Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:29, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих..Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность.
Введение. 3
2.Русский космизм - предыстория и общая характеристика. 5
3. Основные идеи и течения в философии русского космизма. 7
3.1. Русский космизм П.А.Флоренского. 7
3.2. Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. 9
3.3. Философия В.С.Соловьёва. 10
4. Современная цивилизация и русский космизм. 12
Заключение. 14
Список используемой литературы. 15
Чижевский противопоставляет
свою точку зрения
В русском космизме достаточно ясно осознавались не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир.
Соразмерность человека и остального мира послужили основой для развитой русскими космистами идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. В русском космизме обосновывались принципы нового отношения человека к природе. Фактически он достаточно близко подошёл к осознанию тех проблем, которые в дальнейшем получили название глобальных. По меньшей мере идея возможного экологического кризиса, хотя и неявно, но все-таки отчётливо звучала в работах космистов и вовсе не случайно.
Каждый из космистов предлагал
свой вариант будущего развития человечества.
Циолковский рисовал вполне идиллическую
картину: климат будет изменяться по
желанию и надобности. Вся земля
сделается обитаемой и
Интересные
размышления были предложены
в философии “общего дела”
Фёдорова, в которой он предостерегал
от возможных последствий
В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы. И все же космизм не получил широкого распространения и повторил судьбу многих философских течений, продуктивные идеи которых значительно опережали свою эпоху. Тем не менее в современной ситуации перед лицом экологического кризиса, поиск “общего дела” как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.
2.Флоренский/П.А.Макрокосмос
микрокосмос//П.А.Флоренский//
3.Бердяев,Н.А. Религия воскрешения(«Философия
общегодела»Н.Ф.Федорова):
4.Вернадский,В.И. Научная мысль как планетное явление/Отв.ред. А.Л.Яншин.-Москва,1991.-268 с
1А.И. Новиков " История русской философии X - XXвеков, Санкт - Петербург, 1998 –С.146
2 Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. С.81.
3.Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 2. С. 136.