Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:41, контрольная работа
Задание 1. Конспект научно-педагогической работы К.Д. Ушинского«О народности в общественном воспитании»
Задание 2. Реферат на тему: «Полемика «славянофилов» и «западников» и ее выражение в педагогической мысли».
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра профессиональной педагогики
Контрольная работа
по истории педагогики и философии образования
Вариант 3
Выполнил:
гр. ЗДС-211
Коваль К. Ю
Проверил:
Екатеринбург 2013
Задание 1. Конспект научно-педагогической
работы К.Д. Ушинского
Что такое наука?
если под "наукой" понимать "собрание результатов добытых человеком в познании законов природы, разума и истории, то ясно само собой, что о народности здесь не может быть и речи. Наука потому и наука, что принимает в область свою только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления". "Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов".
Что такое воспитание?
Воспитание - не наука: для него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, воспитание обращается к характеру человека, а характер и есть та почва, в которой коренится народность.
Общие исторические основы европейского воспитания:
- христианская церковь, объединившая средневековую Европу сетью своих учреждений, прямо или косвенно определяющих общественную жизнь: единство университетов, школ, общая для всех "немногосложная средневековая наука" (семь свободных искусств), везде один и тот же латинский язык, всюду одинаковы педагогические установления. Результат: единство духовной жизни Европы.
- возрождение классической древности, классицизм поддержал единство духовной жизни Европы, когда религиозное единство начало колебаться к концу средних веков.
Начало образования национальных систем воспитания: в Новое время вся жизнь Европы стала проходить внутри отдельных государств, подчиняясь в каждом из них своему особенному развитию. Общественное воспитание, став одним из элементов государственной и народной жизни, пошло у каждого народа своим особенным путем.
Характерные
черты германского
- склонность к отвлечению (абстракциям) и выходящая из нее склонность к системе.
- глубокомыслие и ученость - лицевая сторона этой народной наклонности, мелочный формализм и педантизм - оборотная. Эта красная нить германского характера стала основой общественного образования Германии.
- всесторонность и систематичность познаний. Человек ученый и человек хорошо воспитанный - для немца одно и то же.
Общественное воспитание в Англии:
Цель и идеал английского воспитания: развитие характера, образа мыслей, манер истинного джентльмена.
Английское общественное
воспитание: предоставлено усилиям
частных лиц и церкви. Правительственной
или общей государственной
- английское общественное воспитание существует для аристократов и джентри (небогатого дворянства), которое хотя не отделено от остальной массы народа никакими законными правами, но на деле составляет особенный класс - опору английского общественного устройства.
- народным образованием занимается 1) англиканская церковь, которая считает общественное образование своей частной привилегией; и 2) филантропия богатых людей: по числу благотворительных учебных заведений Англия занимает первое место между государствами Европы, все эти учреждения - частные.
- деятельность правительства в сфере образования ограничивается 1) элементарными школами для беднейшего класса. 2) инспекцией над воспитательными учреждениями: это возможно путем добровольного контракта с обеих сторон: правительственный комитет выделяет денежные средства учебному заведению, а взамен получает от него право инспекции и надзора.
Общественное воспитание во Франции: гораздо труднее определить характер французского общественного воспитания именно потому, что в нем мало характера:
- основы устройства общественного воспитания во Франции положены Наполеоном Бонапартом.
- семейное воспитание во Франции существует как редкое исключение, родители стараются как можно скорее сбыть детей в пансион или колледж.
- французские школы больше служат и спекулируют, чем занимаются воспитанием. Педагогическая дисциплина вся направлена к тому, чтобы развить самолюбие воспитанников и заставить соревноваться друг с другом тех из них, которые имеют соответствующие природные способности; остальные должны сидеть смирно и не мешать.
Общественное образование в США
Характерные черты североамериканского общественного образования:
- "...отказавшись от английского понятия об общественном образовании как о деле частном, североамериканцы нашли средство примирить строгость принудительного образования пуритан с отвращением североамериканских консерваторов от централизации. Обязанность заводить школы признана за каждой общиной, которая только имеет сто семейств или хозяйств, но зато и все управление школой, ее хозяйственная и педагогическая часть находится в руках самой общины".
- децентрализация школ: если в Германии и Франции устройство, управление и вся учебная программа школ определена самыми подробными законами, то в Америке закон ставит только несколько основных условий, все остальное предоставив самим общинам.
- в Америке, в отличие от Германии, духовенство не принимает никакого участия в публичных школах, потому что религиозное воспитание отделено от светского. Единственное, что требуется - чтобы преподавание было основано на христианских началах.
- право инспекции точно так же, как и в Англии, покупается правительством штатов у общинных школ за определенную сумму финансирования.
- роль частной инициативы и добровольных пожертвований для организации общественных высших учебных заведений очень высока в Америке.
- наличие большого числа учительниц, преподающих как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях - чисто американское явление.
- американская педагогика носит английский характер, хотя и сильно измененный демократизмом. Развитие характера также составляет одну из главнейших целей американского воспитания: патриотизм, привычка участвовать в политической жизни общины и общинное самоуправление рано развиваются у американских школьников.
Основы общественного воспитания каждого европейского народа:
- народность: что это такое мы можем видеть по приведенным Ушинским в начале этой статьи фактам, раскрывающим национальные особенности общественного воспитания у главнейших народов мира.
- христианство: один из главнейших элементов образования у народов Европы и Америки
- наука: развитие сознания есть и одна из главных целей воспитания, и истины науки являются орудиями этого развития.
Задание 2. Реферат на тему:
«Полемика «славянофилов» и «западников» и ее выражение в педагогической мысли».
В середине XIX в. полемика
об исторических путях России, проблеме
Восток – Запад стала занимать
умы всего просвещенного
В вопросах воспитания и образования выдвигали на первый план и западники. Как писал А.И. Герцен (1812–1870), «у нас была одна любовь, но не одинаковая… Мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно». И тех, и других объединяло требование отмены крепостного права, стремление к либеральным реформам. Вместе с тем, позиция западников, в выражении К.Д. Кавелина, сводилась к тому, что «древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Мы вышли в жизнь общечеловеческую, оставаясь теми же, что были и прежде – русскими славянами».
«Западники» (В.Г. Белинский, А.М. Герцен,В.Ф. Одоевский, К.Д. Кавелин, Н.В. Станкевич), представляя довольно разнородное общественное движение, были едины в горячей приверженности европейской образованности, праву личности на самореализацию, с чем несовместимы крепостничество и самодержавие. Одоевский писал: «Наука примиряет человека с человеком, природу с человеком, природу с природой». Основной целью воспитания виделось достижение нравственной гармонии. Более радикальные идеи развивали Герцен (в эмиграции), Огарев, Белинский, вошедшие в историю как революционные демократы 1830-1860-х гг. Взгляды А.И. Герцена и И.П. Огарева (1813–1877) складывались под влиянием российской вольнолюбивой мысли, европейского Просвещения, немецкой классической философии.
Важное значение придавалось образованию и В.Г. Белинским (1811–1847). За свою короткую жизнь он много сделал в направлении гуманистической и демократической литературной критики, демократизации образования. «Главная задача человека, – говорил Белинский, – во всякой сфере деятельности, на всякой ступени и лестнице общественной иерархии – быть человеком». В этом огромная роль отводилась образованию и воспитанию, начиная с семейного. Родителям следует любить в ребенке прежде всего будущего человека, и потому в отношениях родителей с детьми должна преобладать не эгоистическая любовь к себе и к своим замыслам, а любовь к истине и человечеству, отношения детей и родителей должны быть доверительными и равными, тогда не будет лжи и хитрости, как и необходимости в наказаниях. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам и привычкам».
Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (историю, родной язык, литературу), способствующие «очеловечиванию людей». Не менее полезны естественные науки, которые «сильнее всего могут заинтересовать детей. они на каждом шагу сталкиваются с природой, природа сродни детям».
Первейшая задача образования – привить детям любовь к Родине, к ее природе, языку, истории. Подходя к общечеловеческому в образовании и воспитании с позиций народности,
Белинский писал в статье «О воспитании детей»: «Народность обыкновенно выпускалась у нас из плана воспитания. Часто дети знают о древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но не знают о сокровищах народной поэзии, русской литературы, Петре I».
Горячо любя Родину, Белинский видел «спасение России не в мистицизме, аскетизме, пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманизма». Вместе с тем гуманизм Белинского уже сочетается с теми зловещими чертами, которые позже захлестнули революционной волной патриархальную Россию. Веря, что «улучшение человечества сделается через социальность», он пишет: «Но смешно думать, что это может сделаться само собой, временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастью. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов».
Совершенно уникальное место в проблеме Восток-Запад, вообще русской общественной мысли занимает П.Я. Чаадаев (1794–1856). «Больше, чем кто-либо из вас, поверьте, я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа», – писал он в своей «Апологии сумасшедшего». Но там же он продолжает: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее». И уже вовсе вызовом общественному мнению выглядели горькие слова из «Первого философского письма» Чаадаева: «Одна из самых печальных особенностей нашей цивилизации состоит в том. что мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Внутреннего развития, естественного прогресса у нас нет, прежние идеи выметаются новыми, так как последние не вырастают из первых. Словом, мы. живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам».
Вместе с тем П.Я. Чаадаев верил в историческую миссию России: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Создается впечатление, что приводимые строки написаны сегодня.
Общественные перемены в России во второй половине XIX в. и их выражение в образовании
Вторая половина XIX в. начинается в России серьезными общественными переменами, предвестником которых и было столь бурное брожение умов. С историографической точки зрения эти перемены следует отсчитывать с 1861 г., с отмены крепостного права, хотя оно было лишь наиболее заметным звеном в цепи давно назревших реформ. К тому времени в российском обществе широко распространились взгляды на просвещение как на способ изменения условий жизни. В публицистике и педагогике возрастало внимание к отдельной личности, обосновывалась необходимость научности образования.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории педагогики и философии образования"