Контрольная работа по "Основам философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Идеальное и материальное, общее и единичное, ум и душа, душа и тело - все эти пары противоположностей, создавшие собою тематику всей античной философии, в конце этой последней стали диалектически преодолеваться, почему античная философия и кончилась диалектикой мифа. Поэтому необходимо сказать, что античная философия началась с мифологии и кончилась мифологией. Но при этом необходимо строжайше установить, что путь от первобытной, дорефлективной мифологии к рефлективной мифологии периода высшей античной цивилизации проходил через разные этапы того, что иначе и нельзя назвать как диалектикой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3 стр.
Общая характеристика античной философии…………………..…..3стр.
Представители первого периода…………………………………………5 стр.
Представители сократического этапа…………………………………………6 стр.
Эллинистического периода………………………………………………………………7 стр.
философии римского периода………………………………………………………….. 7 стр.
Взаимоотношения человека и природы……………………………………………9 стр.
Эссе: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер)…………………………………………………………………….. 12 стр.
Заключение……………………………………………………………. ……. 15 стр.
Список литературы… ………………………………………………. .......17 стр.

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Златоустовский торгово-экономический  техникум»

 

 

 

Контрольная работа

по 

«ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ»

для заочного отделения

на 2012 – 2013 учебный год

 

 

 

                                                                      Составитель:

                                                                             Рогозина Е.С.

Шифр РД -113

 

 

 

 

 

Златоуст, 2013

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………  3 стр.
  2. Общая характеристика античной философии…………………..…..3стр.
  3. Представители первого периода…………………………………………5 стр.
  4. Представители сократического этапа…………………………………………6 стр.
  5. Эллинистического периода………………………………………………………………7 стр.
  6. философии римского периода………………………………………………………….. 7 стр.
  7. Взаимоотношения человека и природы……………………………………………9 стр.
  8. Эссе: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер)…………………………………………………………………….. 12 стр.
  9. Заключение……………………………………………………………. ……. 15 стр.
  10. Список литературы… ………………………………………………. .......17 стр.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Идеальное и материальное, общее  и единичное, ум и душа, душа и  тело - все эти пары противоположностей, создавшие собою тематику всей античной философии, в конце этой последней  стали диалектически преодолеваться, почему античная философия и кончилась  диалектикой мифа. Поэтому необходимо сказать, что античная философия  началась с мифологии и кончилась  мифологией. Но при этом необходимо строжайше установить, что путь от первобытной, дорефлективной мифологии  к рефлективной мифологии периода  высшей античной цивилизации проходил через разные этапы того, что иначе  и нельзя назвать как диалектикой.

  1. Общая характеристика античной философии.

Древнегре́ческая  филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Периодизация

В соответствии с принятой периодизацией историю античной философии разделяют на три периода:

  • Ранняя греческая философия (до V в. до н. э.)
  • Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)
  • Философия эллинизма
    • Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.)
    • Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-VI в.)

 

Античная философия, то есть философия  древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и  просуществовала до VI в. н. э. (когда  император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю  греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных  и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущности античной философии.

Согласно учению о том, что процесс  исторического развития есть смена  общественно-экономических формаций, а формация есть «общество, находящееся  на определенной ступени исторического  развития, общество со своеобразным отличительным  характером», необходимо отдавать себе отчет в том, что такое общинно- родовая формация и что такое  формация рабовладельческая.

Античная философия в VI в. до н. э. как раз и зарождается вместе с рабовладельческой формацией, но общинно-родовая формация целиком  никогда не исчезала в античное время, а в последнее столетие своего существования оказалась даже прямой реставрацией именно общинно-родового мировоззрения. Живучесть общинно-родовых  элементов в течении всего  тысячелетнего античного рабовладения производит разительное впечатление. Поэтому дофилософская основа античной философии, проявлявшая себя как  общинно-родовая и рабовладельческая  формация, должна быть учтена в первую очередь.                                                                       

Античная философия в собственном  развитии прошла четыре главных этапа (это одна из более распространенных периодизаций этого периода):

Единственную возможность изучать тексты, написанные непосредственно в античный период.

         * досократический - зарождение и формирование философии;

* классический (сократический) - зрелость  и расцвет;

* эллинистический - закат;

* римский - период упадка и  смерти античной философии.

Представители первого  периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных  структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии  и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных  знаний - вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную  роль здесь сыграло экономическое  развитие Греции, экономический подъем в IX - VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и  расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его  в города. В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались

Социально-экономические изменения, происходившие в VII - VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся  форм связи между людьми и требовали  от индивида выработки новой жизненной  позиции. Философия и была одним  из ответов на это требование. Она  предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а  через собственный разум. Философ  говорил своему ученику: не принимай все на веру -- думай сам. На место  обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал  учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под  вопрос.

К социокультурным предпосылкам возникновения  античной философии прежде всего  можно отнести поэмы Гомера и  творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» - изречение, греческое - стихотворный афоризм), создававших  стихотворные афоризмы.

Протофилософское значение гомеровского эпоса можно выразить в следующих  позициях: Гомеровские поэмы структурированы  в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский  стих обнаруживает подлинное искусство  мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы.

           Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Философы этого периода также  пробовали объяснить сущность природы  и Космоса, но сделали это глубже "досократиков":

* меньше уделяли внимания поиску  первоначала;

* выдвинули идеалистическую версию  происхождения сущего;

* допускали роль богов и идей  в разработке природы и Космоса;

* положили начало спору меж  материализмом и идеализмом;

* показали энтузиазм к проблеме  человека, общества, страны;

* от декларативно-догматического  способа философствования перешли  к диалогическо-доказательственному;

* внесли вклад в развитие  логики.

Для эллинистического периода типично: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической  философии:

* кризис античных моральных  и философских ценностей;

* понижение ужаса перед богами  и другими сверхъестественными  силами, уважения к ним;

* отрицание прежних авторитетов,  пренебрежение к государству  и его институтам;

* поиск физической и духовной  опоры в самом себе;

* рвение к отрешению от реальности.

более известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранешние христиане.

Для философии римского периода было типично:

 взаимовлияние древнегреческой  и древнеримской философий; фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну -- античную философию; влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); маленькое внимание к проблемам окружающей природы; завышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; расцвет эстетики; расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности; преобладание идеализма над материализмом; все более нередкое объяснение явлений окружающего мира волей богов; завышенное внимание к проблеме погибели и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философий, их перевоплощение в средневековую теологическую философию.

Концепции происхождения  философии

 

     В рамках классического историзма  существует ряд оформившихся концепций, в которых генезис философии  в античности описан как непрерывный процесс формирования дисциплины, именуемой философией, но не видно начала мысли как мысли. С другой стороны, в текстах Ницше, Хайдеггера, Мамардашвили, Делеза, Фуко и других авторов намечается та форма исторического описания, которую можно назвать неклассической.1     

Существуют две основные концепции  происхождения философии. Речь идет о мифогенной и гносеогенной концепциях, которые принято считать противоположными. Но на самом деле, эти концепции реализуют один и тот же ход мысли. Единство этих концепций проявляется даже в их названии: мифогенная, гносеогенная, т. е. обе они видят возникновение философии как «генезис» философских идей, представлений. Сам процесс генезиса предстает как переход «от мифа к логосу» (формула Деррера и Нестле). Эта формула является общей для всех концепций, хотя и получает различные толкования. В рамках этой формулы генезис философии предстает как естественноисторический линейный процесс. Философия возникает путем происхождения из предшествующей ей формы сознания. При этом «от мифа» можно происходить, развивая миф, о чем говорит мифогенная концепция, либо «от мифа» можно отталкиваться, так трактует связь философии с мифом гносеогенная концепция. Вторая часть формулы, «логос», – это результат развития «первобытного» состояния, который сам первобытным уже не является. Это предметное мышление, способное к рефлексии и оформленное в понятиях, мышление, продуцирующее идеи. Т. е. это то, что авторы понимают под философией.2      

Различие  между мифогенной и гносеогенной концепциями состоит в том, как понимается материал, из которого первые философы создавали свои идеи: как миф или как эмпирическое знание.      

Для мифогенной концепции философия выступает как высшая стадия мифа. Философию здесь понимают как «логос мифа», «мифологию в зеркале рефлексии», «понятийно оформленное мифологическое мировоззрение».     

2. Взаимоотношения человека и природы

Человек – генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек - это живая система, представляющая единство трех составляющих: биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.) Психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.) Социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.)

Он существо целостное - соединяет  в себе физическое, психическое и  духовное начало; универсальное - способное  к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию  и само-преодолению. Если относительно двух последних характеристик сомнений у ученых не возникает, то относительно целостности велись и ведутся  ожесточенные споры.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам философии"