Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:37, контрольная работа
Исторические формы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения?
Предмет философии. Основной вопрос философии. Второй вопрос философии?
Структура философского знания?
Определить что такое материя сознания.
Понять стороны материализации и идеализма.
Обыденное сознание реагирует на понятие «историческая форма мировоззрения» непосредственным образом. Оно исходит из литературного, семантического, общеупотребимого значения слов, представленных в языковых словарях и справочниках. Поскольку опорным словом данного понятия является термин «мировоззрение», постольку и интерпретация данного понятия сводится к тому, что под «исторической формой» подразумевается мировоззрение, которое претерпевает изменение в зависимости от определенных исторических и эпохальных событий, периодов и тенденций хронологического порядка.
В метафизическом понимании, как представляется, дело обстоит несколько иначе. Наряду с общим употреблением языковых форм и смысловых значений слов, являющихся необходимой стороной коммуникативной функции в обществе, имеет место и содержательное, понятийное использование терминов в научно-теоретических областях. Они облекаются в форму тех же самых символов и слов, что и в общераспространенном языке. Но в отличие от слова термину придается несколько иное содержание. И в этом случае обращаться к языковым словарям бесполезно. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова «мировоззрение», опираясь, например, на словарь русского языка, то оно должно восприниматься нами как «система взглядов, воззрений на природу и общество»[20]. Приняв это значение, мы должны говорить о мировоззрении в аспекте воззрений и взглядов людей на природу и общество, что соответствует собственной семантике слова, но не отвечает содержанию употребляемого термина в контексте теоретического знания. Получается, что люди «воззревают» мир, то есть устремляют свой взор или направляют зрение на нечто, имеющее место «вверху», и посредством данной процедуры формируют целостную картину мира (мировоззрение) в рамках мыслительных актов. Однако воззрение людей на мир есть такая связь с миром, которая превращает человека не только и не столько в созерцателя, сколько в деятеля (как возвращенное, опрокинутое с обратным знаком зрение в мир). Человек как активный социальный индивид не выключен из действительного мира; в мышлении он встал над миром и обратил, направил свой взор на него с целью преобразования мира, и на этом его действия заканчиваются. Данная ситуация является необходимым моментом во всей научно-теоретической деятельности. Но этим отношение людей, человека к миру не ограничивается. Уже говорилось, что прямая связь человека с миром на уровне созерцания позволяет отобразить и зафиксировать в мыслительных формах наблюдаемый мир и систематизировать его внутренним интеллектуальным «Я». Это способствует формированию понимания мира. Человек в этом состоянии может выделить свое место в ранее созерцаемом мире. При этом люди (человек) не выходят за границы мыслительного акта, они пребывают в нем. Можно ли назвать такое состояние людей (человека) высшей формой их отношения к миру? Думается, нельзя. Отрицание данного положения основывается на том, что миросозерцание и миропонимание, впрочем, как и другие, более простые отношения людей (человека) к миру, являются неотъемлемой частью освоения мира в виде его познания, то есть проникновения мыслью в его сущность. Общество познает мир с целью выяснить его содержание, а не для того, чтобы развлекать себя и удивляться миру (хотя это за пределами общественного производства может иметь место). Человек в соответствии со своей сущностью осуществляет жизнь так, что изменяет мир, сообразуясь со своими потребностями, законами природы, законами собственного и общественного бытия. Каким бы богатством знаний ни располагал человек, оно бессмысленно, если не получает конкретной своей реализации. Только благодаря непосредственному или опосредованному действию (практике), организованному на знании, люди могут жить
Достаточно часто
философию определяют как систему
воззрений, которая должна найти
себе подтверждение в жизненном
опыте и проявить себя в реальных
науках. И действительно, именно в
том, что философия есть рациональное,
научно обоснованное мировоззрение, усматривают
её сущность многие исследователи. Но
если суть философии в том, что
она есть мировоззрение, то как следует
понимать последнее?
Мировоззрение традиционно понимается
как система взглядов на мир в целом. При
этом понятие ''мир в целом'' включает в
себя мир сущного и должного, и Землю, и
вселенную, и известные из физики микро-,
макро- и мегамиры. Освальд Шпенглер, например,
предлагает взглянуть на ''мир - как - историю''.
Его противоположность составляет ''мир
- как - природа''. Можно ещё увидеть ''мир
- как - действительность'', который включает
в себя ''Я - как - возможность''.
''Мир в целом'' не мыслится как нечто завершённое,
в котором всё давно уже известно и пережито;
если бы это было так, то к чему же тогда
мои желания и стремления, да и я сам, готовый
начать всё сызнова? Мир - это вечно длящаяся,
становящаяся и изменяющаяся бесконечность,
открытая и неравновесная система.
Взгляды и воззрения на мир в целом, которые
в приведённом определении выступают
в роли ключевого понятия, по их смысловой
нагруженности есть нечто большее, нежели
просто информация, нейтральная осведомлённость
либо безличные сведения. Это и видение,
и понимание, и отношение, и оценка - т.е.
некий синтез, включающий в себя обобщённый
образ реальности, помноженный на знание
и позицию личности. При их формировании
осуществляется некий отбор представлений,
приоритетов и предпочтений. Когда взгляды
сформированы под воздействием сложившихся
норм, эталонов и стереотипов, нивелирующих
своеобразие индивидуального видения
мира, такая ''система взглядов'' предстаёт
как казённое или официально-идеологическое
образование, весьма далёкое от мироощущения
индивида. В нём личностный элемент оттеснён
на второй план, хотя по логике вещей мировоззрение
связано именно с личностно значимым способом
мировосприятия.
Следует заметить, что мировоззрение бывает
не только философским, но и религиозным,
мифологическим, обыденным, научным, прогрессивным
и регрессивным. В чём же специфика собственно
философского мировоззрения, т.е. мировоззрения
понятого в самом широком смысле слова?
Хотелось бы думать, что философское мировоззрение
представлено стройной, научно обоснованной
совокупностью воззрений, определяющих
жизненные позиции, программы поведения
действия людей. От религиозной формы
оно отличается тем, что строит общую картину
мира посредством понятий, теорий, логических
аргументов и доказательств, в то время
как для религии характерен примат веры
над разумом, логическая недоказуемость
''догматов''.
Одним из наиболее важных структурных
компонентов философского мировоззрения
становится устойчивая научная картина
мира. Она ответственна за достоверность
предлагаемых знаний о закономерностях
развития мира, задаёт ориентиры научных
изысканий. В неё вписываются основные
результаты научных исследований.
Но именно потому, что философия есть нечто
большее, чем знание причин и отражение
закономерностей развития, а сам мир -
это не лишённый смысла анонимный процесс,
а арена нашей жизнедеятельности, сфера,
где субъект может жить и творить, преследуя
свои цели, сугубо важен деятельностный
аспект мировоззрения. По утверждению
М. Хайдеггера, именно потому, что слово
''мировоззрение'' легко перетолковать
в том смысле, будто речь идёт о бездеятельном
разглядывании мира, уже в 19 в. начали справедливо
подчёркивать, что мировоззренческая
позиция означает в первую очередь жизненную
позицию. Слово ''мировоззрение'' предполагает
появление человека среди сущего в качестве
субъекта, который поднял свою жизнь до
командного положения, всеобщей точки
отсчёта, который распознаёт меру и предписывает
норму. Одновременно он вовлечён в жизненный
процесс, соотнесён с ним и переживает
его.
Не следует сбрасывать со счетов историчность
мировоззрения, подчёркивающую конкретно-историческое
видение мира и связанную с тем, что каждый
человек рождается и бытийствует в определённое
историческое время в определённом историческом
месте. Он помещён в лоно культурно-исторической
традиции и во многом обусловлен приоритетом
своей эпохи. Внимательный взор может
прочитать в поступке и поведенческих
реакциях каждого человека автограф духовной
атмосферы своего века.
Философское мировоззрение включает в
себя и характерологические особенности
этноса. Жизнь любого народа сопряжена
с определёнными идеалами и специфическими
для его национальных предпочтений ориентациями.
Названия ''греческая философия'', ''немецкая
философия'' или ''русская философия'' не
преследуют сугубо географической цели.
Они свидетельствуют об особенностях
интеллектуального мира, о стараниях национальной
мысли овладеть измерениями универсума.
Поэтому мировоззрение правомерно определять
как проекцию человеческой жизнедеятельности
на ось исторического времени.
К структурным компонентам мировоззрения
помимо устойчивой картины мира относится
также оценка жизни, опирающаяся на систему
идеалов, и целепоглощающая идея, ориентирующаяся
на систему ценностей. Понимаемый таким
образом мир, состоящий как бы из трёх
царств - действительности, ценности и
смысла, - и есть основание философского
мировоззрения.
В мировоззрении следует различать его
интеллектуальную и эмоциональную составляющие.
Интеллектуальная компонента мировоззрения
охватывается понятием миропонимание.
Последнее достаточно устойчиво, так как
включает в себя систему точных знаний
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.
Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Основной вопрос
философии — метафилософская и
В первые столетия
своего существования философия не имела
четкой структуры. Первым, кто ясно поставил
эту проблему, был Аристотель. Учение о
началах сущего он называл «первой философией»
(впоследствии ее стали именовать «метафизикой»);
его учение о чистых формах мышления и
речи у стоиков получило имя «логика»;
кроме того, Аристотель написал книги
по физике, этике, политике и поэтике -
очевидно, считая их также разделами философии.
Несколько позже
стоики разделили философское знание
на три предметных области: логику,
физику и этику. Это деление сохранялось
вплоть до Нового времени, когда каждая
школа принялась по-своему перекраивать
структуру философии. Сначала превратилась
в особый раздел философии теория
чувственного познания, которой Александр
Баумгартен дал имя «эстетика». Затем
кантианцы изобрели особое учение о ценностях
- «аксиологию», переименовали теорию
рационального познания в «гносеологию»,
а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке
на свет появились такие дисциплины, как
философская антропология, герменевтика,
грамматология и др.
Какого-либо общепринятого
понимания структуры
_Из всех многообразных форм
бытия в центре внимания философов всегда
находились две: материальная и идеальная.
И тому есть простое объяснение. Ведь что
ни говори, но для философии самый интересный
предмет исследования — это человек, строй
и смысл его жизни. А вопрос «что такое
человек?» необходимо подразумевает выделение
специфики человеческого существования,
то есть таких качеств, которые отличают
человека от всего остального мира. И первое,
самоочевидное такое качество — это, конечно,
наш разум, сознание. Здесь и лежат истоки
знаменитой философской антитезы материального
и идеального. Философы показывают специфику
человеческого бытия через противопоставление
идеального (разума, сознания) материальному
(всему остальному). Поэтому категории
«материи» и «сознания» неизбежно выдвигаются
на первый план, образуют своеобразную
«ось» философских размышлений независимо
от того, признается ли сей факт открыто
или нет. Материя (лат. materia - «древесина» как
перевод греч. υλή «древесина», «лес»)
— философская категория для обозначения
(объективной) реальности, которая отображается нашими ощущениями
Все, круг замкнулся. Реальность
– это совокупность вещей (материя),
а материя – это философская
категория для обозначения
Попробуем оторваться от схоластики и свободной спекуляции в вопросах о реальности и будем использовать для рассуждений только факты и правдоподобные рассуждения. В качестве базиса будем использовать общую теорию систем (ОТС), потому что с ее позиций весь Мир – это большая Система, которая содержит ее подсистемы – все остальные объекты и субъекты нашего Мира, которые так же являются системами (иерархия систем) [8, 9]. Поскольку абсолютно все материальные объекты являются системами, которые мы уже рассмотрели, то у нас появляется общая точка отсчета для всего, что существует в нашем Мире и это должно открыть нам дорогу для ответа на вопрос, что же такое реальность?
Итак, материей являются систем
Теперь мы знаем, что материя – это системы, а системы – это объекты, имеющие цель[8, 9]. Теперь у нас есть универсальное понятие «материя», независящее от понятия «реальность». И если мы говорим – «материя существует», то в том же смысле мы говорим – «системы существуют». Системы стремятся достичь заданную им цель и совершают для этого определенные действия и используют свои ресурсы. Но ресурсы любой системы ограничены, что является следствием закона причинно-следственных ограничений. Это заставляет системы развиваться (эволюционировать) и усиливать свои способности (все системы). Системы в Мире не одиноки, они окружены другими системами (окружающей реальностью, ситуацией). И это заставляет системы действовать наиболее оптимальным образом и принимать решения о своих действиях уже основываясь на соотношении заданных им целей (только у систем, начиная с мира животных и выше), собственных способностей и тех возможностей, которые предоставляет им окружающая реальность (ситуация). И эта способность систем соотносить является их сознанием. Следовательно, материя и сознание являются следствием закона причинно-следственных ограничений. Но пока еще не знаем, что значит «реальность» и «существует».
Реальность и материя связаны друг с другом. И если материя не зависит от реальности, то реальность должна зависеть от материи. Следовательно, есть материя – есть реальность, нет материи – нет реальности. Материя создает реальность, а не наоборот. Что же такое реальность?
Чтобы ответить на этот вопрос
рассмотрим, как системы взаимодействуют
между собой. Общим признаком материальности
Система должна вырабатывает только тот свой результат действия, который ожидается от нее, который ей задан. Для этого она должна сделать определенную серию (цикл) своих действий, чтобы этот результат действия появился [8, 9]. Для этого она должна уметь делать необходимые действия и этоумение и являтся способностью системы действовать для достижения своих целей.
Но одной способности
недостаточно. Если по какой-либо причине
система способна действовать, но по внешним
и не зависящим от нее причинам у нее нет
этой возможности, то система становится не реальной, потому что она не сможет реализовать свои потенции. Если у какой-либо
компании есть в банке деньги, но эти деньги
«арестованы», то данная компания становится
не реальной, потому что она не может производить
свои действия. Элементы этой компании
(люди, некоторые ее структуры и т.д.) продолжают
действовать и они находятся в реальности,
но только в их собственной реальности,
потому что они действуют как отдельные
системы (подсистемы той системы, которую
мы называем компанией). А компания не
функционирует, она не
реальна как компания (как система).
Чтобы она опять стала реальной, необходимо дать ей возможность функционировать