Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:37, реферат
Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.
Свойство отражения имеет всеобщий, характер, т.е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения (раздражимости и т. д.). Отсюда ясно, что сознание есть, нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.
1.Философия о происхождении и сущности сознания………………………….3
2.Познание, его возможности и структура...…………………………………...15
3.Литература………………………………………………………………………23
Умозаключение - это мыслительный процесс, в ходе которого одно или несколько суждений приводятся в соответствие с правилами рассудка и выводится новое суждение. Условием правильности таких рассуждений является не только истинность или ложность оснований (аргументов, посылок), но и «способность поступать согласно представлению о законах, т. е. согласно принципам» (И. Кант).
Подобно тому, как рассудок порождает понятия, суждения, категории, разум также порождает свои понятия - идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Посредством идей объединяется многообразное содержание понятий. Поэтому идею можно определить как форму постижения в мысли (т. е. в рассудке) явлений реальности, включающей в себя сознание цели и принципов дальнейшего познания. Идея включается в предмет в качестве предположения его принципиальной познаваемости. Именно это и есть способ, посредством которого «Я» творит мир.
Трансценталистская традиция закрепила за феноменом сознания его трактовку как познающего разума, способного к рефлексии. Надличностная структура истинного знания опирается на объектную направленность сознания, т. е. феномен сознания находится всецело в пределах гносеологической парадигмы и трактуется как «сознание о...», как мышление, сделавшееся объектом познания самого себя.
Другой стороной общественной жизни является общественное сознание, которое представляет собой осознание и оценку обществом, самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие во многом определяет общественное сознание, которое более или менее адекватно отражает это общественное бытие.
В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Существует тенденция отставания общественного сознания от общественного бытия, но порой общественное сознание, особенно научное сознание, способно опережать общественное бытие. Закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие гласит: общественное сознание может ускорять развитие общества, может консервировать его, может способствовать повороту его вспять. Общественное сознание влияет на развитие общества через деятельность людей, исходящих из определенных обыденных или теоретических взглядов.
С другой стороны, за пределами такого производства находится и собственно «общественное», т.е. надындивидуальное, интерсубъективное сознание, выходящее за рамки духовного опыта своих единственных носителей - индивидов, и также имеющее стихийный характер. Такие различные «объективно-мыслительные» формы сознания складываются как стихийная реакция людей на реальные условия их жизни.
Примером может служить отношение к алкоголю как к наиболее доступному средству психологической разрядки и безуспешность всевозможных попыток принудительного внедрения трезвости - от «сухого закона» в США до последней антиалкогольной компании в нашей стране.
Многообразие форм духовного производства имеет основанием дифференциацию сознания по разным основаниям. Одним из таких оснований является уже упоминавшееся выше различие между рефлективными и ценностными формами сознания. Напомним, что независимо от пола, вероисповедания, политических симпатий людей одной из потребностей человека является знание о мире, как он есть. Мы ищем в мире реальные связи и состояния и воплощаем их в формулах, в которых лишь сумасшедший способен произвольно переставлять параметры. Ни один ученый и тем более инженер не будет возводить в куб то, что следует возводить в квадрат, умножать вместо деления и т.д. - в противном случае наши самолеты не поднимутся в воздух, мосты рухнут, а корабли перевернутся. Речь, таким образом, идет о потребности познавать действительность в соответствии с собственной логикой ее развития, что и составляет задачу рефлективного сознания.
Однако человек не только фиксирует мир, но и относится к нему, оценивает его явления как полезные и вредные, добрые и злые, целесообразные и нецелесообразные, прекрасные и безобразные, справедливые и несправедливые. Человек проецирует себя на внешний мир, соотносит его с внутренним миром своих ценностей и предпочтений, которые различны у разных людей, меняются от страны к стране, от поколения к поколению, что не означает, конечно, что нет общезначимых ценностей - просто их спектр расширяется по мере исторического развития человечества, становления всемирной истории. Выработка такого ценностного взгляда на мир, без которого невозможны ориентация и адаптация в нем, составляет задачу особого ценностного сознания, которое отличается от сознания рефлективного и по целям, и по средствам их достижения (в частности, включает в себя не только «сухой рассудок», но и мощную эмоциональную компоненту, чувственное переживание мира).
Очевидно, что различие между рефлективным и ценностным видением мира тесно связано с другим основанием структурной дифференциации сознания. Мы имеем в виду различие между формами познания мира, которые представляют собой символическую репрезентацию наличного бытия, отображение того, что есть, и формами духовного конструирования идеальных сущностей, лишенных реального прототипа. Не будем забывать, что человек как существо практическое не может ограничиться отвлеченным «созерцанием» мира. Напротив, он активно изменяет мир, приводя «сущее» в соответствие с представлениями о «должном». Формой такого идеального моделирования являются искусство, творящее мир по законам красоты; инженерия, создающая схемы наилучших средств человеческой деятельности и проекты преобразования среды; правотворчество, создающее нормы коллективного поведения людей; различные формы «консалтинга», предлагающего рецепты рационального экономического или политического поведения, и т.д.
Индивидуальное сознание человека - восприятие им отдельных сторон бытия.
Общественное сознание - возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Индивидуальное сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание.
Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с др. людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность др. Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с др. людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется индивидуальным сознанием
Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенными значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и др. психические акты, объединяя их в единое сознание.
Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом.
Нельзя, однако, отождествлять индивидуальное сознание только с знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует. Мышление - не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью. Языковое мышление - изменение «идеализированных предметов», т. е. значений и смысла слов, знаков, символов и т. п. - есть только одна из форм действительного мышления человека. С др. стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «индивидуальное сознание», т. е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание.
Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания.
Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Индивидуальное сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.
В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы.
Уровнями общественного сознания являются
Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию.
Другие авторы выделяют такие уровни общественного сознания: бытовой, нравственный, религиозный, эстетический, этический, политический, научный, философский и др.
Элементами общественного сознания являются:
Принято выделять следующие формы общественного сознания: исторически первая форма общественного сознания - моральное сознание (нормы поведения); вторая — эстетическое сознание и третья - религиозное сознание возникли еще в первобытном обществе, а в классовом обществе появились: четвертая - политическое сознание и правосознание, затем пятая - научное и философское сознание.
Уровни общественного сознания различаются по средствам и уровню отражения. Такие авторы, как В. Келле, М. Ковальзон, Б. Чагин,И. Фролов, А. Уледов и др. выделяют два типа уровневой структуры общественного сознания. Один из них — теоретическое и обыденное сознание. Второй - идеология и общественная психология.
Обыденное сознание - непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.
Теоретическое сознание - высшее обобщенное восприятие бытия.
Общественное сознание имеет два уровня:
Очевидно, что все названные нами формы сознания представляют собой «идеальные типы», которые в реальной жизни отнюдь не отгорожены китайской стеной и вполне способны проникать друг в друга. Так, наука, являющаяся воплощением рефлективного сознания, порой незаметно сама для себя переходит в область инженерии. Искусство, являющееся наряду с реактивным религиозным и моральным сознанием формой ценностного отношения к миру, осуществляет одновременно весьма специфические формы познания, проникая в глубины человеческой психологии, и т.д. и т.п.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).
Информация о работе Контрольная работа по "Основам философии"