Контрольная работа по "Основы философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

1.Основные направления и идеи античной философии. Охарактеризуйте 2-3 направления античной философии по выбору.
2.Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии мира. Категории диалектики.
3.Глобальные проблемы современности, их классификация и характеристика.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ФИЛОСОФИИ11111111.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

Характерные черты системы:

1. Интегративное качество  свойственно системе в целом  и выступает гарантом ее целостности.  Благодаря этому качеству обеспечивается  относительно самостоятельное функционирование  системы.

2. Иерархический характер:  в ней можно выделить различные  уровни, которые связаны между  собой соподчинительными линиями. 

3. Саморегулирование (самоуправляемость)  предполагает наличие специальных  подсистем управления в виде  определенных механизмов, органов,  институтов.   

Части органически целостных  систем, возникшие в результате саморазвития единого субстанциального начала, обладают структурной изоморфностью, делающей возможным их взаимопроникновение.

На уровне научного анализа  выделяют четыре сферы общественной жизни, каждой их которой соответствует  определенный вид общественных отношений.

В экономической сфере  реализуется функция производства материальных благ, то есть условий  физического существования человеческого  рода. В политической сфере реализуется  функция управления общественной жизнью. Духовная сфера – это поле выявления  и реализации культурных потребностей людей, производства и потребления  духовных ценностей. В социальной сфере  осуществляется процесс самопроизводства и самореализации людей, отношения между которыми строятся в зависимости от их положения в обществе.

2) Специфика и принципы  построения общественных систем.

Человеческое общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество разнообразных  материальных, социальных, духовных и  политических явлений. Социальная система  понималась как та или иная форма  государства или общественного  управления. Исходя из этой посылки  исследование начиналось с анализа  политико-юридических форм общественного  строя и закономерно приводило  к выводу о возникновении этих институтов из общественных идей того или иного времени.

1. Общество – органическая  система. Маркс, как и Гегель, связывает органическую систему  с проблемой развития. Организм  – совокупность органов, выступающих  как единое целое, развивающихся  из определенных предпосылок  и в ходе своего развития  исчерпывающего эти предпосылки.  То есть, в данном качестве  это конечное образование. Капитализм  – органическая система, которая  исчерпывает свои предпосылки  и в ходе развития прекращает  свое существование в данном  качестве.

2.Осуществление всех процессов  в обществе осуществляется через  сознательную деятельность людей,  система реализуется посредством  сознания.

3. В обществе механическая  причина заменяется нелинейной (системной)  причинностью. Между объектом и  отражающим его сознанием лежит  целая система обмена деятельностью  людьми. Все объекты существуют  в рамках связей этой системы,  причем сознание оказывается  включенным в нее в качестве  необходимого элемента, ибо только посредством сознания этот обмен совершается.

Принципы построения общественных систем:

Принцип историзма (включает в себя, с одной стороны, понимание  развития как смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается  относительно завершенным, с другой – сами эти этапы рассматриваются  как смена различных состояний  одной и той же системы и  это сохранение элементов общности и преемственности позволяет  выявить целостность изучаемого явления);  исторический и логический методы; восхождение от абстрактного к конкретному; системный. 

3) Экономическое бытие  общества.

Производство – деятельность, посредством которой люди преобразуют  предметы природы для удовлетворения своих потребностей и в меру возможностей регулируют обмен веществ между  природой и собой. Под способом производства понимается конкретный вид производства необходимых для жизни людей  средств существования, осуществляемый в исторически определенных формах общественных отношений. СП материальной жизни обусловливает все духовные процессы жизни.

Способ производства (СП) = производительные силы (ПС) (отношение  людей к силам природы) + производственные отношения (ПО) (отношения друг к  другу в процессе производства).

ПС= орудия труда (станки, машины) +предмет труда (участок земли  или угольный пласт) + Человек (главная ПС).

СП – материальный процесс. Материальны и те отношения, в  которые вступают люди в процессе производства.

ПО – это определенные, необходимые, от воли людей не зависящие  отношения, которые складываются не проходя через сознание людей. Структура ПО:

Отношение к средствам  производства (отношения собственности)-основное;

Отношение обмена деятельностью  и способностями;

Отношение распределения  материальных благ;

Отношение потребления материальных благ.

Маркс называет экономические  отношения первичными, определяющими  все другие отношения между людьми в процессе производства, но нельзя считать, что ПО абсолютно независимы от субъекта и их сознательной деятельности, определенного течения исторического  процесса.

В обществе действует закон  соответствия ПО уровню и характеру  развития ПС.

4) Социальная структура  общества.

Социальная сфера общества – это сфера повседневной жизнедеятельности  людей, в которой реализуются  потребности, в которой происходит воспроизведение и обогащение социального  бытия субъектов истории. Социальную сферу можно представить как  систему взаимоотношений между  социальными общностями и группами по поводу их общественного неравенства  и неодинаковой роли в общественной жизни, что обусловлено системой общественного разделения труда, отношением к средствам производства.

Социальная структура  общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Социальная структура формируется под воздействием природных различий между людьми (по полу, возрасту, расе); интеллектуальных особенностей (различия по характеру, темпераменту, способностям). Социальная структура включает в себя этническую, демографическую, поселенческую, профессионально-образовательную  и классовую подструктуры.

5) Политическое бытие  общества.

Политическое бытие общества есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными  группами по поводу государственной  власти и государственного устройства внутри данного общества, а также  отношений между государствами  на международной арене.

Слово «политика» греческого происхождения и обозначает искусство  управления государством. Политика –  это первая идеологически организованная сила. Как общественное явление она  возникает, когда общество раскалывается  на классы и появляется государство. «Политика есть концентрированное  выражение экономики, ее обобщение  и завершение». Главное в политике – завоевание и сохранение государственной  власти. Она отражает экономику через  призму политических интересов. Структура  политики: политические отношения (складываются в процессе совместной деятельности партий,  групп и государств), политическое сознание (свои идеи пропагандируют с  помощью 4 власти – средств массовой информации) и политические организации.

Политической организацией общества, призванной обеспечить интегрированность общества, но одновременно выполняющей специфические задачи тех социальных групп, которые его возглавляют, является государство.

Проблема происхождения  государства дискуссионная.

Основные предпосылки  возникновения государства: появление  частной собственности, раскол общества на классы и непримиримость классовых  интересов. Государство становится тем учреждением, которое превращает с помощью юридических законов волю господствующего класса в обязательную для всех членов общества. В этом состоит сила государства, опирающегося на специальный аппарат публичной власти, на материально-финансовые средства, кадровый состав. Государство становится политической организацией экономически господствующего класса. Признаки государства: наличие публичной власти, право на применение насилия, налоги, суверенитет, разделение по территориальному признаку.

6) Духовная жизнь общества.

Духовная жизнь – это  социально-исторический процесс производства и потребления людьми духовных ценностей. Ценность – способность чего-либо удовлетворять какую-либо потребность.  

Общественное сознание и  его структура.

Сознание – способность  человека идеально воспроизводить действительность. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс). Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и воздействует на общественное бытие. 

Выделяют два уровня общественного  сознания: эмпирический – уровень  обыденного сознания, повседневных потребностей, охватывает внешние связи, не обладает прогнозированием, не систематизирован в целом, включает опыт народных масс (знания в области производства, быта, фольклор, народная медицина).

Теоретический – систематизированное сознание, дифференцированно, познание сущности явлений.

Сферы О.С.: общественная психология, идеология, наука и формы О.С. (политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская, научная).

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, характерных для общества в целом и для каждой большой  группы.

Идеология представляет собой  систему взглядов и представлений  определенных социальных групп. Общая  психология – эмоциональный уровень, идеология- рациональный.

 В последнее время  распространено понятие менталитета.  Это духовно-психологический облик  общества.

7) Экологическое бытие  общества.

В истории философии природа  понималась по разному: в античности- жизнь в согласии с природой, в средние века – природа сотворена богом, в эпоху Возрождения – источник красоты и наслаждения. И только в 17 веке природа становится объектом активной преобразовательной деятельности человека. Сейчас господство над природой обернулось  экологическим кризисом.

С появлением общества и  развитием науки и техники  биосфера постепенно переходит в  ноосферу, то есть такое состояние, когда развитие биосферы будет управляться  разумом человека. Термин предложен  Э.Леруа, концепция развита Вернадским и Тейяром де Шарденом. Ноосфера – высшая стадия биосферы, определяемая производственной деятельностью разумного человека.

Человек обитает в естественной («первая природа») и искусственной («вторая природа») средах.

Географическая средавлияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства; на производительность труда; на развитие способностей человека; на менталитет общества, на формирование культуры, традиций и обычаев, на здоровье. Влияние географической среды на развитие общества зависит от уровня развития материального производства и потребностей общества.

Экологический кризис –  глобальный процесс неблагоприятных  изменений естественных условий  существования живых организмов, биосферы в целом, грозящих подрыву  ее динамического равновесия.

Задача – формирование экологического сознания, когда человек  автоматически будет реагировать  на любые нарушения экологического равновесия.

Путем постановки экологической  деятельности на широкую научную  основу, проведения разумной экологической  политики,  в результате коллективных усилий объединенного человечества можно сохранить планету.

 

Список литературы:

1)Антология  мировой философии. Т.1. Ч. 1. Ч. 2. М., 1968.

2) Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3) Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. - М.: Издательство “Наука”, 1977.

4) История философии: Запад – Россия – Восток. (Книга первая.Философия древности и средневековья) / Под ред. Н.В. Мотрошиловой.М.,1995. 
       5) Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. -М.:Высш.шк.,1990. 
       6) Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.2-еизд.,исправл.-М.:ЧеРо,1998. 
       7) Лосев А.Ф. Словарь античной философии. - М.: Издательство “Мир идей”, 1995.

8)  Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия. Учебник. М., 2003.

9) Введение в философию.  Учебное пособие для вузов.  М., 2002.

10) Философия: Учебник  для вузов. (Под ред. В. Д.  Губина). М., 2001.

11) Философия. Учебник  для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.

12) Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.

13) Миронов В.В., Иванов  А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.117-177.

14)Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.

15) Кузнецов В.Г., Кузнецова  И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.

16)Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Социальная философия. Хрестоматия. М.. 2001.

17)Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

18) Социальная философия:  Учебное пособие для Вузов.  М, 1995.

               


Информация о работе Контрольная работа по "Основы философии"