Космизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:29, реферат

Описание работы

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих..Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность.

Содержание работы

Введение. 3
2.Русский космизм - предыстория и общая характеристика. 5
3. Основные идеи и течения в философии русского космизма. 7
3.1. Русский космизм П.А.Флоренского. 7
3.2. Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. 9
3.3. Философия В.С.Соловьёва. 10
4. Современная цивилизация и русский космизм. 12
Заключение. 14
Список используемой литературы. 15

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение. 3

2.Русский космизм - предыстория и общая характеристика. 5

3. Основные идеи и течения в философии русского космизма. 7

3.1. Русский космизм П.А.Флоренского. 7

3.2. Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. 9

3.3. Философия В.С.Соловьёва. 10

4. Современная цивилизация и русский космизм. 12

Заключение. 14

Список используемой литературы. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В нем оказываются  и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих..Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки как приблизительное образование, условность.

Сейчас русский космизм  окреп в своих правах, обрел  законное место в отечественном  культурном наследии. Однако объем  и содержание этого понятия и  стоящего за ним течения философии  остаются весьма расплывчатыми.

Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и  мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь  человека и космоса была предметом  изучения уже первых древнегреческих  мудрецов. Так в космисты недолго  записать, скажем, Гераклита с его  вечноживущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который  живет сам по себе. Но ведь не случайно говорится именно о русском космизме. Именно в нашей стране начиная  с середины прошлого века, зародилось, а в ХХ веке широко развернулось уникальное космическое направление  научно-философской мысли.

Именно в России, ставшей  родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей  реальный путь в космос, уже начиная  с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н.

Булгакова, Н. А. Бердяева - также  выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма.

Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря  тому, что многие предсказания космистов  сбылись и продолжают сбываться.

          В данной работе я поставила перед собой следующие задачи: 
1. Разобраться в понятии русского космизма: 
- проанализировать сущность, определение и объект изучения космизма; 
- изучить историю возникновения космизма в мире в целом и в России в  
частности; 
2. Проанализировать философские взгляды основных представителей русского космизма: 
- Вл.С. Соловьёва; 
- С.Н.Булгакова; 
- П.А. Флоренского; 
- Н.Ф. Фёдорова; 
- К.Э. Циолковского; 
- А.Л. Чижевского; 
- В.И.Вернадского.

Актуальность данной работы заключается в том,что многие идеи русского космизма совпадают в  настоящее время с научной  картиной мира.Данная тема достаточно давно  исследуется ,однако новизна вопроса состоит в способности космизма объяснить многие общественные,политические явления современной жизни.

 

 

2.Русский космизм  - предыстория и общая характеристика

Космимзмом (греч. кьумпт - организованный мир) - это философское мировоззрение, основу которого составляют представления о Космосе (под космосом следует понимать не только пространство, окружающее Землю, но также и саму Землю, весь живой и неживой мир, человечеств) о человеке как "гражданине Мира".

В философии понятие Космизма связано с учением древних  греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Идея Космоса, как единого замкнутого в себе целого, легла в основу научных  моделей Вселенной, первая из которых  была создана Евдоксом. Применялись  идеи космизма в философско-научной  школе Пифагора (ок.580-500 г. до н.э.).

Свой, и немалый вклад  в космизм внесли теории о рождении и эволюции Вселенной: концепции  Канта-Лапласа (18 в) об образовании солнечной  системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной  А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в), теории относительности  А. Эйнштейна и др.

Русский космизм или космическая философия  появляется в России в конце XIX - начала XX века. По мнению А.И. Новикова русский  космизм "…есть идея глубокой, неразрывной  связи человека с Космосом, Земли  со Вселенной"1

Принятие  христианства дало новый импульс  развитию "космического" мировоззрения  наших предков. В 1136 г. было завершено  и ᴨȇрвое календарное сочинение, написанное монахом Антониева монастыря в Новгороде Кириком Новгородцем и кратко именуемое "Учение о числах". Здесь впервые на русском языке прозвучали научные идеи о цикличности и круговороте времени и на основе астрономических знаний о движении Луны и Солнца, точных математических расчетов был дан древнерусский свод летосчисления.

Русский космизм - есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе  человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Среди истоков  возникновения русского космизма можно  выделить следующие:

а) философским основанием космизма выступают идеи развития и  всеобщей диалектической взаимосвязи  мира, разрабатываемые философией в  ходе всего ее исторического развития.

б) религиозные идеи: в  основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего - земного  и небесного (Федоров, Соловьев, Флоренский).

в) естественно-научные: - не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

          3. Основные идеи и течения в философии русского космизма

3.1. Русский космизм П.А.Флоренского.

А.Флоренский является одним  из тех, кого по праву относят к  традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное  родство" мира и человека, их "пронизанность  друг другом", взаимосвязанность. Подобно  древнегреческой философии он соотносит  мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом  и подобием Вселенной"  и несущий  в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к  человеку лишает его полноты личностного  бытия, Флоренский сумел найти выход  из этой трудной ситуации. И мир  и человек одинаково сложны и  внутренне бесконечны, поэтому они  могут рассматриваться как части  друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир  есть раскрытие Человека, проекция его"2в этом заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство) Флоренского.

Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается . "Обоживание" является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства.

У Флоренского, как впрочем и у многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века".

По моему мнению философия Флоренского - это космизм без эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки отдельных церковных очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную деятельность человека).

   Огромен и конкретен вклад в активно – эволюционную мысль Владимира Ивановича Вернадского. Его научно – филосовские теории можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту, без которого идеи и проекты космистов могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками.

 В.И. Вернадский  разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.

В философии Вернадский видит мысли, предчувствия, связанные с пониманием жизни, ее места и роли во Вселенной, которые могут быть соотнесены с  современными научными выводами о живом  веществе, об антропогенной геологической  эре, о будущей роли человека.

3.2. Н.Ф. Федоров - основатель русского  космизма.

Это был ярчайший, оригинальный мыслитель, получивший признание своих  трудов только на современном этапе  в свете глобальных проблем человечества. В историю философии Федоров  вошел своим сочинением «Философия общего дела», опубликованном в 1906-1913 гг, в котором попытался объединить два методологических подхода к человеку – антропологизм и космизм, синтезируя судьбы человека и вселенского бытия.

Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом высокого восхищения. Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. Две глобальные победы человечества: - над пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем преображённой, бессмертной жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом,  управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях.

Космос  Фёдорова - это христианский космос. Этот космос не дан, а задан, так как  сегодня это беспорядок и хаос, который лучше бы, кажется, назвать  беспорядком. Такое состояние есть следствие падения человека, так  как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты. Поэтому и необходим всеобщий синтез. Космос у Фёдорова становится "хозяйством", подчинённым задаче воскрешения предков и космоса художественного преображения. 

3.3. Философия В.С.Соловьёва.

        Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. Эта задача сводится к выведению условного из безусловного, случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество. Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего.

"В  человеке мировая душа впервые  соединяется с божественным логосом  в сознании как чистой форме  всеединства. В человеке природа перерастает саму себя и переходит в область бытия абсолютного. Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной"3.

Можно выделить несколько идей космизма Соловьёва:

Идея  всеединства, вечного органически  целостного истинносущего мира, которая  имеет религиозный характер (вне  божественного начала бытие - это  хаос).

Тайна сопричастности человека космосу в его божественной природе (человек являясь посредником  между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.

В космосе  Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные  смыслы (целесообразности), которые  определяют существо всех фаз и узловых  моментов его эволюции и бытия.

Проблема  полноты познания вообще не может  быть представлена как гносеологическая полное знание - это религиозно-мистическое  мировосприятие, тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое  начало, подчиняя и преобразуя её в  свете религиозного опыта и мистического созерцания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Современная цивилизация  и русский космизм

В русском космизме предпринималась  попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.

Идеи взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в  работах К.Э.Циолковского, который  даже называет одну из них “Космическая философия”.Весь космос обусловливает нашу жизнь, - писал он, - всё непрерывно и всё едино. Вселенная не имела бы смысла, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром. Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчёркивает зависимость человека от него.

Информация о работе Космизм