Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:03, контрольная работа
1. Каковы особенности философии славянофилов?
2. Охарактеризуйте понятие «бытие культуры».
3. Классификация форм отражения.
4. Расскажите о смене научных картин мира.
5. Свобода как сущность человека.
6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.
Международный институт рынка
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа
по курсу «Философия»
Вариант № 10
Выполнил
студент группы ЗР-86
_______________Тришкина С.А.
Дата_____________________
Становление самобытной
русской философии начиналось с постановки
и осмысления вопроса об исторической
судьбе России. В напряженной полемике
конца 30-х — 40-x гг. ХIX в. о месте России
в мировой истории оформились славянофильство
и западничество как противоположные
течения русской социально-философской
мысли.
Главная проблема, вокруг которой завязалась
дискуссия, может быть сформулирована
следующим образом: является
ли исторический путь России таким
же, как и путь Западной Европы,
и особенность России заключается лишь
в ее отсталости или же у России особый
путь и ее культура принадлежит к другому
типу? В поисках ответа на этот вопрос
сложились альтернативные концепции
русской истории. Философски осознать
наше национальное призвание - такова
задача, до которой доросла Россия
к эпохе николаевского царствования.
И как ни тяжелы были внешние условия ее
духовной жизни, она эту задачу выполнила:
в раннем славянофильстве проблема национального
русского самосознания впервые получила
философскую формулировку. Пусть ответ,
который дали славянофилы на вопрос
о сущности и назначении России, неверен,
ошибочен или, по крайней мере, спорен.
Все же за ними остается непреходящая
заслуга ясной постановки и серьезного
обсуждения этого вопроса.
Славянофилы в своей трактовке русской
истории исходили из православия как
начала всей русской национальной жизни,
делали упор на самобытный характер развития
России, тогда как западники основывались
на идеях европейского Просвещения с
его культом разума и прогресса
и полагали неизбежным для России
те же исторические пути, которыми
прошла Западная Европа.
При этом следует
учитывать, что ни
славянофильство, ни западничество не
представляли собой какую-то единую
школу или единое философское
направление: их сторонники
придерживались разнообразных
философских ориентаций.
Лидеры славянофильства - Алексеи Степанович
Хомяков (1804—1860), Иван Васильевич Киреевский
(1806—1856), Константин Сергеевич Аксаков
(1817-1860), Юрий Федорович Самарин (1819—1876)
— выступили с обоснованием самобытного
пути развития России.
Заслугой славянофилов является
то, что они не захотели
больше разыгрывать унизительной
роли безродных найденышей, которую
навязал России Петр. Они много и плодотворно
поработали, чтобы понять идейные основы
государственного и культурного творчества
русского народа до Петра. Славянофилы
поняли, что принципы на которых опирается
европейская культура далеки от идеальных,
что Петр I ошибся когда вообразил что
подражание Европе — гарантия
здорового государственного
и культурного строительства. Славянофилы
говорили: "Русские — не европейцы,
они носители великой самобытной православной
культуры, не менее великой, чем
европейская, но в силу неблагоприятных
условий исторического развития,
не достигшей еще такой стадии развития,
какую достигла европейская культура.
Заслуги славянофилов, несмотря на
романтизм и некоторую утопичность
их воззрений на русское прошлое –
велики. Так, Киреевский философски
обосновывает идею о самобытности
исторического пути русского народа
и самобытности русской культуры. А. Хомяков
в своих богословских сочинениях
поднимает православное богословие
на высшую ступень, философски
обосновывает идею соборности православной
церкви и соборности русского народа.
Эти идеи, так же как и
многие другие, развиваемые
славянофилами, не что иное, как древние
русские идеи, забытые после Петровской
революции.
Изучение истории у славянофилов
было направлено на поиск устойчивых
факторов, влияющих на исторической
процесс. Такими факторами, по мысли
славянофилов, не могли быть ни природно-климатические
условия, ни сильная личность, а только
сам народ как "единственный и постоянный
действователь" в истории.
Славянофилы считали, что
экономические, политические и другие
факторы вторичны и сами определяются
более глубоким духовным фактором — верою,
обусловливающей историческую деятельность
народов. Народ и вера соотносятся так,
что не только вера создает народ,
но и народ создает веру, причем именно
такую, которая соответствует творческим
возможностям его духа.
Основная идея славянофилов
— только истинное не
искаженное христианство православие
может дать человеку
духовную цельность. Только
возвращение к православию
устранит ту духовную
раздвоенность, которой
страдает русское образованное
общество со времен Петровской
революции. "Для цельной истины, — пишет
И. Киреевский, — нужна цельность
разума. Главный характер
верующего мышления заключается
в стремлении собрать все отдельные
части души в одну силу.
Спасение России, по мнению И. Киреевского,
заключается в освобождении ее умственной
жизни "от искажающих влияний постороннего
просвещения". "Глубокое, живое и
чистое любомудрие святых Отцов представляет
зародыш высшего философского начала:
простое развитие его, соответственно
современному состоянию науки и, сообразное
требованиям и вопросам современного
разума, составило бы само собой
новую науку мышления". Киреевский
и Хомяков понимали, что русская
мысль более глубоко укорененная
в христианстве, чем западная, способна
выдвинуть новые начала в философии
и других областях умственной
деятельности. Спасение России —
в развитии православного
просвещения и православной культуры,
а не в подражании культуре европейской.
России необходимо, чтобы "православное
просвещение овладело всем умственным
движением современного мира, чтобы,
обогатившись мирской мудростью, истина
христианская тем полнее и торжественнее
явила свое господство
над относительными истинами
человеческого разума".
Славянофилы придерживались органического
взгляда на общество как на естественно
сложившуюся общность людей, имеющую
собственные принципы организации жизни.
Органический взгляд на общество означал,
что его развитие представлялось
процессом саморазвития по аналогии
с явлениями живой природы. "Жизненных
начал общества, — писал А.С. Хомяков, —
производить нельзя: они принадлежат
самому народу или самой земле".
А.С. Хомяков предупреждал
об опасности грубого
вмешательства в общественную
жизнь. Нельзя насильственно ломать
целостность народной жизни
и втискивать ее в чуждые ей формы
культуры. "Беда, — восклицает
А.С. Хомяков, — когда выкидываются
все корни своего исторического дерева
и превращают прошлое в чистую доску.
Но не меньшая беда и тогда,
когда жизнь начинают строить
по умозрительной схеме, что неизбежно
приведет к ее разрушению".
Структурной единицей
организации русской
народной жизни славянофилам
представлялась община,
главной характеристикой которой
является самоуправление. Общинное
устройство, основанное
на началах общей ответственности,
выработке совместных решений
в соответствии с голосом
совести, чувством справедливости, народными
обычаями было для
славянофилов зримым воплощением
свободной общности. Общинный
дух русского
народа они
противопоставляли западноевропейскому
индивидуализму. Главной
заслугой славянофилов
является пресечение тенденций
слепого подражания Европейской
культуре. Они показали что Европа, которой
хотели подражать, сама переживает
духовный кризис, что цивилизация Запада
неудовлетворительна, если
расценивать ее с точки зрения
высших запросов христианства.
Славянофилы обратили свой
взгляд на самобытные корни
русской культуры и доказали, что Россия
в целом ряде случаев стоит выше
Европы. Прочное здание просвещения
России, — по мнению Киреевского, может
быть воздвигнуто только тогда, когда
образованный слой народа "наконец
полнее убедится в односторонности европейского
просвещения; когда он живее почувствует
потребность новых умственных начал.
Тогда, вырвавшись из-под гнета рассудочных
систем европейского любомудрия, русский
образованный человек найдет самые
полные ответы на те вопросы
ума и сердца, которые больше
всего тревожат душу, обманутую
последними результатами западного самосознания".
Славянофилов часто упрекали
и упрекают в идеализации истории
России и желании восстановить старое.
Эти упреки совершенно несправедливы.
Они прекрасно понимали, что возврата
к прошлому нет, история не может пойти
вспять, что, например, изменения, происшедшие
вследствие петровских
реформ, носят необратимый
характер. Они проповедовали
не возврат к прошлому,
а восстановление жизнеспособных
начал российского общества в изменившихся
условиях.
Иван Киреевский, Хомяков и другие славянофилы
мечтали создать систему новой русской
философии, как и система Григория
Сковороды, построенной на
религиозных идеях Православия. Если это
им и не удалось, то тем не менее
"они оказались зачинателями,
всего оригинального, что дала потом
русская философская мысль. Основная
их заслуга остается в том, что они
круто и убежденно повернулись
к Православной Церкви, как к единственному
источнику Истины и окончательному судье
всех человеческих помыслов и домыслов".
"Гоголь, Киреевский, Хомяков, Константин
Леонтьев — вот крупнейшие русские
строго церковно-православные мыслители
и в то же время яркие религиозные личности,
которые глубоко поняли первенствующее
значение Русской Православной
Церкви в истории русской духовной
культуры и которые отдали все
свои, полученные от Бога, высокие
таланты на служение этой Церкви,
— пишет проф. Ив. Андреев в статье
"Религиозное лицо Гоголя".
Виднейшие из славянофилов
достигли той же духовной гармонии и целостности,
как и "Непонятый Предвозвеститель
— Пушкин". Эту целостность души они
приобрели изучая "духовную философию
Восточных Отцов Церкви", которая осталась
почти неизвестной философам XIX столетия,
и у которых духовные воспитатели
русского народа Сергий Радонежский
и другие русские святые приобрели
целостность духа, которую они
и передали русскому народу.
И. Киреевский достиг редчайшей целостности
духа. По словам одного из старцев, он был
"весь душа любовь".
По оценке Н. Арсеньева,
автора биографического
очерка о Хомякове, жизнь Хомякова
— "есть редко встречающееся проявление
необычайного и последовательного посвящения
себя и своих сил единой высшей
цели — проповеди и словом и делами,
той высшей Правде, которой он служил
всем своим существом".
Хомяков был убежденным
противником крепостного права. "Христианин,
— писал он гр. Я.И.Ростовцеву, —
может быть рабом, но не должен
быть рабовладельцем". Он был горячим
проповедником освобождения крестьян
и является идейным вдохновителем виднейших
деятелей эпохи Великих Реформ.
Влияние славянофилов на
русскую мысль было необычайно
сильным. В новых исторических условиях
в пореформенной России прямым продолжением
славянофильства выступило почвенничество.
Большое влияние оказали
их идеи и на философию
всеединства.
Учение славянофилов, как и сами
славянофилы не имеют ничего общего
с учением их идейных
противников — западников,
"людей потревоженного духа".
Учение славянофилов
исходит из основной
духовной традиции Православия —
борьбы с умственным "безмерием".
Славянофилы не только
на словах боролись с душевной раздвоенностью
русского образованного человека со
времен Петровской революции, но личным
примером доказали, что Православие
способно вернуть душе образованного
человека былую целостность.
Спор славянофилов с западниками
XIX век разрешил в пользу
последних. Причем проиграли не только
славянофилы (в середине века),
проиграли и народники (к концу столетия).
Россия пошла тогда по западному, т.е.
капиталистическому пути развития.
XX век этот приговор можно
сказать пересмотрел. Российский
«эксперимент», основанный на западноевропейской
модели прогресса, потерпел тяжелое
поражение. Потому что уничтожили
святая святых - общину, артель,
назвав это
«великим переломом», - по сравнению
с которым «перелом», пережитый
страной в эпоху Петра, был не более чем
легкой коррекцией ее естественного развития.
2. Охарактеризуйте понятие «бытие культуры».
Бытие — главная философская категория,
фиксирующая основу существования в философском
осмыслении мира. С помощью нее определяется,
что есть сущее как таковое. В этой категории
фиксируется убеждение человека в существовании
мира и самого человека с его сознанием.
Причем, признается, что отдельные вещи,
процессы, явления могут возникать и исчезать,
а мир в целом существует и сохраняется.
В настоящее время чаще принято
представлять Бытие как целостность, как
Единое, в котором всегда взаимодействуют
идеальные и материальные процессы и явления.
В экзистенциализме, например, под Бытием
подразумевается человеческое бытие,
именно в человеке бытие обретает свой
язык и форму выражения. Великое предназначение
человека — «сказать Бытие», и человек
делает это с помощью языка, так как «язык-
дом бытия».
Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям
реальность, действительность, существование,
так как понятие Бытия отвлекается от всех
конкретных различий вещей, предметов
и процессов и связано с ними только одной
чертой — существованием. Это придает
миру целостность и делает его предметом
философского размышления.
В целом, можно выделить следующий диапазон
трактовок Бытия:
Бытие — основной предмет
онтологии. Онтология — раздел философии,
философское учение о Бытии, о сущем как
таковом в его наиболее общих характеристиках,
независимо от его частных форм и в отвлечении
от вопросов, связанных с его постижением.
Классическая онтология оперирует с такими
категориями как субстанция (основа
всего), сущность, всеобщность, целостность
и пр. она подразумевает, как правило,
построение целостной онтологической
системы построенной по принципу «от общего
к частному».
Современная онтология подразумевает
наличие «региональных» частных онтологий,
которые воспринимаются не как концепция,
а как событие. Здесь на первое место могут
выходить категории жизни, творчества,
свободы.
В зависимости от ответа
на вопрос: «Обладает
ли мир в своем существовании
единством?» — выделяют следующие философские
позиции:
— монизм
— дуализм
— плюрализм
В монистических теориях ищется
и утверждается одно сущностное свойство
Бытия, его основание и центр
всех его изменений, который называется
субстанцией.
Дуалистическая позиция допускает
существование двух равноправных
субстанций.
Плюралистическая позиция либо вообще
снимает вопрос о субстанции, либо
допускает смену субстанциальной основы
и ее множественность.
На основе мировоззрения, философских
взглядов человека — формируется картина
мира. Картина мира — целостное представление
человека о Бытии, о мире, о его
строении, законах и закономерностях,
действующих в нем, о месте человека
в этом мире и в обществе. Если
человек представляет мир
неизменным в своих
основных характеристиках, то его
картина мира статична,
в противном случае — постоянно
формируется динамичная картина мира.
Уже древние греки формировали свои представления
о Бытии и об объединяющем начале мироздания.
Для обозначения такой основы в философии
выработаны две категории: субстрат
и субстанция. Субстрат — это
то, «из чего все сделано». Древние
греки, в зависимости от принадлежности
к той или иной философской школе,
под субстратом или первоначалом мира
понимали:
— воду: Фалес утверждал, что все
вещи возникают из воды
и, разрушаясь, вновь превращаются
в воду. Испарения воды питают небесные
светила, а затем. во время дождя вода опять
переходит в землю.
— воздух: Анаксимен, выбирая эту
стихию, утверждал, что воздух,
сгущаясь может образовывать жидкость
и твердую среду.
— апейрон («бесконечное»): Анаксимандр
считал первоначалом неопределенное,
вечное и бесконечное, постоянно, находящееся
в движении;
— огонь: Гераклит Эфесский в качестве
субстратно-генетического начала
Вселенной рассматривал огонь. Ведь
огонь всегда пребывает равным
самому себе, неизменным во всех превращениях,
а вечный и бесконечный мир всегда был,
есть и будет вечно живым огнем, закономерно
воспламеняющимся и закономерно
потухающим. Все предметы и явления
природы рождаются из огня и. исчезая,
вновь обращаются в огонь.
Как видим, большая часть воззрений
соответствует натуралистическому пониманию
основы Бытия.
На более высоком обобщающем
уровне под основой Бытия понимают уже
не субстрат, а субстанцию (от лат.
substatia — сущность, то, что лежит
в основе), что означает не просто
первооснову всего существующего,
но и внутреннее единство многообразия
конкретных вещей, событий, явлений.
Так, например, Гераклит,
рассматривающий Вселенную как состоящую
из огня в его превращениях (субстрат), в то же
время говорил, что все эти
превращения подчиняются судьбе,
то есть необходимости, всеобщему
закону — Логосу. По Гераклиту
Логос и является сущностью
Бытия, то есть его субстанцией.
Это логическая структура
Космоса, Мира, данная живому созерцанию.
Вопрос о субстанции наиболее
важен для монистических учений (направлений),
среди которых в истории философии
особенно выделяются два: идеалистический
монизм (объективный идеализм — субстанция —
Абсолютный Дух; субъективный
идеализм — субстанция — субъективный
Дух), материалистический монизм.
В случае, если под субстанцией
понимается Воля.
Обычно выделяют два основных
способа существования бытия, два мира:
— мир сознания (Дух), в том числе внутренний
мир человека;
— мир материальный, природный, мир физических
состояний.
Скорее всего духовный мир существует
во времени, а материальный в пространстве.
Но в реальности мы обычно имеем смесь
духовного и материального,
существующую и в пространстве и во времени.
Мир сознания в разных
философских концепциях воспринимается
по-разному: от объективно
существующей духовности (космическое
сознание, Бог), до сугубо
человеческого сознания как «функции
мозга».
Обычно духовный мир делят на две разновидности:
— объективный дух
— субъективный дух
Субъективный дух — внутренний субъективный
мир человека со всеми уровнями
его существования: от бессознательного
до самосознания. Это достояние
отдельного индивида.
Объективный дух — представляется
по-разному. Это может быть
действительно объективное сознание,
существующее независимо от человека и от человечества.
Либо это объективированный дух всего
человечества, общечеловеческое
духовное образование, достояние
духовной культуры общества,
мир коллективного человеческого
сознания (трансцендентальный субъект).
Он существует в таких формах общественного
сознания как искусство, наука, мораль.
религия, политика и пр.
Эти формы духа тесно связаны между собой
и обусловливают друг друга: внутренний
мир человека развивается, приобщаясь
к объективно существующей
духовной культуре человечества,
и может способствовать
дальнейшему развитию объективного
духа.
Также выделяют два уровня бытия на основе
модальности:
— потенциальное бытие, уровень существования
в возможности
— актуальное бытие, уровень существования
в действительности.
Из известных форм бытия мы рассмотрим
такие важнейшие, как пространство,
время, движение, энергия, жизнь.
При рассмотрении категорий пространства
и времени возникают следующие вопросы:
1. Являются ли пространство и время неотъемлемыми
характеристиками бытия или они характеризуют
лишь устройство нашего сознания (Кант)?
2. Каковы свойства, характеризующие
пространство и время? Эти свойства
неизменны или меняются? Отвечая на первый
вопрос, одни философы утверждают, что
пространство и время — это объективные
характеристики бытия, существующие
так же, например, как существует материя,
и не зависящие ни от сознания, ни от материи.
Другие считают, что пространство
и время — субъективные
понятия, характеризующие
сугубо человеческий способ восприятия
мира.
Ответ на второй вопрос также
неоднозначен. При классическом
подходе обычно отмечают, что пространство
характеризуется следующими свойствами:
— протяженностью; протяженность
— сущность пространства
и характеризует способность вещей существовать
одно возле другого;
— однородностью: отсутствием в нем каких-либо
выделенных точек;
— изотропностью: — равноправностью всех
возможных направлений;
— трехмерностью: положение любого объекта
в пространстве может быть
определено с помощью трех независимых
величин.
Классическое время характеризуется следующими
свойствами:
— длительностью; длительность
— сущность времени,
способность явлений
существовать одно после другого;
— одномерностью;
— необратимостью (невозможность возврата
в прошлое);
— однородностью (равноправие всех его
моментов).
«Бытие» как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим понятием только в контексте других категорий философии и значительная, если не большая часть философского знания, представляет собой не что иное, как учение о бытии, или онтологию.
3. Классификация форм отражения.
1. В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.
Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.
Ключевыми понятиями теории отражения являются:
• отражение;
• раздражимость;
• чувствительность;
• психическое отражение;
• сознательная форма отражения.
Материи вообще присуще свойство отражения.
Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.).
Таким образом, в большей или
меньшей степени отражение
Элементарными формами отражения являются:
• механическое;
• физическое;
• химическое.
Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.
2. Формами биологического
• раздражимость;
• чувствительность;
• психическое отражение.
Раздражимость — простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".
Чувствительность — следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.
Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.
Сознание - высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.
Сознание человека отличается от сознания внешних животных:
• большей глубиной;
• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности — труду;
• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);
• возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах).
3. Главными свойствами человеческого сознания являются:
• идеальность;
• интенциональность;
• идеаторность.
Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:
• противоположно материальному миру;
• независимо от материи;
• в некоторых случаях первично по отношению к материи;
• неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.
Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может "вмещать" в себя все - песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).
Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.