Космизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:29, реферат

Описание работы

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих..Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность.

Содержание работы

Введение. 3
2.Русский космизм - предыстория и общая характеристика. 5
3. Основные идеи и течения в философии русского космизма. 7
3.1. Русский космизм П.А.Флоренского. 7
3.2. Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. 9
3.3. Философия В.С.Соловьёва. 10
4. Современная цивилизация и русский космизм. 12
Заключение. 14
Список используемой литературы. 15

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

 Чижевский противопоставляет  свою точку зрения существующему  мнению, что жизнь есть результат  случайной игры только земных  сил. Для него жизнь в значительно  большей степени есть явление  космическое, чем земное. Она создана  воздействием творческой динамики  космоса на инертный материал  Земли. Человек не только земное  существо, отмечал он, - но и космическое,  связанное всей своей биологией,  всеми молекулами, частицами своих  тел с космосом, с его лучами, потоками и полями.

В русском космизме достаточно ясно осознавались не только зависимость  человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир.

Соразмерность человека и  остального мира послужили основой  для развитой русскими космистами идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности  этого мира. В русском космизме обосновывались принципы нового отношения  человека к природе. Фактически он достаточно близко подошёл к осознанию тех  проблем, которые в дальнейшем получили название глобальных. По меньшей мере идея возможного экологического кризиса, хотя и неявно, но все-таки отчётливо звучала в работах космистов и вовсе не случайно.

Каждый из космистов предлагал  свой вариант будущего развития человечества. Циолковский рисовал вполне идиллическую картину: климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля  сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Будет полный простор  для развития как общественных, так  и индивидуальных свойств человека. Техника будущего даст возможность  изучить все планеты. Земля будет  отдавать небесным колониям свой избыток  людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную  Вселенную с бесконечным числом совершенных существ. Наиболее реалистичные сценарии рассматривались в концепции  Вернадского. Рассмотрение человека как  особой геологической силы, способной  радикально изменить мир, в котором  он живёт, приводили к выводу о  возможных негативных последствиях деятельности человека, что может  оцениваться как предвидение  вероятных глобальных экологических  кризисов. Вместе с тем, Вернадский оптимистически рассматривал перспективы  человечества, связывая его будущее  с процессами перехода биосферы в  ноосферу и возрастанием регулирующей роли человеческого Разума.

       Интересные  размышления были предложены  в философии “общего дела”  Фёдорова, в которой он предостерегал  от возможных последствий неразумного  обращения с природой. “Человек  сделал, по-видимому, всё зло, какое  только мог относительно природы  (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга  (изобретение губительных орудий  и вообще средств для взаимного  уничтожения)” . Все беды нашей жизни, по его мнению, происходят из-за дисгармонии человека и природы. Стало быть все зависит от человека”. Т.е. общее дело являлось как путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе.

 

Заключение

В философии космизма очень отчётливо  обозначились два аспекта взаимосвязи  человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая  во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек  рассматривался в качестве фактора  эволюции, развивая свои способности  таким образом, что, создавая новую  технику и технологию, он начинал  активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в  научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные  последствия технократического  отношения к миру, космисты предупреждали  будущие поколения от возможных  негативных последствий безудержной  и ничем не ограниченной технологической  эксплуатации природы. И все же космизм  не получил широкого распространения  и повторил судьбу многих философских  течений, продуктивные идеи которых  значительно опережали свою эпоху. Тем не менее в современной ситуации перед лицом экологического кризиса, поиск “общего дела” как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.

Список используемой литературы

1.Щербинин,В.В. Философия / В.В.Щербинин. - М., 2002. - 44 с

 

2.Флоренский/П.А.Макрокосмос микрокосмос//П.А.Флоренский//Человек и природа.-1989.-№9.-С.19

 

3.Бердяев,Н.А. Религия воскрешения(«Философия общегодела»Н.Ф.Федорова):Собрание сочинений,т.3/Н.А.Бердяев.-Париж:1989.

 

4.Вернадский,В.И. Научная мысль как планетное явление/Отв.ред. А.Л.Яншин.-Москва,1991.-268 с

 

 

1А.И. Новиков " История русской философии X - XXвеков, Санкт - Петербург, 1998 –С.146

2 Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. С.81. 

3.Соловьев В.С. Сочинения:  В 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 2. С. 136.


Информация о работе Космизм