Контрольная работа по теме "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………………………………………..3
2.Понятие бытия. Изменение представлений о бытие в истории философии..4
3.Филосовская категория материи……………………………………………………………………8
4.Движение как атрибут материи…………………………………………………………………..10
5.Субстациональная и реляционная концепции пространства и времени…13
6.Литература…………………………………………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 32.98 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Тема: Бытие.

1.Введение………………………………………………………………………………………………………..3

2.Понятие  бытия. Изменение представлений  о бытие в истории философии..4

3.Филосовская  категория материи……………………………………………………………………8

4.Движение  как атрибут материи…………………………………………………………………..10

5.Субстациональная  и реляционная концепции пространства и времени…13

6.Литература…………………………………………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

  Во всех без исключения философских системах рассуждения любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления. Человек стал задумываться над самим собой, над своим духовным миром. Что же такое бытие?

  Вопрос  о том, что такое бытие, постоянно  присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением  философии и будет постоянно  сопровождать ее, пока будет существовать  мыслящее человечество. Это вечный  вопрос. И глубина его содержания  неисчерпаема.

   Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие бытия. Изменение представлений  о бытие 

В истории философии.

    Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что есть – это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психологические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.

 Для раскрытия  понятия бытия можно выделить  ряд положений:

  • окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
  • окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
  • природа, общество, человек, мысли, идеи равно существуют; различные по способам и формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, т.е. они существуют;
  • материя и дух – единые, но в то же время противоположны в сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

 Данные  признаки обобщаются понятием  «субстанции» - самостоятельной сущности, которая для своего существования  не нуждается ни в чем, кроме  самой себя.

  Таким  образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.  

  В истории  философии преобладает монистический  подход. Монизмом называют учение, принимающее за основу всего  существующего одно начало. Существует  две основные формы монизма:  идеалистический монизм в виде  религиозной или светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала является первоосновой мира» - Гегель, Платон); материалистический монизм (материя – первооснова мира). Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала. 

  Чтобы  разобраться в сложном устройстве  мира, окружающем человека, вводят  еще одно важное понятие – «действительность» или «реальность». Под действительностью понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

  Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.

  Субъективная реальность – понимается как сознание и те все процессы и события, которые в нем происходят.

  Объективная  реальность существующая вне  человеческого сознания, а также  субъективная реальность, являющая  продуктом сознания, несмотря на  их значительное отличия, находятся  в тесном единстве, глубоко связаны,  взаимодействуют и влияют друг  на друга. Связывающим звеном  между ними является человек,  как существо, принадлежащее и  объективному (в силу своей телесности) и субъективному (как обладатель сознания) миру.

  Человек  творит собственный мир – мир  человека, создает свой мир искусственных  вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «историческую реальность». В процессе творения задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергаемые обработке человека. В результате можно предположить:

 Объективная реальность – это бытие естественных, природных вещей и вещей искусственных, созданных человеком.

 Историческая реальность – это бытие человека в мире вещей, в мире идей, в мире людей – социальное бытие.

 Субъективная реальность – это бытие духовного (идеального), субъективированное духовное бытие, объективированное духовное бытие.

  Поскольку  человек пересечение объективной,  субъективной и исторической  реальностей, то смысл бытия,  философская проблема бытия раскрывается  для человека как ответы на  три вопроса сформулированные И.Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»

  Первое  осознание категории бытия, как  полагают специалисты, принадлежит Пармениду. Среди мыслей, которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существования чего-то, а просто существование. Платон различал «бытие по мнению» - видимой, внешней реальности – и «истинности бытия», доступного лишь философскому разуму.

  По Аристотелю, бытие – это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами:

1.каждая  вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое  внимание;

2.каждуй  объект обладает структурой, части  которой соотнесены друг с  другом;

3.каждая  вещь обязательно указывает на  свое происхождение;

4.каждая  вещь имеет свое определенное  назначение.

  Христианская эра – соединила философию с интенсивным богопознанием. Мыслительная деятельность первых веков христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии.

 В средние века оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит исходной посылке.

 В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит секуляризация (обмирщение) философии, а в последствии и все более явное разделение философии и естественной науки. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношений к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе, а Вселенная – как машина. Эти идеи – продукт огромного успеха  механики, из которой выводились фундаментальные философские принципы и которая рассматривалась как образец для всех остальных наук.

 

 

 

 

 

Философская категория материи.

  Материальное бытие из всех форм бытия является наиболее распространенной. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир. Поиск основы объективной реальности называют проблемой субстанции. В древности были разные гипотезы:

    • вода – основа всех вещей (Фалес);
    • огонь – основа всего сущего (Гераклит);
    • в основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (Анаксимандр);
    • в основе мира лежит неделимая субстанция – атомы (Демокрит, Эпикур);
    • первооснова мира – это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон).

  В  философии существует несколько  подходов к понятию «материя»:

    1. материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
    2. объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение независимо от всего сущего первичного идеального духа;
    3. субъктивно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь феномен – кажущееся явление, «галлюцинация» субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
    4. позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

 Элементами  структуры материи являются: неживая  природа, живая природа, социум (общество).

 Современные  представления о структуре и  свойствах материи, которые изменяются  с каждым новым открытием в  области естествознания. Философское понятие «материи» представляет собой неизменную истину, а естественно-научные представления о структуре материи – относительны, изменчивы по мере развития науки. Философия выработала такое понимание материи, которое характеризует любые ее формы, независимо от того, познаны они сейчас или будут познаны в будущем. Материя – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов, обозначается объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

 

 

 

 

 

 

 

Движение как атрибут материи.

  Движение  – это способ существования  сущего. Быть – значит быть  в движении, изменении. Категория  «движение» - одна из старейших  в философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древний философ Гераклит сформулировал вывод «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется.

  В философии  под движением принято понимать  всякое изменение вообще, из чего  следует, что движение – неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Системные образования структурного уровня материальной действительности находится в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Выделяются движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

  Движение  материи:

- возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

-всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы – движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела всегда движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца; звездные системы движутся в галактиках, галактики во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли);

  - постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

  Движение  – единственный способ существования  материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно заменить только при сравнении с ранее существующими системами и свойствами.

   Выделяют  два типа движения, характеризующие  направленность изменений, они взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой:

  1. от низшего к высшему, т.е. прогресс (рост, познание);
  2. от высшего к низшему, т.е. регресс (старение, смерть, распад).

Информация о работе Контрольная работа по теме "Философия"