Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:17, контрольная работа
Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей.
1. Предмет философии.
2. Герменевтика.
3. Философское учение о бытии.
4. Проблема оптимизма и пессимизма в гносеологии.
5. Трудности решения проблемы сознания.
6. Бренность и бессмертие человека.
7. Понятие «общество».
8. Информационно – техническое общество: проблемы и перспективы.
9. Интеллектуальная интуиция— это...
10. Культура— это...
11. Список использованной литературы.
6. Бренность и бессмертие человека.
Раньше или позже жизнь человека завершается смертью. Но нет никого кто не подошел бы к этим новым воротам, открывающим для людей путь в неведомое. Собственно в древних мифология людей называют смертными, стало быть имеющим и начало и конец, проходящие строго отмеренный путь неизвестно кем отмерен. Атеизм полагает что за гробом нас ждет Ничто. Его очень трудно описать, это просто отсутствие сознания, чувств, ощущений.
Христианство считает, что в посмертьи нас ждет Божий Суд и вечное блаженство либо вечные муки нашей бессмертной души вместе с воскресшим вечным телом.
Буддизм обещает нам новые многократные рожденья на свет со всеми сопровождающими их земными мучениями и проблемами.
Теософско-эзотерическия учения обещают человеку долгое и упорное но светлое восхождение по ступеням тонких миров, целенаправленную цепь перерождений, каждое из которых вносит свою лепту в приближение к гармонии с Абсолютом.
Так говорят разные концепции, но прямого опыта смерти у большинства людей нет. Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать её предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное напряжение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Размышления над этим вопросом для многих людей становится исходным пунктом выработке того, что принято называть основной «линией» жизни, подчиняющей себе поведение и поступление человека на разных уровнях – будь то общество в целом, трудовой коллектив, семья или близкие друзья. Но даже если человек руководствуется в этой жизни определенными нравственными целями, и использует для достижения нравственные критерии, он знает, что не всегда и не во всех случаях можно добиться желаемого результата, который всегда в нравственных категориях обозначался добро, правда, справедливость.
И возникает вопрос что жизнь его единственная и неповторимая, в какой-то мере уравнивается с жизнью тех кто живет бесцельно, бессмысленно, безнравственно, творит зло, ложь и несправедливость. Не теряется ли, в следствие этого смысл определения нравственности в категориях добра и зла, правды и лжи, справедливости и несправедливости. Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни и смерти.
Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются религиозные учения, искусство и многочисленные направления философии. Вопрос о смысле жизни и смерти есть вопрос о предназначении человека. Это речь о триаде: жизнь-смерть-бессмертие. Наибольшее внимание уделялось смерти и бессмертии. Смерть и потенциальное бессмертие самая сильная приманка для философствующего ума, так или иначе все жизненные дела соизмеряются вечным.
Первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия – биологическое. Давно уже была высказана теория панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известное определение Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел», акцентирует космический акцент жизни.
Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете с её биосферой равно и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение. Это идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа по факту самого рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а человек предстает как малая живая частица этой Вселенной. Чувство «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), ощущение своей причастности к удивительному миру живого в той или иной степени присуще любой мировоззренческой системе.
Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связанно с уяснением специфики человеческой жизни и её отличия от всего живого. Уже более тридцати веков мудрецы, пророки, философы разных стран пытаются найти этот водораздел.
Чаше всего полагают, что дело в самом факте осознания предстоящей смерти, мы знаем что умрем и лихорадочно ищем пути к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успевая воспроизвести новую жизнь и послужить удобрением почвы для новой жизни. Человек же пожизненно обречен на мучительные раздумья о смысле жизни и её бессмысленности, изводит себя и вынужден топить эти мысли в вине или наркотиках.
Но как быть со смертью новорожденного ребенка, который не успел ещё ничего понять или умственно отсталого человека который не в состоянии ничего понимать. Считать ли началом жизни момент зачатия или момент рождения. Известно что умирающий Л.Н.Толстой, обращаясь к окружающим сказал, чтобы они обратили свои взоры на миллионы других людей, а не глядели на одного льва. Безвестная и никого не трогающая кроме матери, смерть маленького существа от голода в Африке, и пышные похороны всемирно известных людей пред лицом вечности не имеют различий.
Очевидно специфика жизни, смерти и бессмертия человека прямо не связанны с успехами и достижениями данного человека с оценкой его современниками и потомками. Смерть многих гениев в молодом возрасте бесспорно трагична, но при этом нет оснований что их последующая жизнь дала бы миру нечто ещё более гениальное. В этом смысле жизнь и смерть не охватываются категориями рационального познания, не укладываются в рамки детерминистической модели мира и человека.
Третье измерение этой проблемы связанно с идеей обретения бессмертия. Это идея рано или поздно становится в центре внимания человека если он уже в зрелом возрасте. Выделяют несколько видов бессмертия:
Смысл смерти и бессмертия решаются различно в зависимости от духовной установки той или иной цивилизации.
Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа: «… я имею ключи от ада и смерти». Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие человека мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. В сущности земная жизнь является только приготовлением к жизни вечной. По образному выражению одного из православных иерархов: «Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже плещет над другим миром».
7. Понятие «общество».
Общество – предмет социальной философии. Социальная философия рассматри
Общество, на первый взгляд, есть совокупность большого количества людей, которыми управляет государство и его органы. При этом люди выполняют те или иные обязанности друг перед другом или перед обществом в целом. Поверхностный взгляд обычно грешит большой статичностью и сводится к наличию совокупности людей и выполняемых ими обязанностей (функций). В действительности общество очень динамично, поскольку человек всегда что-то делает даже тогда, когда казалось бы ничего не делает. Он сидит, спит, отдыхает, лечится, трудится, т.е. что-то делает. И его деятельность обусловлена его потребностями, деятельностью других людей и сама обуславливает деятельность других людей.
Поэтому общество - это совокупность совместных видов деятельности людей и отношений, которые складываются в процессе этой деятельности, а также регуляция этих отношений и деятельности. Регуляция (управление) может иметь форму обычаев, традиций, норм, ценностей. Чем развитее общество, тем большую роль играют нормы, но прежде всего ценности.
Поэтому общество это мы и совокупность механизмов производства, самоорганизации, самоуправления. Производство в обществе – основа жизни общества. Человек, в отличие от животного, преобразует мир, его образ жизни производящий.
Производство носит общественный характер. Это означает, что оно существует не в одиночку и нацелено на удовлетворение потребностей не только отдельного человека, но, в конечном счете, всего общества.
Общественное производство можно поделить на следующие виды:
1.
2. Материальное производство. Цель – удовлетворение потребностей человека в предметах, условиях, услугах необходимых для поддержания жизни и повышения ее качества. Поэтому материальное производство создает соответствующие блага и услуги.
3. Духовное производство. Цель – удовлетворение духовных потребностей. Выражается в производстве и передаче знаний, опыта, навыков, ценностей.
4. Общественное производство включает в себя создание и поддержание в состоянии работоспособности механизмов управления. Управление необходимо для согласования всех видов материального и духовного производства, всех видов деятельности.
Общество может быть поделено на относительные самостоятельные сферы (подсистемы), являясь системой (организмом). Выделяют экономическую сферу (подсистему), духовную, социальную и политическую. Противоположность материализма и идеализма в понимании общества проявляется в том, что идеализм в качестве фундаментальной, основополагающей выделяют духовную сферу, а материализм в качестве такого вида экономическую сферу. Принципы материализма – бытие определяет сознание и поэтому общественное бытие определяет общественное сознание. Принципы идеализма: сознание определяет само себя в том числе с помощью бытия. Поэтому бытие лишь одно из условий, которое не может быть первым и определяющим.
8. Информационно – техническое общество: проблемы и перспективы.
Одним из ключевых вопросов конца ХХ начала XXI веков является возрастающая роль информационно -коммуникационных технологий, образования, знаний, информации в развитии общества. Все чаще говориться о наступлении информационной эры, о том, что новые "способы информации" превалируют, что мы живем в "электронном обществе" и подходим к "виртуальной экономике", движущей силой которой стала информация, что мы уже существуем в условиях "глобальной информационной экономики", что происходит очередной этап технологической и мирной социальной революции – становление информационного общества.
Предметом спора стало то, что несет с собой эта революция. Для одних она означает становление общества действительно профессионального и заботливого по отношению к своим членам; для других - усиление контроля над гражданами; для третьих она знаменует появление высокообразованного слоя, при том, что прочих захлестнет волна пустячных сообщений, сенсаций и сбивающей с толку пропаганды.
Поразительно, что при всей противоречивости этих точек зрения все ученые соглашаются в одном: информация есть нечто особенное. В огромном потоке литературы, где рассматриваются проблемы информационной эры, авторы редко соглашаются друг с другом относительно ее основных характеристик и общего смысла, однако они сходятся в том, что информация играет особую роль в современном мире. Исследования ученых могут быть весьма спорными, они исходят из принципиально различных посылок и приходят к столь же принципиально разным выводам, однако разногласий по поводу особой роли информации между ними нет.
9. Интеллектуальная интуиция— это...
Интеллектуальная интуиция — это (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть и intellectus — познание, понимание, ум) — способность непосредственного познания интеллектом без обращения к чувствам; умозрение, созерцание рассудком. Интуитивное познание, как непосредственное, традиционно противопоставляется дискурсивному, как опосредованному. Несмотря на то что в немецкой терминологии 18— 19 вв. для обозначения И. и. чаще использовался термин «интеллектуальное созерцание (intellektuelle Anschauung)», ныне уместно говорить лишь о синонимии интеллектуального созерцания и И. и., но не о синонимии созерцания и интуиции как таковых. Если в 18 в. созерцание традиционно приписывается чувственности, а в случае признания И. и. — и рассудку, то оно рассматривается как рациональный процесс познания; со второй же половины 19 в. можно встретиться с представлениями об интуиции как о мистической или иррациональной способности познания, которая далеко не всегда приписывается интеллекту или рассудку; и в этом случае интуиция уже не находится в рамках противопоставления созерцание—понятие.