Контрольная работа по "Основам философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Идеальное и материальное, общее и единичное, ум и душа, душа и тело - все эти пары противоположностей, создавшие собою тематику всей античной философии, в конце этой последней стали диалектически преодолеваться, почему античная философия и кончилась диалектикой мифа. Поэтому необходимо сказать, что античная философия началась с мифологии и кончилась мифологией. Но при этом необходимо строжайше установить, что путь от первобытной, дорефлективной мифологии к рефлективной мифологии периода высшей античной цивилизации проходил через разные этапы того, что иначе и нельзя назвать как диалектикой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3 стр.
Общая характеристика античной философии…………………..…..3стр.
Представители первого периода…………………………………………5 стр.
Представители сократического этапа…………………………………………6 стр.
Эллинистического периода………………………………………………………………7 стр.
философии римского периода………………………………………………………….. 7 стр.
Взаимоотношения человека и природы……………………………………………9 стр.
Эссе: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер)…………………………………………………………………….. 12 стр.
Заключение……………………………………………………………. ……. 15 стр.
Список литературы… ………………………………………………. .......17 стр.

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

Индивидуальный человек - часть  живой природой, он неповторим в  силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.)

Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть живая  душа культуры. Конечно, социальные истоки и социальный смысл философских  учений зависят от вызывающих их к  жизни социальных форм.   Всемирная философия, в сущности, вращается вокруг "вечных" проблем. К их числу принадлежит и проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение. Это обстоятельство, как и экологические, научно-технические и другие моменты, неоднократно интерпретировались мыслителями самых различных мировоззренческих ориентаций.                    

Резко проявившиеся в последние  годы отрицательные для природы  и самого человека последствия антропогенной  деятельности заставляют пристальнее  всмотреться в систему экологических  взаимоотношений, задуматься над проблемой  их гармонизации. Почему речь должна идти именно о гармонии человека с природой, и недостаточно говорить, например, только об их единстве? Дело в том, что  в силу своей объективной диалектичности противоречивое единство человека с  природой имеет место и на тех  этапах их взаимоотношений, когда эти  отношения обострены, как, например, в настоящее время. Вместе с тем  потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость  становления особой формы единства человека и природы, которая и  обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека с природой.

         Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории.

          Кажется, чего проще - разделить природные и общественные начала- одни предметы отнести к природе, а другие - к обществу. На самом деле это не так просто. Деревья в саду посажены человеком. Их семена и процесс роста - природный факт. Почва - та часть природы, образованная человеком. Домашние животные - объекты природы, в которых в известной мере реализованы цели человека посредством искусственного отбора. Здания построены человеком, а материалы, которые для этого использованы, - дар природы. Человек есть, конечное, природное существо; он - венец природы, высший биологический вид. Но он прежде всего социальное существо. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Это та часть природы, которая находится в особо тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие. В географическую среду входят не только река, которая прямо или косвенно связана человеческой деятельностью, но и канал, не только берег, но и дамба, не только лес, но и искусственная лесная полоса, так же как и поля, и выгоны, и пастбища, и луга, и города, и все другие поселения, климатические и почвенные условия, полезные ископаемые, растительное и животное царство.

        Особую остроту проблема взаимодействия природы и общества приобрела на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике. Экологически негативные явления, связанные с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, в той или иной степени проявились во всем мире. Но если в странах с развитой экономикой решение этой проблемы связано в основном с ограниченностью естественной сырьевой базы и поиском путей интенсификации природопользования, то у нас наиболее остро стоит вопрос создания действенного хозяйственного механизма, способствующего снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, осложненного последствиями аварии на ЧАЭС, бережному отношению к богатствам природы.

3.  Эссе: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).

Вольтер (настоящее имя  — Мари Франсуа Аруэ), французский  писатель, философ, историк, родился 21 ноября 1694 г. в Париже в семье нотариуса.

         Свобода человека внутри общества как элемент общежития - это возможность без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни, возможность проявлять свою волю, это отсутствие каких - либо ограничений. Все люди от природы равны и должны располагать одинаковыми правами и обязанностями. Нет прав без обязанностей, как и обязанностей без прав. Конечно, равенства трудно достичь потому, что люди, требующие свободы, требуют ее только для себя, стремятся стать равными только с теми, кто выше их. Для других мы создаем правила, для себя исключения. В теории нет ничего прекрасней равенства, на деле нет ничего неосуществимей и фантастичней. Поэтому неравенство неизбежно.

Свобода не есть право делать все, что вздумается, не означает, что все возможно. Истинное равенство граждан состоит в  том, чтобы все одинаково подчинялись  законам. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона. Не вседозволенность и неограниченность личной свободы, а свобода для  различных социальных групп налагать ограничения на поведение своих  членов. Быть личностью - значит быть свободным, реализовывать свое самосознание и  поведение, ибо природа человека - его свобода, а свобода -это следование долгу. Экономическая жизнь есть область личной свободы и личной инициативы. Стремление добиться наибольших желаний - движущая сила общества и каждого человека. Жажда что-то достигнуть всегда острее, чем наслаждение уже достигнутым. Однако в силу ограниченности материальных и иных благ удовлетворить потребности всех невозможно. Ибо люди - эгоисты. Они стремятся не только сохранить собственную свободу, но и подчинить себе других. Многие понимают свободу как «свободу» от совести, от чести, от служения Родине. Они беспокоятся только о правах, но забывают про обязанности. Человек, живя в обществе, вступая в связь с другими людьми, должен поступиться частью своей свободы, своих прав в пользу других, в пользу общества. Но сколько он должен уступить и сколько оставить за собой для сохранения равновесия между личностью и обществом - в этом весь вопрос, который решается на протяжении всей истории человечества

Отсутствие единства прав и обязанностей привело к  различным толкованиям свободы. Одни хотят свободы в творчестве, другие - в разрушении, в безграничном произволе, в распущенности желаний. Одни считают, что экономической  деятельности отдельного лица должна быть представлена полная свобода, что  общество не имеет права налагать на нее никаких стеснений, и что  безусловная свобода для деятельности частного лица есть верховный принцип  общества. Но такая свобода приводит к самой гнусной распущенности, анархии. Другие говорят, что счастье  каждого зависит от счастья всех: «не приносящее пользы улью, не принесет ее и пчеле». И стремление к личной свободе не может быть безгранично, ибо оно сталкивается с таким  же стремлением другой личности. Свобода-это  величайшая ценность человека, но она  и самый крупный камень преткновения, если понимается как разнузданность желаний, приводящих к рабской зависимости  от похоти, денег и ложных авторитетов. Сущность человека многозначна и  противоречива. В нем сочетается сила и слабость, добродетели и  пороки, инстинкт и разум.

В своем поведении  человек руководствуется не этическими законами добра и зла, а лишь стремлением  к собственной выгоде. Поэтому  в обществе идет жесточайшая борьба за то, чтобы получить максимальные выгоды для себя. Чтобы выжить в  этой борьбе, чтобы обуздать страсти  и беспорядки, предотвратить анархию, разбой, люди путем сознательного  и добровольного соглашения учредили высшую силу - государство, для пользования  покровительством закона и общей  выгоды и представляющее собой людской  союз, который тогда только становится государством, когда основанием его  единства является поддержание общего блага. Философ Кант писал: «Главная проблема частного права - собственность. Частная собственность составляет основу гражданского общества, но она  не изначальна, «мое» и «твое» - результат  истории. Ограждая слабого от сильного, государство представляет собой  необходимый регулятор взаимоотношений  и «гасит» противоречия между  отдельными гражданами, группами и  слоями общества. В этом заключается  его роль, как механизма, обеспечивающего  баланс интересов в обществе. В  нашей стране такой баланс отсутствует. Возьмем судебную власть. О ней  Председатель Верховного суда В. Лебедев  сказал: «...судиться со слугами народа этому самому народу очень тяжело». По его словам в 2006 г. в суды поступило  около 75 тыс. жалоб граждан на действия должностных лиц. Сегодня простой  человек, без вины попавший в жернова  правоохранительной машины, считает  себя счастливым уже тем, что его  вообще отпустили на волю, а у  гражданина, который рискнет бороться в суде с произволом бюрократов, нет никаких шансов добиться удовлетворения. Имидж российских судов опустился  дальше не куда. Наша жизнь идет по принципу «Тот прав, у кого больше прав». Сила же государства заключается в  обеспечении сочетания обязанности  и права. Как нравственное целое, государство живо лишь постольку, поскольку  в нем осуществляется взаимное влияние  двух важнейших сил человеческого  общежития - личности и общества. Эти  две силы не только взаимодействуют, но и борются друг с другом. Причем, движение человеческой жизни возможно только благодаря взаимным уступкам этих сил.

           Разумная свобода и нравственная личность могут развиваться только в сильном государстве. Безволие не импонирует русскому человеку. Без решительного государственного вмешательства все призывы к морали превращаются в пустой звук. Ущемление прав обездоленных затрудняет для них доступ на рынок труда. Они лишены возможности реализовать свое право на образование, на жилье - и все лишь потому, что это им не по карману. Государство попустительствует мошенникам и плутам, не устанавливает пределы стремления личности к безграничной свободе чиновников и олигархов, которые не стыдятся богатства, полученного незаконным путем.

                                              Заключение

        Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с мифологии и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была вначале, была мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи с наступлением эпохи рефлективного мышления (а это эпоха началась в связи с разделением умственного и физического труда, т. е. в связи только с рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т. е. от единого и целостного чувственно-материального космоса к его построению на основах разума.

       Однако отдельные элементы, из которых состоял древний миф, в конце концов тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность снова объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на основе разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно целое, то новое совмещение этих противоречий, а именно совмещение на основе разума, необходимым образом становилось диалектикой, а с исчерпанием этой диалектики наступал конец и самой античной философии.Таким образом, античная философия началась с дорефлективной мифологии, которую она преодолевала путём рефлексии, и кончилась уже мифологией рефлективной, т.е. диалектикой. При этом, несмотря на мифологическую подоплеку, античная философия проходила через ряд тончайших диалектических этапов и в конце концов пришла тоже к высшему торжеству разума в виде строжайше и систематически построенной диалектики. С исчерпанием исходной мифологии была исчерпана и вся построенная на ней диалектика, а с исчерпанием диалектики погибла и вся античная мифология.

 

 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмус В.Ф., Античная философия,  Москва «Высшая школа», 1976 г. с  3-17

2. Богомолов А.С., Античная философия,  Московский Университет, 1985г.

3. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для вузов. -М.:ЮНИТИ, 2000 г.

4. Лосев А.Ф., История античной  философии, -М.: Черо, 1998 г., с 3-4

5.  В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, «Высшая школа», 1999г.

6. И.Т.Фролов Введение в философию,  Москва, Издательство политической  литературы, 1989г.

7. А.Н.Чанышев Курс лекций по древней философии, Москва, 1981г.  

8.  И.Т.Фролов Введение в философию,  Москва, 1989. Стр. 78-79.

9.  В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр. 8-9.

10. А.Н.Чанышев Курс лекций по  древней философии, М, 1981г. Стр. 36.

11. В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр.  24.

12.  И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, 1989. Стр. 113-114.

13.  В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр. 58.

14. Философия: Учебник/ А.Т.Спиркин. 2-е изд. - М.: Гардарика, 2001. - 736с.

15.  Экология: Учебник/ А.Д.Потапов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая  школа, 2004. - 528 с.                                                                                                                                                  

16. Специфика философского знания  и проблема человека в истории  философии.-М.,1989,.- 316 с.

            17. ЖибульН.Я. Экологические потребности:  сущность, динамика, перспективы.-М.,1991. - 423 с.

            18.  Протасов В.Ф., Молчанов Э.В.  Экология, здоровье и природопользование  в России: Уч. пособие - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1995. - 375 с.

 

 

 

 

 

04.02.2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Основам философии"