Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:48, контрольная работа
1.Основные направления и идеи античной философии. Охарактеризуйте 2-3 направления античной философии по выбору.
2.Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии мира. Категории диалектики.
3.Глобальные проблемы современности, их классификация и характеристика.
Характерные черты системы:
1. Интегративное качество
свойственно системе в целом
и выступает гарантом ее
2. Иерархический характер:
в ней можно выделить
3. Саморегулирование (
Части органически целостных систем, возникшие в результате саморазвития единого субстанциального начала, обладают структурной изоморфностью, делающей возможным их взаимопроникновение.
На уровне научного анализа выделяют четыре сферы общественной жизни, каждой их которой соответствует определенный вид общественных отношений.
В экономической сфере
реализуется функция
2) Специфика и принципы
построения общественных
Человеческое общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество разнообразных материальных, социальных, духовных и политических явлений. Социальная система понималась как та или иная форма государства или общественного управления. Исходя из этой посылки исследование начиналось с анализа политико-юридических форм общественного строя и закономерно приводило к выводу о возникновении этих институтов из общественных идей того или иного времени.
1. Общество – органическая
система. Маркс, как и Гегель,
связывает органическую
2.Осуществление всех
3. В обществе механическая
причина заменяется нелинейной (системной)
причинностью. Между объектом и
отражающим его сознанием
Принципы построения общественных систем:
Принцип историзма (включает в себя, с одной стороны, понимание развития как смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно завершенным, с другой – сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной и той же системы и это сохранение элементов общности и преемственности позволяет выявить целостность изучаемого явления); исторический и логический методы; восхождение от абстрактного к конкретному; системный.
3) Экономическое бытие общества.
Производство – деятельность,
посредством которой люди преобразуют
предметы природы для удовлетворения
своих потребностей и в меру возможностей
регулируют обмен веществ между
природой и собой. Под способом производства
понимается конкретный вид производства
необходимых для жизни людей
средств существования, осуществляемый
в исторически определенных формах
общественных отношений. СП материальной
жизни обусловливает все
Способ производства (СП) = производительные силы (ПС) (отношение людей к силам природы) + производственные отношения (ПО) (отношения друг к другу в процессе производства).
ПС= орудия труда (станки, машины) +предмет труда (участок земли или угольный пласт) + Человек (главная ПС).
СП – материальный процесс. Материальны и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства.
ПО – это определенные, необходимые, от воли людей не зависящие отношения, которые складываются не проходя через сознание людей. Структура ПО:
Отношение к средствам
производства (отношения собственности)-
Отношение обмена деятельностью и способностями;
Отношение распределения материальных благ;
Отношение потребления материальных благ.
Маркс называет экономические
отношения первичными, определяющими
все другие отношения между людьми
в процессе производства, но нельзя
считать, что ПО абсолютно независимы
от субъекта и их сознательной деятельности,
определенного течения
В обществе действует закон соответствия ПО уровню и характеру развития ПС.
4) Социальная структура общества.
Социальная сфера общества – это сфера повседневной жизнедеятельности людей, в которой реализуются потребности, в которой происходит воспроизведение и обогащение социального бытия субъектов истории. Социальную сферу можно представить как систему взаимоотношений между социальными общностями и группами по поводу их общественного неравенства и неодинаковой роли в общественной жизни, что обусловлено системой общественного разделения труда, отношением к средствам производства.
Социальная структура
общества есть целостная совокупность
всех функционирующих в нем
5) Политическое бытие общества.
Политическое бытие общества
есть сфера отношений между
Слово «политика» греческого происхождения и обозначает искусство управления государством. Политика – это первая идеологически организованная сила. Как общественное явление она возникает, когда общество раскалывается на классы и появляется государство. «Политика есть концентрированное выражение экономики, ее обобщение и завершение». Главное в политике – завоевание и сохранение государственной власти. Она отражает экономику через призму политических интересов. Структура политики: политические отношения (складываются в процессе совместной деятельности партий, групп и государств), политическое сознание (свои идеи пропагандируют с помощью 4 власти – средств массовой информации) и политические организации.
Политической организацией общества, призванной обеспечить интегрированность общества, но одновременно выполняющей специфические задачи тех социальных групп, которые его возглавляют, является государство.
Проблема происхождения государства дискуссионная.
Основные предпосылки возникновения государства: появление частной собственности, раскол общества на классы и непримиримость классовых интересов. Государство становится тем учреждением, которое превращает с помощью юридических законов волю господствующего класса в обязательную для всех членов общества. В этом состоит сила государства, опирающегося на специальный аппарат публичной власти, на материально-финансовые средства, кадровый состав. Государство становится политической организацией экономически господствующего класса. Признаки государства: наличие публичной власти, право на применение насилия, налоги, суверенитет, разделение по территориальному признаку.
6) Духовная жизнь общества.
Духовная жизнь – это социально-исторический процесс производства и потребления людьми духовных ценностей. Ценность – способность чего-либо удовлетворять какую-либо потребность.
Общественное сознание и его структура.
Сознание – способность
человека идеально воспроизводить действительность.
«Мое отношение к моей среде есть
мое сознание» (Маркс). Общественное
сознание обладает относительной
Выделяют два уровня общественного сознания: эмпирический – уровень обыденного сознания, повседневных потребностей, охватывает внешние связи, не обладает прогнозированием, не систематизирован в целом, включает опыт народных масс (знания в области производства, быта, фольклор, народная медицина).
Теоретический – систематизированное сознание, дифференцированно, познание сущности явлений.
Сферы О.С.: общественная психология, идеология, наука и формы О.С. (политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская, научная).
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, характерных для общества в целом и для каждой большой группы.
Идеология представляет собой систему взглядов и представлений определенных социальных групп. Общая психология – эмоциональный уровень, идеология- рациональный.
В последнее время
распространено понятие
7) Экологическое бытие общества.
В истории философии природа понималась по разному: в античности- жизнь в согласии с природой, в средние века – природа сотворена богом, в эпоху Возрождения – источник красоты и наслаждения. И только в 17 веке природа становится объектом активной преобразовательной деятельности человека. Сейчас господство над природой обернулось экологическим кризисом.
С появлением общества и развитием науки и техники биосфера постепенно переходит в ноосферу, то есть такое состояние, когда развитие биосферы будет управляться разумом человека. Термин предложен Э.Леруа, концепция развита Вернадским и Тейяром де Шарденом. Ноосфера – высшая стадия биосферы, определяемая производственной деятельностью разумного человека.
Человек обитает в естественной («первая природа») и искусственной («вторая природа») средах.
Географическая средавлияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства; на производительность труда; на развитие способностей человека; на менталитет общества, на формирование культуры, традиций и обычаев, на здоровье. Влияние географической среды на развитие общества зависит от уровня развития материального производства и потребностей общества.
Экологический кризис –
глобальный процесс неблагоприятных
изменений естественных условий
существования живых
Задача – формирование
экологического сознания, когда человек
автоматически будет
Путем постановки экологической деятельности на широкую научную основу, проведения разумной экологической политики, в результате коллективных усилий объединенного человечества можно сохранить планету.
Список литературы:
1)Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. Ч. 2. М., 1968.
2) Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3) Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. - М.: Издательство “Наука”, 1977.
4) История
философии: Запад – Россия – Восток. (Книга
первая.Философия древности и средневековья)
/ Под ред. Н.В. Мотрошиловой.М.,1995.
5) Куманецкий
К. История культуры Древней Греции и Рима:
Пер. с пол. -М.:Высш.шк.,1990.
6) Лосев
А.Ф. История античной философии в конспективном
изложении.2-еизд.,исправл.-М.:
7) Лосев
А.Ф. Словарь античной философии. - М.: Издательство
“Мир идей”, 1995.
8) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.
9) Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
10) Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.
11) Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.
12) Новая философская
13) Миронов В.В., Иванов
А.В. Онтология и теория
14)Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.
15) Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.
16)Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Социальная философия. Хрестоматия. М.. 2001.
17)Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
18) Социальная философия: Учебное пособие для Вузов. М, 1995.
Информация о работе Контрольная работа по "Основы философии"