Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:46, контрольная работа
Идеальное и материальное, общее и единичное, ум и душа, душа и тело - все эти пары противоположностей, создавшие собою тематику всей античной философии, в конце этой последней стали диалектически преодолеваться, почему античная философия и кончилась диалектикой мифа. Поэтому необходимо сказать, что античная философия началась с мифологии и кончилась мифологией. Но при этом необходимо строжайше установить, что путь от первобытной, дорефлективной мифологии к рефлективной мифологии периода высшей античной цивилизации проходил через разные этапы того, что иначе и нельзя назвать как диалектикой.
Введение…………………………………………………………………… 3 стр.
Общая характеристика античной философии…………………..…..3стр.
Представители первого периода…………………………………………5 стр.
Представители сократического этапа…………………………………………6 стр.
Эллинистического периода………………………………………………………………7 стр.
философии римского периода………………………………………………………….. 7 стр.
Взаимоотношения человека и природы……………………………………………9 стр.
Эссе: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер)…………………………………………………………………….. 12 стр.
Заключение……………………………………………………………. ……. 15 стр.
Список литературы… ………………………………………………. .......17 стр.
Индивидуальный человек - часть
живой природой, он неповторим в
силу своих биологических
Философия дает самопознание культуре,
смысловые ориентиры
Резко проявившиеся в последние
годы отрицательные для природы
и самого человека последствия антропогенной
деятельности заставляют пристальнее
всмотреться в систему
Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории.
Кажется, чего проще - разделить природные и общественные начала- одни предметы отнести к природе, а другие - к обществу. На самом деле это не так просто. Деревья в саду посажены человеком. Их семена и процесс роста - природный факт. Почва - та часть природы, образованная человеком. Домашние животные - объекты природы, в которых в известной мере реализованы цели человека посредством искусственного отбора. Здания построены человеком, а материалы, которые для этого использованы, - дар природы. Человек есть, конечное, природное существо; он - венец природы, высший биологический вид. Но он прежде всего социальное существо. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Это та часть природы, которая находится в особо тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие. В географическую среду входят не только река, которая прямо или косвенно связана человеческой деятельностью, но и канал, не только берег, но и дамба, не только лес, но и искусственная лесная полоса, так же как и поля, и выгоны, и пастбища, и луга, и города, и все другие поселения, климатические и почвенные условия, полезные ископаемые, растительное и животное царство.
Особую остроту проблема взаимодействия природы и общества приобрела на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике. Экологически негативные явления, связанные с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, в той или иной степени проявились во всем мире. Но если в странах с развитой экономикой решение этой проблемы связано в основном с ограниченностью естественной сырьевой базы и поиском путей интенсификации природопользования, то у нас наиболее остро стоит вопрос создания действенного хозяйственного механизма, способствующего снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, осложненного последствиями аварии на ЧАЭС, бережному отношению к богатствам природы.
3. Эссе: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).
Вольтер (настоящее имя — Мари Франсуа Аруэ), французский писатель, философ, историк, родился 21 ноября 1694 г. в Париже в семье нотариуса.
Свобода человека внутри общества как элемент общежития - это возможность без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни, возможность проявлять свою волю, это отсутствие каких - либо ограничений. Все люди от природы равны и должны располагать одинаковыми правами и обязанностями. Нет прав без обязанностей, как и обязанностей без прав. Конечно, равенства трудно достичь потому, что люди, требующие свободы, требуют ее только для себя, стремятся стать равными только с теми, кто выше их. Для других мы создаем правила, для себя исключения. В теории нет ничего прекрасней равенства, на деле нет ничего неосуществимей и фантастичней. Поэтому неравенство неизбежно.
Свобода не есть
право делать все, что вздумается,
не означает, что все возможно. Истинное
равенство граждан состоит в
том, чтобы все одинаково
Отсутствие единства
прав и обязанностей привело к
различным толкованиям свободы.
Одни хотят свободы в творчестве,
другие - в разрушении, в безграничном
произволе, в распущенности желаний.
Одни считают, что экономической
деятельности отдельного лица должна
быть представлена полная свобода, что
общество не имеет права налагать
на нее никаких стеснений, и что
безусловная свобода для
В своем поведении
человек руководствуется не этическими
законами добра и зла, а лишь стремлением
к собственной выгоде. Поэтому
в обществе идет жесточайшая борьба
за то, чтобы получить максимальные
выгоды для себя. Чтобы выжить в
этой борьбе, чтобы обуздать страсти
и беспорядки, предотвратить анархию,
разбой, люди путем сознательного
и добровольного соглашения учредили
высшую силу - государство, для пользования
покровительством закона и общей
выгоды и представляющее собой людской
союз, который тогда только становится
государством, когда основанием его
единства является поддержание общего
блага. Философ Кант писал: «Главная
проблема частного права - собственность.
Частная собственность
Разумная свобода и нравственная личность могут развиваться только в сильном государстве. Безволие не импонирует русскому человеку. Без решительного государственного вмешательства все призывы к морали превращаются в пустой звук. Ущемление прав обездоленных затрудняет для них доступ на рынок труда. Они лишены возможности реализовать свое право на образование, на жилье - и все лишь потому, что это им не по карману. Государство попустительствует мошенникам и плутам, не устанавливает пределы стремления личности к безграничной свободе чиновников и олигархов, которые не стыдятся богатства, полученного незаконным путем.
Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с мифологии и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была вначале, была мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи с наступлением эпохи рефлективного мышления (а это эпоха началась в связи с разделением умственного и физического труда, т. е. в связи только с рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т. е. от единого и целостного чувственно-материального космоса к его построению на основах разума.
Однако отдельные элементы, из которых состоял древний миф, в конце концов тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность снова объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на основе разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно целое, то новое совмещение этих противоречий, а именно совмещение на основе разума, необходимым образом становилось диалектикой, а с исчерпанием этой диалектики наступал конец и самой античной философии.Таким образом, античная философия началась с дорефлективной мифологии, которую она преодолевала путём рефлексии, и кончилась уже мифологией рефлективной, т.е. диалектикой. При этом, несмотря на мифологическую подоплеку, античная философия проходила через ряд тончайших диалектических этапов и в конце концов пришла тоже к высшему торжеству разума в виде строжайше и систематически построенной диалектики. С исчерпанием исходной мифологии была исчерпана и вся построенная на ней диалектика, а с исчерпанием диалектики погибла и вся античная мифология.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмус В.Ф., Античная философия, Москва «Высшая школа», 1976 г. с 3-17
2. Богомолов А.С., Античная философия, Московский Университет, 1985г.
3. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для вузов. -М.:ЮНИТИ, 2000 г.
4. Лосев А.Ф., История античной философии, -М.: Черо, 1998 г., с 3-4
5. В.Ф.Асмус «Античная философия»
6. И.Т.Фролов Введение в
7. А.Н.Чанышев Курс лекций по древней философии, Москва, 1981г.
8. И.Т.Фролов Введение в
9. В.Ф.Асмус «Античная философия»
10. А.Н.Чанышев Курс лекций по древней философии, М, 1981г. Стр. 36.
11. В.Ф.Асмус «Античная философия»
12. И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, 1989. Стр. 113-114.
13. В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр. 58.
14. Философия: Учебник/ А.Т.
15. Экология: Учебник/ А.Д.Потапов.
- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая
школа, 2004. - 528 с.
16. Специфика философского знания и проблема человека в истории философии.-М.,1989,.- 316 с.
17. ЖибульН.Я. Экологические
18. Протасов В.Ф., Молчанов Э.В. Экология, здоровье и природопользование в России: Уч. пособие - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1995. - 375 с.
04.02.2013г.
Информация о работе Контрольная работа по "Основам философии"