Контрольная работа по "Истории педагогики и философии образования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:41, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Конспект научно-педагогической работы К.Д. Ушинского«О народности в общественном воспитании»
Задание 2. Реферат на тему: «Полемика «славянофилов» и «западников» и ее выражение в педагогической мысли».

Файлы: 1 файл

NSh.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

В конце 1850-х – начале 1860-х гг. стали выходить педагогические журналы: «Журнал для воспитания» (1857), «Русский педагогический вестник», «Учитель» (1861), «Ясная Поляна» (1861), были созданы Санкт-Петербургское педагогическое собрание (общество, 1859), Комитет грамотности при вольном экономическом обществе (1861). Назрела реформа образования, и не случайно она произошла в 1860-х гг., в общем ряду важнейших социальных преобразований. Уже в 1856 г. был восстановлен Ученый комитет, который на основе предложений Н. Пирогова и К. Ушинского стал готовить проекты школьных уставов (1860, 1862, 1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация в образовании, включая университетское.

Правда, уже на рубеже 1860-1870-х гг. начинается полоса реакции. После неудавшегося покушения на Александра II в 1866 г. назначенный на пост министра Д.А. Толстой установил жестокий контроль над обучением, «во пресечение всякого вольнодумства», урезал права крестьян в образовании. Затяжная же реакция последовала после убийства Александра II в 1881 г. Устав 1882 г. положил конец автономии университетов, целому ряду студенческих свобод. Заметное место среди вдохновителей реакции занимал наставник Николая II и Александра III, глава Синода К.П. Победоносцев. По его настоянию было ограничено обучение в гимназии выходцев из малоимущих слоев, чинились препятствия обучению в университетах евреев, работе мусульманских школ. Как напишет поэт Александр Блок, «в те годы дальние, глухие, в сердцах царили сон и мгла. Победоносцев над Россией простер совиные крыла».

Н.И. Пирогов (1810–1881), профессор  медицины, был одним из первых, кто взбудоражил общество идеями научно обоснованного образования. Как писал другой русский педагог, В.Я. Стоюнин, «оказалось, что знаменитый хирург не только рассекал человеческие тела и анатомировал их, но точно так же анализировал целое общественное тело и душу – и нашел там застарелые болезни, которые нужно лечить радикальными средствами». Занимая важные административные посты в системе образования, Пирогов усилил подготовку учителей на местах, боролся с регламентацией воспитания, придавал огромное значение идее самопознания, общечеловеческого воспитания. «Дело не в том, что преподавать, а как», – подчеркивал он. Пирогов протестовал против ранней, узкой специализации образования, считая, что основанием будущего профессионального образования должно быть широкое общее. Выделяя два вида воспитания, специальное и общечеловеческое, он ставил вопрос о единстве в образовании и воспитании «внутренней» и «внешней» природы. Сам часто наблюдая порог жизни и смерти, Пирогов важнейшее место отводил вопросу о смысле и предназначении жизни, позволяющему созреть и окрепнуть «внутреннему человеку», что особенно необходимо в «земной» жизни. Большое внимание он уделял народности образования, проблемам образования женщин, разработав проект школьной системы из нескольких ступеней. Правительство, опасаясь идей и деятельности Пирогова, всячески стремилось отстранить его от этого – то просто увольняя (с должности попечителя Киевского учебного округа), то выслав его за границу – руководителем молодых людей, готовящихся там к профессуре. Вскоре оно лишило его и последней должности, предоставив коротать остаток дней в своем маленьком имении. Как отозвался из Лондона А. Герцен, это – «одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся».

Писатель и публицист Н.Г. Чернышевский (1828–1889) вскрывал «диалектическую» связь между политическим режимом, материальным достатком и образованием: «Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил., кто не пользуется политической властью, тот не может спастись. и от невежества». В воспитании Чернышевский видел инструмент для революционной переделки общества и человека. Будучи убежден, что «социальные перемены ведут к изменениям в характере народа в целом и отдельных его представителей, Чернышевский считал возможным революционное ускорение этих перемен, от чего его не заставили отказаться даже «гражданская казнь» и ссылка. Чернышевский резко возражал против «политической маниловщины», наивных представлений, что плохое состояние общества можно выправить лучшими учителями и учебниками.

Н.А. Добролюбов (1836–1861), соглашаясь со взглядами своего старшего товарища, стоял на более умеренных  позициях и видел идеал воспитания в удовлетворении «естественных  потребностей человека», освобождении «внутреннего человека». «Цель образования – не столько сообщение неких знаний, – писал он, – сколько научение думать самостоятельно, внушение любви к знаниям, раскрытие простора для деятельности всех способностей». Вовсе недопустимыми назывались телесные наказания, против восстановления которых не возражал даже Н.И. Пирогов. Считая долгом и обязанностью учителя стремление сделать обучение увлекательным и интересным, Добролюбов категорически предостерегал от превращения его в развлекательный процесс. Добролюбов и Чернышевский подчеркивали, что истинно полезными детскими книгами могут быть только такие, которые «одновременно охватывают все существо человека», высокие требования предъявлялись к их языку.

И Чернышевский, и Добролюбов были крупными публицистами, литературными  критиками, анатомировавшими общество не менее точно, чем литературные произведения, ставшие объектом их внимания. С точки зрения освещения «типических образов в типических обстоятельствах», общественной жизни России, заметное место занял роман Н. Чернышевского с характерным названием «Что делать?». Типично русский вопрос остается таковым и по сей день, дополняясь столь же характерным «Кто виноват?».

В период общего роста  демократических настроений роман  «Что делать?» выражал радикально-революционную  линию, требующую решительных преобразований во всем – общественных отношениях, образовании, отношении к природе, человеку, к самому себе. Своеобразным лозунгом радикальной молодежи стали в то время слова студента-разночинца Базарова из романа И.С. Тургенева (1818–1883) «Отцы и дети»: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Еще большими радикалами были герои Чернышевского – Рахметов и Вера Павловна. Первый, готовя себя к революционной деятельности, воспитывая волю и аскетизм, отказывал себе в самых простых радостях жизни, даже спал на гвоздях. В романе «Что делать?» гротескных форм достигала бурно обсуждаемая идея эмансипации женщин. Соответственно эмансипация женщин предполагала предоставление им равноправия в обществе, труде и семейной жизни. Основным признаком эмансипации считалось образование. Значение женского образования подчеркивалось особо, так как в тех условиях только оно могло обеспечить равноправие в обществе и семье.

Педагогические идеи и деятельность К. Ушинского - Тем временем в России формировалась педагогика действительно мирового масштаба, и первым таким педагогом стал К.Д. Ушинский (1824–1870).

По окончании юридического факультета Московского университета в 1844 г. Ушинский сам преподавал (в  Ярославском юридическом лицее). Блестяще начатая деятельность профессора камеральных наук (общее, финансовое и государственное право, элементы экономики) продлилась, однако, всего два года – Ушинский был уволен как вольнодумец в связи со студенческими беспорядками. Став мелким чиновником в системе образования и не получая удовлетворения от работы, Ушинский стал активно публиковаться в литературных и педагогических журналах (статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании»).

В 1859 г. Ушинский получил назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. Назначенный в 1859 г. инспектором Смольного, Ушинский произвел его реформу, в частности, введя двухлетний педагогический класс. Считая воспитание светских манер и обязанностей жены и матери лишь элементом «благородного» воспитания, Ушинский создал новый учебный план, резко возвысив роль русского языка и литературы, естественных наук, сам проводил опыты на уроках физики и биологии, готовил воспитанниц к полезному труду. В 1861 г. Ушинский выпустил хрестоматию по русскому языку «Детский мир», содержащую много материала и по естествознанию. В 1860–1862 гг. редактировал «Журнал министерства просвещения», превратив его из сухого ведомственного органа в научно-педагогическое руководство. Вновь обвиненный в свободомыслии и неблагонадежности, Ушинский был в 1861 г. уволен из Смольного и отправлен за границу для изучения женского образования. С максимальной пользой употребив эти пять лет, Ушинский в 1867 г. вернулся на Родину. Он прожил после возвращения всего три года, посвятив их научно-исследовательской работе, и умер в возрасте 46 лет.

К.Д. Ушинский по праву  считается основателем научной  педагогики. Провозгласив «антропологический принцип» связи общественных и частных  психических явлений, Ушинский опирался на идеи французского Просвещения. В еще большей степени основу его педагогики составляло требование ее философского осмысления. Здесь выделяются принципы народности образования, патриотического и трудового воспитания. Овладение педагогической наукой – также и мост для превращения воспитания в искусство. При органичном объединении в педагогике науки и искусства учитель превращается из исправного, но малоэффективного исполнителя в творца.

Таким образом, педагогические взгляды на воспитание и обучение «славянофилов» и «западников» отличались, но тем не менее большинство вопросов в педагогической системе приняло практический вид.

Задание 3.

1) Несомненно, с высказыванием  Ушинского К.Д. «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумывается вручить народное образование самому же народу» никак нельзя не согласиться. Рассмотрев вехи истории в общем, всё образование и воспитание было предоставлено усилиям частных лиц и церкви. Даже общей государственной системы образования в России как таковой не было. Образование существовало для дворян, которые составляли особый слой в обществе.

Кроме того, народным образованием занимается церковь, которая считает общественное образование своей частной привилегией. К примеру, с развитием промышленности в России в XIX веке, проявляется профильное обучение: например, горнозаводское. К тому моменту экономическая система нуждалась в квалифицированных кадрах, но обучение по-прежнему оставалось либо платным, либо не доступным для народа.

2) «Не бывает воспитания  повсеместно пригодного для всего  человеческого рода; более того, не бывает общества, где бы  различные педагогические системы  ни функционировали параллельно» (Э. Дюркгейм).   От части с высказыванием Э. Дюркгейма можно согласиться, ведь любое общество в своем историческом развитии меняется, появляются новые запросы общества, взгляды  на тот или иной вопрос воспитания. Но, так или иначе, воспитание по всей своей сущности на протяжении всей истории человечества нечет главную цель – воспитание ребенка в рамках культуры общества и ценностного отношения.

3) «Чувствами детей представляются  действительные, реальные предметы; их наблюдают и рассматривают;  а что наблюдалось и рассматривалось  – о том и рассуждают» (Ф.А.В.  Дистервег).

Невозможно не согласится с мнением автора этих строк. Ведь все мировосприятие человека основывается на опыте прошлого, а опыт прошлого опирается и сопрягается с чувствами человека. Но чувства, становятся действительными тогда, когда они действительно чувственны и готовы воспринять окружающее вокруг себя без накладываемой информации, которая у детей не совсем окрепла. Поэтому подтверждая слова  автора, можно сказать, что дети способны воспринимать мир, каким он представлен в действительности. А непосредственно само осмысление, затем рассуждение строится на чувствительном образе ранее воспринятого. Таким образом, можно сказать, что Ф.А.В. Дистервег тем самым обосновал восприятие мира человеком через его рост и развитие.


Информация о работе Контрольная работа по "Истории педагогики и философии образования"