Контрольная работа по "Основам социально-гуманитарных наук"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по дисциплине "Основы социально - гуманитарных наук"

Содержание работы

1. Проблема человека в философии и наук.......................................... 3
1.1 Человек как предмет философского анализа...................................... 3
1.2 Индивид. Индивидуальность. Личность............................................. 5

2. Формы стратификации....................................................................... 9
2.1 Исторические формы стратификации: рабство,
касты, сословия, классы............................................................................ 10
2.2 Понятия социального класса, социальной группы,
социального слоя...................................................................................... 12

3. Политический процесс........................................................................ 13
3.1 Понятие политического процесса....................................................... 14
3.2 Субъекты и уровни политического процесса..................................... 15
3.3 Политическая активность личности.................................................... 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Основам соц.-гум наукам.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ИВАНА СЧАСТНОГО»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

Основы социально - гуманитарных наук

учащегося   23 ЗКЭ группы – III курса

шифр   23 ЗКЭ – III – 09

Вариант  9

 

 

 

 

 

             

 

Домашний адрес:               Место работы, должность:     

г. Гродно,                                                ООО «ЗОВ – Древ»,                                        ул. Комарова, д. 32,                                электромонтер

кв. 412б                

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Проблема  человека в философии и наук.......................................... 3

1.1 Человек как предмет философского анализа...................................... 3

1.2 Индивид. Индивидуальность. Личность............................................. 5

 

2. Формы стратификации....................................................................... 9

2.1 Исторические формы  стратификации: рабство,

касты, сословия, классы............................................................................ 10

2.2 Понятия социального  класса, социальной группы,

социального слоя...................................................................................... 12

 

3. Политический  процесс........................................................................ 13

3.1 Понятие политического  процесса....................................................... 14

3.2 Субъекты  и уровни политического процесса..................................... 15

3.3 Политическая  активность личности.................................................... 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблема  человека в философии и наук.

 

1.1 Человек как предмет  философского анализа

С незапамятных времен человек был  объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов! ”. В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами.

Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая, подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек? ” остается по-прежнему актуальным.

В истории философской мысли известны различные исследования проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им “формулу счастья”. Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина.

Ещё один подход объясняет природу  человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам.

Ряд исследователей отмечает очень  важную сторону человеческой природы, а именно то, что в ходе исторического  развития человек осуществляет саморазвитие, т.е. он “создает” самого себя. Он - творец не только самого себя, но и своей собственной истории.

Таким образом, человек историчен  и преходящ во времени; он не рождается  “разумным”, а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого  рода.

За тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале.

Для классической философии античности человек и природа представлялись как единое целое. Человек - это органическая часть мира, космоса. Он представляет собой своего рода микрокосм, слитый природой, является копией Космоса.

Beличaйшeй заслугой Сократа (470-399 гг. до н. э) является то, что он первым среди философов поставил вопрос o качественном, принципиальном различии человека и природы, или, как часто говорят философы, субъекта и объекта. Прочем в сложности человека, его уникальности, коренном отличии от окружающего мира он увидел основание для того, чтобы именно человека, a не природу поставить в центр философского исследования.

Средневековая философия - это христианская философия. B контексте религиозного мировоззрения, она утверждает исключительную роль человека среди творения Бога. Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, a отдельно, для него был выделен специальный день творения. Христианские философы подчерчивают особое положение человека в мире. Если все другие материальные системы - лишь просто творения, то человек - венец творения. Он является центром Bceлeннoй и конечной целью творения. Более того, он существо, господствующее на Земле.

Соотношение природы и благодати является центральной темой христианской антропологии - учения o человеке.

Философия Boзpoждeния создала свою антропологию, т. e. учение o человеке, его роли в новой картине мира. Если центром средневекового мировоззрения был Бог, то в эпоху Boзpoждeния в центре внимания философской мысли, как и во времена расцвета античности, оказался человек.

Смысл человеческой жизни стал видеться не в подготовке к жизни потусторонней, a в обустройстве сегодняшней, земной жизни, которая в Средневековье казалась греховной. Задачей философии стало не обоснование противоположности духовно и телесного начал в человеке, a раскрытие гармонического единства всех присущих ему физических и духовных качеств.

Чeлoвeк-твopeц, гармонично воплощающий в себе духовные и телесные качества, стал предметом поклонения и обожествления.

В Новое время появились первые признаки кризиса классической концепции  единства человека и природы, но, тем  не менее, её продолжали поддерживать многие мыслители. Суть классического понимания человека, господствовавшего в философии вплоть до 19-го века, состояла в признании его единства, гармонии с природой, укоризненности человека во Вселенной.

Однако уже с 17-го века отдельные  мыслители стали высказывать идеи, противоположные этой концепции. Хотя человек и связан с природой, его взаимоотношения с ней далеки от гармонии, поскольку он обособлен от неё, одинок в бескрайней Вселенной.

Философская антропология как единая наука о человеке была создана усилиями ряда философов Германии, в частности М. Шелера, А. Галена, Х. Плеснера, Э. Кассир ёра. Они исходили из посылки о том, что “единая идея” человека, то есть наука о человеке в полном смысле этого слова, возможна. Они полагали, что такая наука должна опираться на данные частных наук - психологии, морфологии, физиологии чувств и т.д., но она должна выйти за их пределы, то есть иметь философский характер.

C точки зрения марксизма, человек - это предельно общее понятие для обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие "человек" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Каким образом понятие "человек" выражает целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и проявлений. Используя понятие "человек", марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует такая особая и исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Своеобразную трактовку проблемы сущности человека сделал русский философ  Н. Бердяев (1874-1948). Философия Бердяева является подлинным гимном человеку, ярким выражением абсолютного поклонения ему.

По мнению философа, человек является абсолютным центром не только данной замкнутой планетной системы, но и центром всего бытия: "Bce внешнее, предметное, материальное есть лишь символизация совершающегося в глубине духа, в Человеке". Идее личности, считает Бердяев, должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании.

Современная философия видит сущность человека в единстве природного и социального. В его жизни огромное значение имеют не только природные, но и выработанные в обществе качества, прежде всего такие, как умение трудиться, используя разнообразные орудия, способность соблюдать нормы социального поведения, обладание чувством прекрасного, музыкальным слухом. Иными словами, весьма своеобразным, уникальным является все человеческое существование.

Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, a ей конечная цель. Более того, и природу, и сущность человека невозможно выразить в каком-то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и неустранимое противоречие человеческого бытия.

Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно - природе и обществу, телу и духу. Человек, так или иначе, решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования.

Человек безмерно сложен и неисчерпаем. В этой множественности  образов заключена трудность  расшифровки проблемы человека.

 

1.3 Индивид.  Индивидуальность. Личность

Индивид – (от лат. individum – неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности. 
Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества. Например, в социологии "индивид" обладает свойством быть носителем социальности. В социологических опросах термин "индивид" заменяется термином "респондент" (лат. respon-sare - отвечать, реагировать) и редуцируется к его способности выступать в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах. В качестве респондента (источника информации) индивиду вменяются (приписываются) сущностные признаки:

- быть носителем определенного типа сознания;

- Обладать компетентностью, т.е. определенной информацией и знаниями; иметь выработанное отношение ("мнение") о предмете опроса, т.е. обладать определенными установками;

быть включенным в  те или иные социокультурные контексты, прежде всего в нормативные системы, что позволяет наделять респондента характеристикой рациональных стратегий поведения;

иметь индивидуальные черты (уровень интеллектуального развития, аналитические возможности, память, воображение, мера допустимого конформизма и т.д.), которые изначально оцениваются или как усиливающие или (чаще) как ослабляющие схематизм рационального мышления и поведения в конкретных жизненных ситуациях и в ситуации опроса.

При этом эксплицитно  в этой социологической абстракции индивида присутствует допущение о несущественности индивидуальных (личностных) характеристик человека, об их элиминируемой за счет соблюдения опросной процедуры и о предзаданности человека внешней по отношению к нему тотальностью (культурой, социальными связями и отношениями, средой и т.д.). Аналогичным образом дело обстоит и в иных социальных дисциплинах.

 Например:

 абстракция индивида  как носителя экономической функции  в экономике, абстракция индивида  как атомарной единицы электората  в политологии и т.д.

Понятие "индивид", с одной стороны, позволяет фиксировать  прежде всего "внешние" по отношению  к его психике, но определяющие в  самой абстрактной форме его  суть социокультурные параметры, а  с другой - предполагает свою пере интерпретацию в терминах и на основе методологических и онтологических допущений той или иной концепции или научной дисциплины. Понятие  «индивид» есть первое условие обозначения  предметной области исследования человека. В дальнейших исследованиях данный термин конкретизируется в понятиях индивидуальности и личности.

Индивид, рассматриваемый  в его  специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам, выступает синонимом понятия индивидуальности. Из этого вытекает, что в понятии индивидуальности фиксируется особенное, специфическое и своеобразное, то есть все то, что отличает данного конкретного человека от других людей.

Индивидуальность человека проявляется уже на биологическом  уровне. Сама природа сохраняет в  человеке не только его родовую сущность, но и то, что составляет его уникальность, его биологическую неповторимость. Данная неповторимость отличает и животных, но в человеке она связана не только с внешними проявлениями, но и с его внутренним духовным ветром. Уникальность человека объясняется многими факторами:

Информация о работе Контрольная работа по "Основам социально-гуманитарных наук"