Контрольная работа по курсу "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 00:05, контрольная работа

Описание работы

Ответы на вопросы по философии

Содержание работы

Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Вопрос 5
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 38.07 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

Вопрос 1………………………………………………….………………….3

Вопрос 2…………………………………………………………………..….6

Вопрос 3…………………………………………………………………….10

Вопрос 4…………………………………….………..……………………..11

Вопрос 5……………………………………..……….……………………..14

Список литературы………………………….……………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Вопрос 1

Философия Европейского Средневековья

Средневековая философия - длительный отрезок в истории европейской  философии, который непосредственно  связан с христианской религией (VII - начало XV вв. н.э.). В европейской  истории философии указанный  период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая  разработка христианской философии  в условиях прерывани линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствовани находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены "служанками" теологии. Перед философией ставилась троякая задача - с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин. Философия западноевропейского Средневековья возникла и развивалась в течение четырех исторических периодов:

1)  Подготовительный этап (II -VIII вв.), в течение которого постепенно  формируется культура и философия  Средневековья. 

2)  Ранняя схоластика ( IX- XII вв.), в которой знание и вера практически не разделены, хотя происходит четкое осмысление специфической ценности и таких же результатов деятельности рассудка. В этот период Абеляром был создан основной схоластический метод познания истины («да и нет»), сводящийся к тому, что при решении любой проблемы мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих «за», потом - авторитетов, выступающих «против», и позднее принять решение.

3)       Средняя схоластика  ( XIII в.), в которой происходит окончательное отделение философии и других наук от теологии, а также включение в западное философское мышление учения Аристотеля. Создается философия францисканского, доминиканского и других орденов, а также философские системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота и др.

4)       Поздняя схоластика  ( XIV-XV вв.) отличалась рационалистической систематизацией получаемых знаний, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления, созданием логики и метафизики иррационалистического направления, окончательным отделением эзотерики (мистики) от церковной теологии.

В отношении общего теоретического базиса средневековой философии  можно отметить, что она основана на христианской религии единобожия, где главной реальностью, создавшей  все сущее, является Бог. Он, будучи всемогущим, актом своей Божественной воли, сотворил мир из «ничто». И в дальнейшем всесильная Божественная воля постоянно и неустанно продолжает поддерживать бытие мира.

Следовательно, с точки зрения учения о бытии (онтологии), средневековая  философия была философией теоцентризма (тео - Бог) и основана на догмате креационизма (креацио - создание, творение).

У средневековой философии была и своеобразная антропология (учение о человеке). Человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа  человека двойственна: в нем есть и душа (божественное), и тело (греховное). Для преодоления греховности  необходима поддержка религии, церкви. Так как рационально обосновать онтологию и антропологию средневековой  философии было невозможно, была создана  и своеобразная теория познания: истиной  может быть признано не только то, что  основано на разуме, но и то, что основано на вере.

Итак, онтология средневековой  философии - теоцентрична, антропология - дуалистична, гносеология - иррациональна.

Особенности средневековой философии  нашли наиболее яркое воплощение в творчестве одного из наиболее крупных представителей Фомы Аквинского (1225-1274). Его заслугой является разработка одной из центральных в средневековой философии проблемы соотношения веры и разума. Ф. Аквинский создал учение о возникновении гармонии веры и разума, поскольку у них один предмет - Бог и созданный им мир; кроме того, вера и разум как методы познания дополняют, а не исключают друг друга.

Но между ними есть не только сходство, но и существенные различия: разум  постоянно сомневается в добытых  им истинах, а вера принимает истину, основываясь на воле, желании. Поэтому  вера выше разума. Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом.

Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Вопрос 2

Средневековая философия выдвинула  плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают  его великим философом. Величие  это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для  детей.

ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Греческое слово "Библиа" означает "книги", они составляют Ветхий и Новый Заветы. Завет - это договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной личности, слово бог пишется с большой буквы - Бог. Для удобства читателя мы пронумеруем основные библейские идеи философской значимости.

1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески означает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Каков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала.  Платон и Аристотель называли божественными космос, звезды, т.е. неличностное. В библии божественным является только сам Бог. Монотеизм - это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.

2. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий слово "бог" переводится как теос). В соответствии с принципами теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты являлся Бог. Античная философия была космоцентрична, а не теоцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом опять же усиливает личностное начало.

3. Креационизм (латинское созидание). Креационизм - учение о сотворении  мира Богом из Ничто. В философии не считают, что из ничто можно сделать нечто. В креационизме философы ценят развитие идеи творения, творчества. Демург Платона - мастеровой, но не творец. Бог Аристотеля также не творит, он лишь созерцает сам себя. Креационизм содержит в себе идею творчества. Этой философской идее всегда обеспечивается яркая жизнь.

4. Вера. Библия возвышает веру  над интеллектом, в то время  как в античности разум сводился  к интеллекту, который считался  враждебным вере. Вера - слово итальянских  корней и буквально означает "то, что обеспечивает истину". Веры  бывают разные, в том числе  и несостоятельные. Для нас  важны сейчас не различия в  вере, а сам факт их наличия,  необходимость их философского  осмысления. Каждый человек верит,  он что-то считает истинным. Вера - это личностное самоопределение  человека, составная часть его  внутреннего мира. Именно средневековая  философия впервые разработала  проблематику веры.

5. Добрая воля. Только тот человек  соблюдает библейские заветы, который  обладает доброй волей, кто  способен за счет собственных  усилий исполнить то, чего хочет  Бог. Греки считали, вспомним  Сократа, что добро совершается  посредством интеллекта и только. Христианство открыло горизонт воли.

6. Этика долга, морального закона. Греки считали, что моральный  закон - это закон самой природы,  который и на стороне Бога  и человека выступает как добродетель.  Христиане считают, что моральный  закон дает Бог, человек ответственен  перед Богом. Христианская этика  - это по преимуществу этика  долга перед Богом.

7. Совесть. Нравственность самого  человека есть прежде всего совесть. Совесть - это познание, сопровождающее связь человека с Богом, это со-весть. В Ветхом Завете слово "совесть" не встречается, а в Новом Завете оно используется около 30 раз. Ветхий Завет создавался до нашей эры, а Новый Завет - после. Мы приводим этот факт, ибо он показывает, что совесть - это новое изобретение. Благодаря совести человек открывает свою греховность, а значит, и пути ее преодоления.

8. Любовь. Согласно Библии, Бог есть  любовь. Кто не любит, тот не  познал Бога, тот, по словам  апостола Павла, "медь звенящая". Апостол Павел высочайшим образом  оценивал все три главные ценности  христианства - веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Это  вполне соответствует библии, где  символ любви, сердце упоминается  около тысячи раз. У Платона  любовь - это развитие до предела  этического чувства, тяга к  сверхъестественному. Христианская любовь - это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: "любите врагов ваших".

9. Надежда и провидение. Надежда  - это всегда ожидание, упование  на будущее, это переживание  времени. В античности время  считалось цикличным, повторяющимся.  В Святой истории нет цикличности.  Рождение, смерть и воскресение  Христа не могут повториться.  Средневековая концепция времени  - это переход к линейному времени  и связанному с ним понятию  прогресса. Время не сводится  к природным процессам, его  воплощением выступают и надежда  и провидение, понимание истории  как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Христианское мировоззрение намного историчнее, чем античное.

10. Духовность человека. Человек  обладает не двумя измерениями,  а именно телом и душой, как  считали гении античности, а тремя.  К первым двум добавляется  дух, духовность - причастность к  божественному посредством веры, надежды и любви.

11. Символизм. Символ - это намек  на единство. Символизм - это умение  находить скрытый смысл. Символизм  пронизывает буквально каждую  страницу Библии, каждую притчу  и аналогию. Но два ключевых  символических эпизода - грехопадение  Адама и Евы и распятие Христа. Библия учит, что грех Адама  и Евы обусловил грешность  всех их потомков. Грех Адама  вменяется в вину всем людям.  Адам в символическом виде  представлял всех людей. Соответственно  распятие Христа также имеет  символическое значение, он заменил собой всех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3

Аврелий Августин Блаженный (354 - 430) - один из выдающихся мыслителей и отцов католической церкви, причисленный ею к лику святых. Родился в Тагасте, в провинции Нумидия (Северная Африка) Римской империи. Проявил большие способности к наукам, изучал риторику в Карфагене, затем преподавал красноречие в Риме, а позже в Медиолане (Милан). В 387 г. принял христианство. В следующем году возвратился в свой родной город и стал во главе местной общины христиан. В 395 году был посвящен в епископы г. Гипона, руководя всей африканской церковью. Умер во время осады Гипона вандалами.

Ход человеческой истории, по мысли  Августина, предопределен Божественным провидением и представляет собой  борьбу светлых и темных сил. Божество есть лишь источник добра, зло проистекает  из свободной воли, стремящейся к  самостоятельности и не признающей Божественных установлений. В соответствии с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается  на два направления: приверженцы  Бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят светское, земное государство. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим охарактеризованы как "большая шайка разбойников". Связав царство дьявола с государством, Августин положил начало многим средневековым ересям. Смысл истории - по Августину - в победе христианства во всемирном масштабе.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4

Огромное внимание отводится в  Схоластике и логической форме рассуждения, изложения и выводов, задавая  возможность рассматривать эволюцию С. в ракурсе дисциплинарного  развития логики. Схоластика в целом демонстрирует очевидную общедедуктивную ориентацию и исходит из принципа жесткой определенности понятий, что соответствует общехристианскому нормативному требованию определенности (ср. православный принцип акривии – решения фундаментальных вопросов, касающихся догматической системы вероучения, с позиции строгой определенности и точности смысла, – в отличие от принципа икономии – снисхождения и практической пользы при решении недогматических вопросов, допускающих не подрывающие вероучения отклонения). Тонкий медиевист, Эко устами ортодоксального Хорхе дает следующую формулировку этой особенности средневековой Схоластике: “Иисусом положено говорить либо да, либо нет, а прочее от лукавого. И… следует называть рыбку рыбкой, не затуманивая понятия блудливыми словесами”. И, что особенно интересно, эта установка реализуется на основе естественного языка, ибо С. строит свою логическую систему на базе неформализованных языковых средств (латыни), что позволяет ей учесть и использовать все богатство семантических и синтаксических аспектов естественного языка при неукоснительном соблюдении требования жесткой определенности объема и содержания понятий. Эволюция логических изысканий в рамках Схоластики позволяет отнестись к последней как к значимому этапу исторического развития логики. Это совпадает и с рефлексивной самооценкой С. своих логический штудий: в зрелой Схоластики была принята следующая периодизация развития схоластической логики: 1) “древняя логика” (vetus logica), основанная на переводах и комментариях “Категорий” Аристотеля Парфирием и Боэцием,- до середины 12 в.; 2) “новая логика” (logica nova), основанная на знакомстве с такими работами Аристотеля, как “Аналитика”, “Топика”, “О софистических определениях”, – конец 12 – конец 13 в.; 3) так называемая “современная логика” (logica modernorum), связанная с систематической разработкой логической проблематики и созданием масштабных логических компендиумов – “Суммул” (Раймунд Луллий, Н. Николетта Венецианский, Петр Испанский и др.) – главным образом, 14 в. В рамках схоластической логики 2-го и 3-го периода были подняты и зачастую разрешены многие классические логические проблемы, фактически заложены теоретические и операциональные основания математической логики, внесен вклад в развитие логики высказываний. В целом, в рамках  Схоластики  осуществлен значительней сдвиг в дисциплинарном развитии логики: это и учение о синкатегоремах (логических категориях); и теория логического следования Иоанна Дунса Скота; и основы теории импликации Раймунда Луллия; и теория субпозиции (допустимых подстановок значения терминов); и теория семантических парадоксов Альберта Саксонского; и анализ роли функторов в формальной структуре высказывания; и вопросы силлогистики и аксиоматики (в частности, фундаментальное исследование аксиоматическо-дедуктивной процедуры); и теория беспредпосылочности (“независимости”) предположений как “обстоятельств” (obhgatio), т.е. сознательных формулировок аксиом апологетируемой системы таким образом, чтобы из них не выводились противоречащие системы исследования; и методология сопоставления взаимоисключающих высказываний (идущая от “Да и нет” Петра Абеляра); и анализ Раймундом Луллием логического характера вопросительных предложений и соотношений конъюнктивных и дизъюнктивных логических констант. Раймундом  Луллием предложен метод изображения логического характера вопросительных операций посредством системы кругов, каждый из которых репрезентирует определенную группу понятий (вошел в культуру под названием “кругов Эйлера”), изобретена первая “логическая машина” для такого моделирования, высказан ряд идей, впоследствии легших в основу комбинаторных методов в логике. Номинализм, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.

Информация о работе Контрольная работа по курсу "Философия"