Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный,
действительный), в философии - направление,
признающее лежащую вне сознания реальность,
которая истолковывается либо как бытие
идеальных объектов (Платон, средневековая
схоластика), либо как объект познания,
независимый от субъекта, познавательного
процесса и опыта (философия реализма
XX в.). Средневековый реализм утверждал,
что универсалии (общие понятия) существуют
реально и независимо от сознания.
Вопрос 5
Фома Аквинский, Фома Аквинат (Thomas
Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка близ
Акуино, Южная Италия, – 7.3.1274, монастырь
Фоссануова, Юж. Италия), средневековый
философ и теолог, систематизатор ортодоксальной
схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец
(с 1244). Учился в Неаполитанском университете
(1239–44), затем у Альберта Великого в Парижском
(1245–48) и Кельнском (1248–1252) университетах.
С 1257 доктор Парижского университета.
Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.
В 1323 причислен к лику святых католической
церкви, в 1567 признан пятым «учителем церкви».
В основных монументальных
трудах «Сумма теологии» (около
3 тыс. статей, не окончена) и «Сумма
против язычников» подведены
итоги теологическо-рационалистических
поисков зрелой схоластики, направленных
на отработку вероучения в формах здравого
смысла. Культуру здравого смысла, упорядочение
«естественного» рассудка, над которым
надстраивается ярус «сверхъестественные»
догмы, Фома Аквинский вслед за Альбертом
Великим нашёл у Аристотеля. Задача, которую
ставит себе Фома Аквинский, – это упорядочение
множества в единство, а не просто созерцание
единства, отрешённого от всякой множественности;
он как бы стремится вывести бытие бога
из бытия вещей. В этом мышление Фома Аквинский
отличается от абстрактного умозрения
ранней схоластики (Ансельм Кентерберийский),
ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм
и Августина. В рубриках «Суммы теологии»
одни и те же схемы мысли накладываются
на бесконечную пестроту конкретных вопросов
– от пяти доказательств бытия бога до
определения границ допустимого и недопустимого
в финансовой деятельности и т.п.
В основе онтологии Фома
Аквинский – восходящая к Аристотелю
антитеза «потенциального» (возможного)
и «актуального» (действительного).»Потенциальное»
– колеблющаяся, неустановившаяся, открытая
для перемен незавершённость и постольку
несовершенство. «Чистая потенциальность»
– материя, «слабейший вид бытия»; она
характеризуется лишь пассивной восприимчивостью
к воздействию извне. «Актуальное» – это
реализованность, осуществлённость, завершённость
и тем самым совершенство. «Актуальна»
в своей противоположности материи форма
– принцип порядка и чёткости; абсолютная
актуальность, не допускающая какой либо
потенциальности, – бог, источник всякого
оформления. Материя вносит в форму и присущую
форме идеальную всеобщность конкретизирующий
«принцип индивидуации». Во всём сущем
Фома Аквинский вслед за Аристотелем различает
«субстанцию» (сущность) и «акциденции».
Онтология Фома Аквинский, как это вообще
характерно для средневековой философии,
ценностно окрашена: «сущее и благое есть
понятия взаимозаменимые» (Summa theologiae, II,
q. 18, a. 3).
Антропология Фома Аквинский,
особенно связанная с острыми
идеологическими конфликтами его
эпохи, исходит из представления
о человеческом индивиде как
личностном соединении души и
тела. Душа нематериальна и субстанциальна,
однако получает завершающее
осуществление лишь через тело.
Эту идею Фома Аквинский защищал
как против платоническоавгустиновского
спиритуализма, так и против аверроизма
(Сигер Брабантский), учившего о единой
безличной интеллектуальной душе во всех
мыслящих существах мироздания. Учение
Оригена о сущностном тождестве ангельской
и человеческой природы, с точки зрения
Фома Аквинский, ложно. Человеческая душа
– не просто «двигатель» тела, но его субстанциальная
форма. Эта концепция вызвала противодействие
августинистскофранцисканских оппонентов
Фома Аквинский, пока не была принята на
Вьеннском соборе в 1314 в качестве ортодоксальной
доктрины католической церкви. В аверроизме
Фома Аквинский видел ниспровержение
христианской эсхатологии, апеллирующей
к судьбам личной души. Личность для Фома
Аквинский – «самое благородное во всей
разумной природе» (там же, 1, q. 20, а. 1), интеллект
– это всегда личный интеллект и постольку
не абсолютное начало, но часть целого.
Только в боге интеллект есть сущность,
в человеке же – потенция сущности, так
что не «интеллект мыслит», но человек
мыслит «при посредстве» интеллекта. Это
включение интеллекта в душевнотелесную
индивидуальность и отрицание его абсолютности,
вытекающее из христианских догматических
предпосылок, сочетается у Фома Аквинский
с утверждением примата интеллекта над
волей. Фома Аквинский считает, что разум
сам по себе выше воли, однако делает оговорку,
что в жизненной плоскости любовь к богу
важнее, чем познание бога. Для этики
Фома Аквинский характерно учение о «естественном
законе», вложенном богом в сердца людей
и описываемом в духе этики Аристотеля;
над ним надстраивается «божественый
закон», который превосходит «естественный
закон», но не может ему противоречить.
В трактате «О правлении государей» Фома
Аквинский соединяет восходящие к Аристотелю
представления о человеке как общественном
существе, об общем благе как цели государственной
власти, о моральном добре как середине
между порочными крайностями и т.д. с христианскими
догматами и доктриной о верховном авторитете
римского папы. Фома Аквинский с оговорками
признаёт право народа восстать против
тирана, систематически извращающего
справедливость.
Философскотеологическая система
Фома Аквинский стала с 14 в. знаменем доминиканских
схоластов в их спорах с августинизмом
и францисканским «скотизмом» (системой
Иоанна Дунса Скота). С 16 в. томизм энергично
насаждается иезуитами; их теологи (Ф.
Суарес и др.) комментируют и модернизируют
систему Фома Аквинский Со 2й половины
19 в. учение Фома Аквинский становится
основой неотомизма.
Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность
богословских (теологических), философских
и политико-социологических доктрин христианских
мыслителей II - VIII вв., которых принято
назывть "святыми отцами (и учителями)
церкви".
Схоластика (от греческого scholastikos - школьный,
ученый), тип религиозной философии, характеризующийся
соединением теологодогматических предпосылок
с рационалистической методикой и интересом
к формально-логическим проблемам; получила
наибольшее развитие в Зап. Европе в средние
века.
Список Литературы
1. Введение в философию М.: Политиздат,
1998
2. Гвардини P. Конец Нового времени // Вопросы
философии. 2000. 4.
3. История философии: Запад-Россия-Восток.
Кн.1 М.: Греко-латинский комбинат, 2003
4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового
Запада М.: Старк, 2002
5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой
философии М.: Мысль, 1999
6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия
от истоков до наших дней. В 2т. СПб.: Петрополис,
1994. Т.2.
7. Соколов В.В. Средневековая
философия М.: Высшая школа, 1979