического. Человек, следовательно, - биопсихосоциальный феномен. Уничтожив один из компонентов единства, мы уничтожим человека. Поэтому развитие человека, его целостное формирование всегда связано с природными задатками, социальной средой и его внутренним «Я» (волей, стремлениями, интересами и т.д.).

 

2. Сознание  как свойство высокоорганизованной материи.

Сознание и  мозг

 

2.1. Активность сознания

 

Человек отражает внешний  мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей  деятельности. Сознание характеризуется  не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

 Содержание сознания  обязательно так или иначе  практически реализуется. Но для  этого оно приобретает характер  замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

 Творческая деятельность  сознания тесно связана с практической  деятельностью человека и с  потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

 Но человеческая  мысль способна не только отражать  непосредственно существующее, но  и отрываться от него. Бесконечно  многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества. 3

 Признание активного, творческого  характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

 Активность свойственна не  только индивидуальному, личному,  но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям,  которые, овладевая массами, становятся  «материальной силой».

 

2.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет

 

Физиологические механизмы  психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического.

 Отражение вещей,  их свойств и отношений в  мозгу, разумеется, не означает  их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами  или химическими реактивами. В  мозгу человека никто еще не нашел  непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то «недействительным». Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир «надличной» духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а сознание - субъективная реальность.4

Сознание принадлежит  человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует «ничьих» ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

 Содержание мысленного  образа предмета определяется  не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности.

 Субъективный образ  как знание, как духовная реальность  и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции - духовную и материальную.

 Сознание и объективный  мир - противоположности, образующие  единство. Основой его является  практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

 

2.3. Сознание и мозг

 

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший  нервный аппарат. Это самостоятельная  система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма  и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

 Прежде всего тот  факт, что от уровня сложности  организации мозга зависит и  уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"