Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:05, контрольная работа
Ответы на вопросы по философии
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Вопрос 5
Список литературы
Оглавление.
Вопрос 1………………………………………………….………………….3
Вопрос 2…………………………………………………………………..….
Вопрос 3…………………………………………………………………….10
Вопрос 4…………………………………….………..…………………….
Вопрос 5……………………………………..……….…………………….
Список литературы………………………….……
Философия Европейского Средневековья
Средневековая философия - длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией (VII - начало XV вв. н.э.). В европейской истории философии указанный период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывани линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствовани находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены "служанками" теологии. Перед философией ставилась троякая задача - с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин. Философия западноевропейского Средневековья возникла и развивалась в течение четырех исторических периодов:
1) Подготовительный этап (II -VIII
вв.), в течение которого постепенно
формируется культура и
2) Ранняя схоластика ( IX- XII вв.), в которой знание и вера практически не разделены, хотя происходит четкое осмысление специфической ценности и таких же результатов деятельности рассудка. В этот период Абеляром был создан основной схоластический метод познания истины («да и нет»), сводящийся к тому, что при решении любой проблемы мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих «за», потом - авторитетов, выступающих «против», и позднее принять решение.
3) Средняя схоластика ( XIII в.), в которой происходит окончательное отделение философии и других наук от теологии, а также включение в западное философское мышление учения Аристотеля. Создается философия францисканского, доминиканского и других орденов, а также философские системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота и др.
4) Поздняя схоластика ( XIV-XV вв.) отличалась рационалистической систематизацией получаемых знаний, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления, созданием логики и метафизики иррационалистического направления, окончательным отделением эзотерики (мистики) от церковной теологии.
В отношении общего теоретического базиса средневековой философии можно отметить, что она основана на христианской религии единобожия, где главной реальностью, создавшей все сущее, является Бог. Он, будучи всемогущим, актом своей Божественной воли, сотворил мир из «ничто». И в дальнейшем всесильная Божественная воля постоянно и неустанно продолжает поддерживать бытие мира.
Следовательно, с точки зрения учения о бытии (онтологии), средневековая философия была философией теоцентризма (тео - Бог) и основана на догмате креационизма (креацио - создание, творение).
У средневековой философии была и своеобразная антропология (учение о человеке). Человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа человека двойственна: в нем есть и душа (божественное), и тело (греховное). Для преодоления греховности необходима поддержка религии, церкви. Так как рационально обосновать онтологию и антропологию средневековой философии было невозможно, была создана и своеобразная теория познания: истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере.
Итак, онтология средневековой философии - теоцентрична, антропология - дуалистична, гносеология - иррациональна.
Особенности средневековой философии нашли наиболее яркое воплощение в творчестве одного из наиболее крупных представителей Фомы Аквинского (1225-1274). Его заслугой является разработка одной из центральных в средневековой философии проблемы соотношения веры и разума. Ф. Аквинский создал учение о возникновении гармонии веры и разума, поскольку у них один предмет - Бог и созданный им мир; кроме того, вера и разум как методы познания дополняют, а не исключают друг друга.
Но между ними есть не только сходство,
но и существенные различия: разум
постоянно сомневается в
Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета.
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей.
ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
Греческое слово "Библиа" означает "книги", они составляют Ветхий и Новый Заветы. Завет - это договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной личности, слово бог пишется с большой буквы - Бог. Для удобства читателя мы пронумеруем основные библейские идеи философской значимости.
1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески означает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Каков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Аристотель называли божественными космос, звезды, т.е. неличностное. В библии божественным является только сам Бог. Монотеизм - это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.
2. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий слово "бог" переводится как теос). В соответствии с принципами теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты являлся Бог. Античная философия была космоцентрична, а не теоцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом опять же усиливает личностное начало.
3. Креационизм (латинское
4. Вера. Библия возвышает веру
над интеллектом, в то время
как в античности разум
5. Добрая воля. Только тот человек
соблюдает библейские заветы, который
обладает доброй волей, кто
способен за счет собственных
усилий исполнить то, чего хочет
Бог. Греки считали, вспомним
Сократа, что добро
6. Этика долга, морального
7. Совесть. Нравственность
8. Любовь. Согласно Библии, Бог есть
любовь. Кто не любит, тот не
познал Бога, тот, по словам
апостола Павла, "медь звенящая".
Апостол Павел высочайшим
9. Надежда и провидение. Надежда
- это всегда ожидание, упование
на будущее, это переживание
времени. В античности время
считалось цикличным,
10. Духовность человека. Человек
обладает не двумя измерениями,
11. Символизм. Символ - это намек
на единство. Символизм - это умение
находить скрытый смысл.
Вопрос 3
Аврелий Августин Блаженный (354 - 430) - один из выдающихся мыслителей и отцов католической церкви, причисленный ею к лику святых. Родился в Тагасте, в провинции Нумидия (Северная Африка) Римской империи. Проявил большие способности к наукам, изучал риторику в Карфагене, затем преподавал красноречие в Риме, а позже в Медиолане (Милан). В 387 г. принял христианство. В следующем году возвратился в свой родной город и стал во главе местной общины христиан. В 395 году был посвящен в епископы г. Гипона, руководя всей африканской церковью. Умер во время осады Гипона вандалами.
Ход человеческой истории, по мысли
Августина, предопределен Божественным
провидением и представляет собой
борьбу светлых и темных сил. Божество
есть лишь источник добра, зло проистекает
из свободной воли, стремящейся к
самостоятельности и не признающей
Божественных установлений. В соответствии
с борьбой светлых и темных
сил и всемирная история
Вопрос 4
Огромное внимание отводится в
Схоластике и логической форме рассуждения,
изложения и выводов, задавая
возможность рассматривать