Контрольная работа по "Основам социально-гуманитарных наук"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по дисциплине "Основы социально - гуманитарных наук"

Содержание работы

1. Проблема человека в философии и наук.......................................... 3
1.1 Человек как предмет философского анализа...................................... 3
1.2 Индивид. Индивидуальность. Личность............................................. 5

2. Формы стратификации....................................................................... 9
2.1 Исторические формы стратификации: рабство,
касты, сословия, классы............................................................................ 10
2.2 Понятия социального класса, социальной группы,
социального слоя...................................................................................... 12

3. Политический процесс........................................................................ 13
3.1 Понятие политического процесса....................................................... 14
3.2 Субъекты и уровни политического процесса..................................... 15
3.3 Политическая активность личности.................................................... 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Основам соц.-гум наукам.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Менее масштабными  субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а  также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать  в политике не только в институциональной  форме, например, голосуя на выборах, но и в не институциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в  политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей  части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации - от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и во производимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе  политического процесса следует  учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно  отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического  процесса и субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между субъектами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политической системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и субъектов, чаще всего характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

 

3.3 Политическая  активность личности.

Политическая  активность личности связана, прежде всего, с реализацией своих избирательных  прав. Анализ активности избирателей  за последние годы обнаруживает тенденцию  к снижению явки избирателей на выборы. Очевидно, что в структуре мотивации  наших граждан отсутствуют устойчивые мотивы, связанные с электоральным поведением. Если раньше участие в выборах являлось средством подтверждения собственной лояльности власти, обеспечивая реализацию потребности в безопасности, то в настоящее время связь между электоральным поведением и собственно жизнедеятельностью личности настолько сложно опосредована, что рационально обосновать ее очень сложно. 
По-видимому, выборы не воспринимаются большинством населения как сфера проявления собственных субъектных качеств. Все это может привести к дальнейшей эмансипации власти от личности и общества, приближаясь в крайнем своем выражении к обществу с "кастовой" стратификацией, когда необходимость в выборах как особом социальном институте практически отпадает. 
В ситуации отсутствия прямой мотивации принятие субъектной позиции и разворачивание электорального поведения как самостоятельной деятельности крайне затруднено. Исключением, подтверждающим общее правило, являются ситуации, когда один из возможных исходов выборов воспринимается как прямая угроза существующему порядку вещей .

Существует и  другая возможность занятия субъектной позиции - стать участником диалогического взаимодействия. Однако в данном случае проблема состоит в том, что в  практике организации выборов практически  отсутствуют диалогические процедуры, наиболее популярными являются директивные и манипуляторные способы психологического воздействия. 
Одна из задач современной политической психологии - перейти от объяснения электорального поведения и манипулирования им к организации диалогических процедур, которые позволят сделать политику полноценной сферой реализации субъектных свойств личности.

В глобальном контексте  проблема состоит в том, что, говоря о необходимости развития диалогического подхода в педагогике и психологическом консультировании, мы до сих пор не имеем диалогических процедур в политике. И хотя возможность существования, например, демократической школы в авторитарном государстве является достаточно проблематичным, она может стать точкой кристаллизации, способной определить направление дальнейшего развития всей системы структуры в целом. Возможно, и психология диалога станет той точкой роста, которая изменит саму суть взаимоотношений государства и общества, а не только их понимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Асновы філасофіі: курс лекцый/ пад рэд. А.В.Бадакова, Ч.С.Кірвеля.- Гродна, 1994.
  2. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. / под ред. И.Т.Фролова.- М., 1989.
  3. Калмыков, В.Н. Философия: уч. пособие/ В.Н.Калмыков.- Мн.: Выш.школа, 2006
  4. Канке, В.А. Основы философии/ В.А.Канке.- М., 1999.
  5. Бабосов, Е.М. Социология/ Е.М.Бабосов.- Мн., 1998.
  6. Борцов, Ю.С. Социология: уч. пособие / Ю.С.Борцов.- Ростов н/Д, 2002.
  7. Кравченко, А.И. Основы социологии: Уч. пособие для студентов средних спец. уч. заведений/ А.И.Кравченко.- М., 2003.
  8. Мельник, В.А. Политология: уч. пособие для студентов вузов/ В.А.Бондарь.- Мн., 2002.
  9. Мельник, В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология/ Мельник, В.А.- Мн., 1998.
  10. Политология: учебник для вузов/ под ред. С.В.Решетникова.- Мн., 2002.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Основам социально-гуманитарных наук"