Контрольная работа по "Истории педагогики и философии образования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:41, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Конспект научно-педагогической работы К.Д. Ушинского«О народности в общественном воспитании»
Задание 2. Реферат на тему: «Полемика «славянофилов» и «западников» и ее выражение в педагогической мысли».

Файлы: 1 файл

NSh.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по истории педагогики и философии  образования

Вариант 3

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                            

 гр. ЗДС-211

Коваль К. Ю

 Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Задание 1. Конспект научно-педагогической работы К.Д. Ушинского                              «О народности в общественном воспитании»

Что такое  наука?

если под "наукой" понимать "собрание результатов  добытых человеком в познании законов природы, разума и истории, то ясно само собой, что о народности здесь не может быть и речи. Наука потому и наука, что принимает в область свою только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления". "Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов".

Что такое  воспитание?

Воспитание - не наука: для  него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека как он есть, со всеми  его народными и единичными особенностями, воспитание обращается к характеру человека, а характер и есть та почва, в которой коренится народность.

Общие исторические основы европейского воспитания:

- христианская церковь, объединившая средневековую Европу сетью своих учреждений, прямо или косвенно определяющих общественную жизнь: единство университетов, школ, общая для всех "немногосложная средневековая наука" (семь свободных искусств), везде один и тот же латинский язык, всюду одинаковы педагогические установления. Результат: единство духовной жизни Европы.

- возрождение классической древности, классицизм поддержал единство духовной жизни Европы, когда религиозное единство начало колебаться к концу средних веков.

Начало образования  национальных систем воспитания: в Новое время вся жизнь Европы стала проходить внутри отдельных государств, подчиняясь в каждом из них своему особенному развитию. Общественное воспитание, став одним из элементов государственной и народной жизни, пошло у каждого народа своим особенным путем.

Характерные черты германского общественного  воспитания:

- склонность к отвлечению (абстракциям) и выходящая из  нее склонность к системе. 

- глубокомыслие и ученость - лицевая сторона этой народной наклонности, мелочный формализм и педантизм - оборотная. Эта красная нить германского характера стала основой общественного образования Германии.

- всесторонность и  систематичность познаний. Человек ученый и человек хорошо воспитанный - для немца одно и то же.

           Общественное воспитание в Англии:

Цель и идеал английского воспитания: развитие характера, образа мыслей, манер истинного джентльмена.

Английское общественное воспитание: предоставлено усилиям  частных лиц и церкви. Правительственной  или общей государственной системы  образования в Англии нет вовсе.

- английское общественное воспитание существует для аристократов и джентри (небогатого дворянства), которое хотя не отделено от остальной массы народа никакими законными правами, но на деле составляет особенный класс - опору английского общественного устройства.

- народным образованием занимается 1) англиканская церковь, которая считает общественное образование своей частной привилегией; и 2) филантропия богатых людей: по числу благотворительных учебных заведений Англия занимает первое место между государствами Европы, все эти учреждения - частные.

- деятельность правительства в сфере образования ограничивается 1) элементарными школами для беднейшего класса. 2) инспекцией над воспитательными учреждениями: это возможно путем добровольного контракта с обеих сторон: правительственный комитет выделяет денежные средства учебному заведению, а взамен получает от него право инспекции и надзора.

Общественное  воспитание во Франции: гораздо труднее определить характер французского общественного воспитания именно потому, что в нем мало характера:

- основы устройства общественного воспитания во Франции положены Наполеоном Бонапартом.

- семейное воспитание во Франции существует как редкое исключение, родители стараются как можно скорее сбыть детей в пансион или колледж.

- французские школы больше служат и спекулируют, чем занимаются воспитанием. Педагогическая дисциплина вся направлена к тому, чтобы развить самолюбие воспитанников и заставить соревноваться друг с другом тех из них, которые имеют соответствующие природные способности; остальные должны сидеть смирно и не мешать.

Общественное  образование в США

Характерные черты североамериканского  общественного образования:

- "...отказавшись от английского понятия об общественном образовании как о деле частном, североамериканцы нашли средство примирить строгость принудительного образования пуритан с отвращением североамериканских консерваторов от централизации. Обязанность заводить школы признана за каждой общиной, которая только имеет сто семейств или хозяйств, но зато и все управление школой, ее хозяйственная и педагогическая часть находится в руках самой общины".

- децентрализация школ: если в Германии и Франции устройство, управление и вся учебная программа школ определена самыми подробными законами, то в Америке закон ставит только несколько основных условий, все остальное предоставив самим общинам.

- в Америке, в отличие от Германии, духовенство не принимает никакого участия в публичных школах, потому что религиозное воспитание отделено от светского. Единственное, что требуется - чтобы преподавание было основано на христианских началах.

- право инспекции точно так же, как и в Англии, покупается правительством штатов у общинных школ за определенную сумму финансирования.

- роль частной инициативы и добровольных пожертвований для организации общественных высших учебных заведений очень высока в Америке.

- наличие большого числа учительниц, преподающих как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях - чисто американское явление.

- американская педагогика носит английский характер, хотя и сильно измененный демократизмом. Развитие характера также составляет одну из главнейших целей американского воспитания: патриотизм, привычка участвовать в политической жизни общины и общинное самоуправление рано развиваются у американских школьников.

Основы общественного  воспитания каждого европейского народа:

- народность: что это такое мы можем видеть по приведенным Ушинским в начале этой статьи фактам, раскрывающим национальные особенности общественного воспитания у главнейших народов мира.

- христианство: один из главнейших элементов образования у народов Европы и Америки

- наука: развитие сознания есть и одна из главных целей воспитания, и истины науки являются орудиями этого развития.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Реферат на тему:

«Полемика «славянофилов» и «западников» и ее выражение  в педагогической мысли».

В середине XIX в. полемика об исторических путях России, проблеме Восток – Запад стала занимать умы всего просвещенного общества. В наиболее яркой и поучительной форме она велась между славянофилами и западниками, в большой степени коснувшись, конечно, и образования. Славянофилы (философ и публицист И.В. Киреевский, поэт А.С. Хомяков, историк С.П. Шевырев) подчеркивали самобытность русской истории и культуры, «русского духа», выражавшегося в религиозности, нравственности и любви к ближнему. В этой позиции были и крайности, вплоть до отказа от всего западного (в гротескной форме у А. Шишкова).

В вопросах воспитания и образования выдвигали на первый план и западники. Как писал А.И. Герцен (1812–1870), «у нас была одна любовь, но не одинаковая… Мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно». И тех, и других объединяло требование отмены крепостного права, стремление к либеральным реформам. Вместе с тем, позиция западников, в выражении К.Д. Кавелина, сводилась к тому, что «древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Мы вышли в жизнь общечеловеческую, оставаясь теми же, что были и прежде – русскими славянами».

«Западники» (В.Г. Белинский, А.М. Герцен,В.Ф. Одоевский, К.Д. Кавелин, Н.В. Станкевич), представляя довольно разнородное общественное движение, были едины в горячей приверженности европейской образованности, праву личности на самореализацию, с чем несовместимы крепостничество и самодержавие. Одоевский писал: «Наука примиряет человека с человеком, природу с человеком, природу с природой». Основной целью воспитания виделось достижение нравственной гармонии. Более радикальные идеи развивали Герцен (в эмиграции), Огарев, Белинский, вошедшие в историю как революционные демократы 1830-1860-х гг. Взгляды А.И. Герцена и И.П. Огарева (1813–1877) складывались под влиянием российской вольнолюбивой мысли, европейского Просвещения, немецкой классической философии.

Важное значение придавалось образованию и В.Г. Белинским (1811–1847). За свою короткую жизнь он много сделал в направлении гуманистической и демократической литературной критики, демократизации образования. «Главная задача человека, – говорил Белинский, – во всякой сфере деятельности, на всякой ступени и лестнице общественной иерархии – быть человеком». В этом огромная роль отводилась образованию и воспитанию, начиная с семейного. Родителям следует любить в ребенке прежде всего будущего человека, и потому в отношениях родителей с детьми должна преобладать не эгоистическая любовь к себе и к своим замыслам, а любовь к истине и человечеству, отношения детей и родителей должны быть доверительными и равными, тогда не будет лжи и хитрости, как и необходимости в наказаниях. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т. е. тем более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам и привычкам».

Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (историю, родной язык, литературу), способствующие «очеловечиванию людей». Не менее полезны естественные науки, которые «сильнее всего могут заинтересовать детей. они на каждом шагу сталкиваются с природой, природа сродни детям».

Первейшая задача образования –  привить детям любовь к Родине, к ее природе, языку, истории. Подходя к общечеловеческому в образовании и воспитании с позиций народности,

Белинский писал в статье «О воспитании детей»: «Народность обыкновенно  выпускалась у нас из плана  воспитания. Часто дети знают о  древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но не знают о сокровищах народной поэзии, русской литературы, Петре I».

Горячо любя Родину, Белинский видел  «спасение России не в мистицизме, аскетизме, пиетизме, а в успехах  цивилизации, просвещения, гуманизма». Вместе с тем гуманизм Белинского уже сочетается с теми зловещими чертами, которые позже захлестнули революционной волной патриархальную Россию. Веря, что «улучшение человечества сделается через социальность», он пишет: «Но смешно думать, что это может сделаться само собой, временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастью. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов».

Совершенно уникальное место в  проблеме Восток-Запад, вообще русской общественной мысли занимает П.Я. Чаадаев (1794–1856). «Больше, чем кто-либо из вас, поверьте, я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа», – писал он в своей «Апологии сумасшедшего». Но там же он продолжает: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее». И уже вовсе вызовом общественному мнению выглядели горькие слова из «Первого философского письма» Чаадаева: «Одна из самых печальных особенностей нашей цивилизации состоит в том. что мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Внутреннего развития, естественного прогресса у нас нет, прежние идеи выметаются новыми, так как последние не вырастают из первых. Словом, мы. живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам».

Вместе с тем П.Я. Чаадаев верил в историческую миссию России: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Создается впечатление, что приводимые строки написаны сегодня.

Общественные перемены в России во второй половине XIX в. и  их выражение в образовании 

Вторая половина XIX в. начинается в России серьезными общественными  переменами, предвестником которых  и было столь бурное брожение умов. С историографической точки зрения эти перемены следует отсчитывать с 1861 г., с отмены крепостного права, хотя оно было лишь наиболее заметным звеном в цепи давно назревших реформ. К тому времени в российском обществе широко распространились взгляды на просвещение как на способ изменения условий жизни. В публицистике и педагогике возрастало внимание к отдельной личности, обосновывалась необходимость научности образования.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории педагогики и философии образования"