Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:29, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих..Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность.
Введение. 3
2.Русский космизм - предыстория и общая характеристика. 5
3. Основные идеи и течения в философии русского космизма. 7
3.1. Русский космизм П.А.Флоренского. 7
3.2. Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. 9
3.3. Философия В.С.Соловьёва. 10
4. Современная цивилизация и русский космизм. 12
Заключение. 14
Список используемой литературы. 15
Оглавление
Введение. 3
2.Русский космизм - предыстория и общая характеристика. 5
3. Основные идеи и течения в философии русского космизма. 7
3.1. Русский космизм П.А.Флоренского. 7
3.2. Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. 9
3.3. Философия В.С.Соловьёва. 10
4. Современная цивилизация и русский космизм. 12
Заключение. 14
Список используемой литературы. 15
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих..Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность.
Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются весьма расплывчатыми.
Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Так в космисты недолго записать, скажем, Гераклита с его вечноживущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе. Но ведь не случайно говорится именно о русском космизме. Именно в нашей стране начиная с середины прошлого века, зародилось, а в ХХ веке широко развернулось уникальное космическое направление научно-философской мысли.
Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н.
Булгакова, Н. А. Бердяева - также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма.
Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
В данной работе я поставила перед собой
следующие задачи:
1. Разобраться в понятии русского космизма:
- проанализировать сущность, определение
и объект изучения космизма;
- изучить историю возникновения космизма
в мире в целом и в России в
частности;
2. Проанализировать философские взгляды
основных представителей русского космизма:
- Вл.С. Соловьёва;
- С.Н.Булгакова;
- П.А. Флоренского;
- Н.Ф. Фёдорова;
- К.Э. Циолковского;
- А.Л. Чижевского;
- В.И.Вернадского.
Актуальность данной работы заключается в том,что многие идеи русского космизма совпадают в настоящее время с научной картиной мира.Данная тема достаточно давно исследуется ,однако новизна вопроса состоит в способности космизма объяснить многие общественные,политические явления современной жизни.
Космимзмом (греч. кьумпт - организованный мир) - это философское мировоззрение, основу которого составляют представления о Космосе (под космосом следует понимать не только пространство, окружающее Землю, но также и саму Землю, весь живой и неживой мир, человечеств) о человеке как "гражданине Мира".
В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Идея Космоса, как единого замкнутого в себе целого, легла в основу научных моделей Вселенной, первая из которых была создана Евдоксом. Применялись идеи космизма в философско-научной школе Пифагора (ок.580-500 г. до н.э.).
Свой, и немалый вклад в космизм внесли теории о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в), теории относительности А. Эйнштейна и др.
Русский
космизм или космическая
Принятие христианства дало новый импульс развитию "космического" мировоззрения наших предков. В 1136 г. было завершено и ᴨȇрвое календарное сочинение, написанное монахом Антониева монастыря в Новгороде Кириком Новгородцем и кратко именуемое "Учение о числах". Здесь впервые на русском языке прозвучали научные идеи о цикличности и круговороте времени и на основе астрономических знаний о движении Луны и Солнца, точных математических расчетов был дан древнерусский свод летосчисления.
Русский космизм - есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:
а) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.
б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего - земного и небесного (Федоров, Соловьев, Флоренский).
в) естественно-научные: - не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве.
А.Флоренский является одним
из тех, кого по праву относят к
традиции "русского космизма". Он
считал, что существует "идеальное
родство" мира и человека, их "пронизанность
друг другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит
мир и человека как макрокосмос
(космос, большой мир, среду) и микрокосмос,
являющийся в своём роде "образом
и подобием Вселенной" и несущий
в себе всё, что есть в мире. Несмотря
на то, что космический подход к
человеку лишает его полноты личностного
бытия, Флоренский сумел найти выход
из этой трудной ситуации. И мир
и человек одинаково сложны и
внутренне бесконечны, поэтому они
могут рассматриваться как
Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается . "Обоживание" является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства.
У Флоренского, как впрочем и у многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века".
По моему мнению философия Флоренского - это космизм без эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки отдельных церковных очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную деятельность человека).
Огромен и конкретен вклад в активно – эволюционную мысль Владимира Ивановича Вернадского. Его научно – филосовские теории можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту, без которого идеи и проекты космистов могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками.
В.И. Вернадский разработал
учение о биосфере («живая
сфера») — совокупности живого вещества
Земли, проявляющего себя как единый организм.
Ныне это общее место экологии, но тогда
это учение только зарождалось. Биосфера постепен
В философии Вернадский видит мысли, предчувствия, связанные с пониманием жизни, ее места и роли во Вселенной, которые могут быть соотнесены с современными научными выводами о живом веществе, об антропогенной геологической эре, о будущей роли человека.
Это был ярчайший, оригинальный мыслитель, получивший признание своих трудов только на современном этапе в свете глобальных проблем человечества. В историю философии Федоров вошел своим сочинением «Философия общего дела», опубликованном в 1906-1913 гг, в котором попытался объединить два методологических подхода к человеку – антропологизм и космизм, синтезируя судьбы человека и вселенского бытия.
Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом высокого восхищения. Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. Две глобальные победы человечества: - над пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем преображённой, бессмертной жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях.
Космос Фёдорова - это христианский космос. Этот космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, который лучше бы, кажется, назвать беспорядком. Такое состояние есть следствие падения человека, так как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты. Поэтому и необходим всеобщий синтез. Космос у Фёдорова становится "хозяйством", подчинённым задаче воскрешения предков и космоса художественного преображения.
Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. Эта задача сводится к выведению условного из безусловного, случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество. Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего.
"В
человеке мировая душа впервые
соединяется с божественным
Можно выделить несколько идей космизма Соловьёва:
Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос).
Тайна сопричастности человека космосу в его божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.
В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.
Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие, тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.
В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.
Идеи взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в работах К.Э.Циолковского, который даже называет одну из них “Космическая философия”.Весь космос обусловливает нашу жизнь, - писал он, - всё непрерывно и всё едино. Вселенная не имела бы смысла, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром. Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчёркивает зависимость человека от него.