Кооперация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Декарт заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Р. Декарт ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).

Файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 31.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

“Cogito ergo sum”

(“Я мыслю, следовательно, существую”)

Декарт заложил основы аналитической геометрии, дал понятия  переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор  теории, объясняющей образование  и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри  Декарта). Р. Декарт ввел представление  о рефлексе (дуга Декарта).

В основе философии Декарта  — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материю  отождествлял с протяжением (или  пространством), движение сводил к перемещению  тел. Общая причина движения, по Рене Декарту, — Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек  — связь безжизненного телесного  механизма с душой, обладающей мышлением  и волей.

Безусловное основоположение  всего знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. В учении о познании Рене Декарт — родоначальник  рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Основные сочинения: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе…» (1637), «Начала философии» (1644).

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография Рене Декарта 

ДЕКАРТ (Descartes) Рене (латинизированное — Картезий; Cartesius) (31 марта 1596, Лаэ, Турень, Франция — 11 февраля 1650, Стокгольм), французский философ, математик, физик  и физиолог, основатель новоевропейского рационализма и один из влиятельнейших метафизиков Нового времени.

Жизнь и сочинения

Родившись в дворянской семье, Декарт получил хорошее образование. В 1606 году отец отправил его в иезуитскую коллегию Ла Флеш. Учитывая не очень  крепкое здоровье Декарта, ему делали некоторые послабления в строгом  режиме этого учебного заведения, например, разрешали вставать позже других. Приобретя в коллегии немало познаний, Декарт в то же время проникся антипатией к схоластической философии, которую  он сохранил на всю свою жизнь.

После окончания коллегии Декарт продолжил образование. В 1616 в университете Пуатье он получил  степень бакалавра права. В 1617 Декарт поступает на службу в армию и  много путешествует по Европе.

1619 год в научном отношении  оказался ключевым для Декарта.  Именно в это время, как он  сам писал в дневнике, ему открылись  основания новой «удивительнейшей  науки». Скорее всего, Декарт имел  в виду открытие универсального  научного метода, который он впоследствии  плодотворно применял в самых  разных дисциплинах.

В 1620-е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через  которого он долгие годы «держал связь» со всем европейским научным сообществом.

В 1628 Декарт более чем  на 15 лет обосновывается в Нидерландах, но не поселяется в каком-то одном  месте, а около двух десятков раз  меняет место жительства.

В 1633, узнав об осуждении  церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы «Мир», в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной  по механическим законам материи.

В 1637 на французском языке  выходит работа Декарта «Рассуждение о методе», с которой, как многие считают, и началась новоевропейская  философия.

В 1641 появляется главное  философское сочинение Декарта  «Размышления о первой философии» (на латинском языке), а в 1644 «Первоначала философии», работа, замышлявшаяся  Декартом как компендий, суммирующий  наиболее важные метафизические и натурфилософские теории автора.

Большое влияние на европейскую  мысль оказала и последняя  философская работа Декарта «Страсти души», опубликованная в 1649 г. В том  же году по приглашению шведской королевы Кристины Декарт отправился в Швецию. Суровый климат и непривычный  режим (королева заставляла Декарта  вставать в 5 утра, чтобы давать ей уроки  и выполнять другие поручения) подорвали  здоровье Декарта, и, подхватив простуду, он умер от пневмонии.

В то время, когда в Англии закладывались основы эмпирико-индуктивного метода, во Франции начал формироваться  иной, дедуктивно-рационалистический метод научного познания, качественно  отличающийся от средневекового псевдорационализма. Крупнейшим представителем рационализма XVII в. был Ренэ Декарт. От его антипсихологической теории познания вел прямой путь к методу Спинозы и Лейбница, к тому способу построения социологии, которым воспользовался Гоббс.

 

 

 

 

 

  1. Рационализм Рене Декарта

Философ Рене Декарт  стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует надежное основание. Оставив книги, он начал путешествовать. Хотя Декарт был католиком, но одно время он участвовал на стороне протестантов в Тридцатилетней войне. В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сформулировал основные идеи своего метода. Десять лет спустя, он перебрался в Голландию, чтобы в мире и покое заниматься исследованиями. В 1649 г. отправился в Стокгольм к королеве Кристине. Шведская зима оказалась для него слишком суровой, он заболел и умер в феврале 1650 г.

Его основные произведения включают «Рассуждение о методе» (1637) и «Метафизические размышления» (1647), «Начала философии», «Правила для руководства ума».

Согласно Декарту, разногласия  в философии существуют по любому вопросу. Единственным действительно  надежным методом является математическая дедукция. Поэтому Декарт в качестве научного идеала рассматривает математику. Этот идеал стал определяющим фактором декартовой философии.

Декарт является основоположником рационализма (от ratio – разум) – философского направления, представители которого основным источником знания считали разум. Рационализм – противоположность эмпиризма.

Если философия должна быть дедуктивной системой типа Евклидовой геометрии, то тогда необходимо найти  истинные предпосылки (аксиомы). Если предпосылки  являются не очевидными и сомнительными, то выводы (теоремы) дедуктивной системы  имеют мало ценности. Но как можно  найти абсолютно очевидные и  определенные предпосылки для дедуктивной  философской системы? Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомнение. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться, и средством поиска положений, которые логически несомненны. Именно такие бесспорные положения мы можем использовать в качестве предпосылок истинной философии. Методическое сомнение является способом (методом) исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками дедуктивной философской системы.

С помощью методического  сомнения Декарт подвергает испытанию  различные виды знания.

  1. Вначале он рассматривает философскую традицию. Можно ли в принципе сомневаться в том, что говорят философы? Да, отвечает Декарт. Это возможно потому, что философы действительно были и остаются несогласными по многим вопросам.
  2. Возможно ли логически сомневаться в наших чувственных восприятиях? Да, говорит Декарт и приводит следующий аргумент. Фактом является то, что иногда мы подвержены иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня может казаться круглой, хотя впоследствии обнаруживается, что она квадратная. Наши чувства не могут обеспечить нас абсолютно очевидными предпосылками для дедуктивной философской системы.
  3. В качестве особого аргумента Декарт указывает, что он не имеет критерия для определения того, находится ли он в полном сознании или в состоянии сна. По этой причине он может в принципе сомневаться в реальном существовании внешнего мира.

Существует, ли что-нибудь, в чем мы не можем сомневаться? Да, отвечает Декарт. Даже если мы сомневаемся  во всем, то не можем сомневаться  в том, что мы сомневаемся, то есть в том, что обладаем сознанием  и существуем. Мы, следовательно, имеем  абсолютно истинное утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum).

Человек, формулирующий  утверждение cogito ergo sum, выражает знание, в котором он не может сомневаться. Оно является рефлексивным знанием и не может быть опровергнуто. Тот, кто сомневается, не может в качестве сомневающегося сомневаться (или отрицать), что он сомневается и, следовательно, что он существует.

Конечно, этого утверждения  мало для построения целой дедуктивной  системы. Дополнительные утверждения  Декарта связаны с его доказательством  существования Бога. Из представления  о совершенном он делает заключение о существовании совершенного существа, Бога.

Совершенный Бог не обманывает людей. Это дает нам уверенность  в методе: все, что представляется нам столь же самоочевидным, как  утверждение cogito ergo sum, должно быть знанием столь же достоверным. В этом источник декартовой рационалистической теории познания: критерием истинности познания является не эмпирическое обоснование (как в эмпиризме), а идеи, которые предстают ясными и отчетливыми перед нашим разумом.

Декарт утверждает, что  для него столь же самоочевидным, как собственное существование  и наличие сознания, является существование  мыслящего бытия (души) и протяженного бытия (материи). Декарт вводит учение о вещи мыслящей (душе) и вещи протяженной (материи) как единственно существующих (помимо Бога) двух фундаментально различных  феноменах. Душа является только мыслящей, но не протяженной. Материя является только протяженной, но не мыслящей. Материя понимается с помощью одной лишь механики (механико-материалистическая картина мира), в то время как душа свободна и рациональна.

Декартов критерий истины является рационалистическим. В качестве истинного может быть принято  то, что разум в результате проведения систематического и последовательного  рассуждения рассматривает в  качестве ясного и отчетливого. Чувственные  восприятия должны контролироваться разумом.

Для нас важно понять позицию рационалистов (Декарта, Лейбница и Спинозы). Грубо говоря, она заключается  в том, что мы обладаем двумя видами знания. В дополнение к опытному знанию отдельных явлений внешнего и внутреннего мира мы можем получать рациональное знание о сущности вещей в виде общезначимых истин.

Спор рационализма и  эмпиризма в основном ведется  вокруг второго вида знания. Рационалисты утверждают, что с помощью рациональной интуиции мы получаем знание всеобщих истин (например, познаем Бога, человеческую природу и мораль). Эмпиристы отрицают рациональную интуицию, которая дает нам такое знание. Согласно эмпиризму, мы получаем знание с помощью опыта, который они, в конечном счете, сводят к чувственному опыту. Опыт может быть интерпретирован в качестве пассивного процесса восприятия, в котором субъект снабжается простыми впечатлениями внешних вещей. Затем субъект комбинирует эти впечатления согласно их появлению вместе или по отдельности, согласно их сходству и различию, что приводит к возникновению знания об этих воспринимаемых вещах. Исключение составляет знание, получаемое с помощью анализа понятий и дедукции, как это имеет место в логике и математике. Однако эти два вида знания, согласно эмпиристам, не говорят нам ничего о существенных чертах бытия.

Можно сказать, что рационалисты думают, что мы в состоянии познать  реальность (нечто реальное) с помощью  только одних понятий, тогда как  эмпирики выводят все знание о  реальности из опыта.

Методология Декарта носила антисхоластическую направленность. Эта  направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких  знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Другой важной чертой декартовской методологии является критика схоластической силлогистики. Схоластика, как известно, считала  силлогизм главным орудием познавательных усилий человека. Декарт стремился  доказать несостоятельность такого подхода. Он не отказывался от применения силлогизма как способа рассуждения, средства сообщения уже открытых истин. Но нового знания, по их мнению, силлогизм дать не может. Поэтому он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания.

Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются  с теологическим учением о  свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения – благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум  сам по себе. Заблуждения есть продукт  злоупотребления человеком присущей ему свободной воли. Заблуждения  возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы  конечного человеческого разума, выносит суждения, лишенные разумного  основания. Однако из этих идей Декарт не делает агностических выводов. Он верит в неограниченные возможности  человеческого разума в деле познания всей окружающей его действительности.

Рационалистический  постулат «Я мыслю» является основой  единого научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как  наблюдательность и острый ум, с  одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств – с другой. Метод позволяет науке не ориентироваться  на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развивается, включая в свою орбиту все более  широкие области неизвестного, иначе  говоря, превратить науку в важнейшую  сферу человеческой жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Учение Декарта и направление  в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства – от латинизированной формы имени Декарт. Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки и философии, причём как  идеализма, так и материализма. Учения Декарта о непосредственной достоверности  самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном характере аксиом, о  противоположности материального  и идеального явились опорой для  развития идеализма. С другой стороны, учение Декарта о природе и  его всеобщий механистический метод  делают философию Декарта одним  из этапов материалистического мировоззрения  нового времени.

Информация о работе Кооперация