Космоцентрический тип филосовствования. Учения о первоначалах в милетской школе (Фалес, Анаусимандр, Анаксимен)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло. Известные нам наиболее древнейшие сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции.

Файлы: 1 файл

философия СДЕЛАНО.docx

— 52.53 Кб (Скачать файл)

 Проблему познания  Демокрит решает с материалистической точки зрения. По его убеждению от вещей отделяются образы и помещаются где-то между вещью и сетчаткой глаза, т.е. гносеологический образ у Демокрита оказывается материальным. Демокрит - сторонник строгой необходимости. Развитие вселенной, порядка мира - определено движением атомов. "Причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь - необходимость".

 Платон (427-347 гг. до н.э.) наиболее резко выразил идею, что бытие фиксируется в отношении  к небытию, причем противопоставляются  бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей. Платон впервые противопоставил мир вещей чистым идеям — миру истинного бытия. Он характеризовал бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию.

 Как и у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное, но если демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривал его как идеальное, бестелесное образование – идею. По мнению Диогена Лаэртского, Платон «соединил учение Гераклита, Пифагора и Сократа: о чувственно воспринимаемом он рассуждал по Гераклиту, об умопостигаемом - по Пифагору, об общественном – по Сократу ». Для своей системы он использовал неподвижное и неизменное бытие Парменида, числа пифагорейцев, весное непостоянтсво чувственного мира Гераклита, сократовский поиск «истинного» знания.

 Платона считают первым  последовательным идеалистом античности. Его концепция сформировалась  в процессе критики Демокрита и всей материалистической традиции. Лучше всего философия Платона представлена в работе "Закон", где его антологические, политические, этические и эстетические взгляды объединяются воедино. У Платона материальный мир, окружающий нас, является лишь тенью и производной от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи - возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущим. Мир вещей занимает промежуточное положение между небытием (материя, как таковая, в себе) и подлинным бытием (мир идей).

 Идеи по Платону  неизменны, неподвижны и вечны.  Именно эти их свойства придают  им подлинное, действительное  бытие. Бытие идей и является  единственным предметом подлинного  познания.

 3Мир идей согласно Платону расположен на планете Гиперурания. Ядро теории познания Платона - теория воспоминаний. Душа вспоминает идеи, которые познавала, находясь в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удаётся отстраниться от телесности. Душа бестелесна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется душе.

 Важнейшей частью философской  системы Платона является учение  о трех основных онтологических  субстанциях (триаде): «едином», «уме»  и «душе». Основой всякого бытия  является «единое», которое само  по себе лишено каких-либо признаков,  не имеет частей, то есть ни  начала, ни конца, не занимает  какого-либо пространства, не может  двигаться, поскольку для движения  необходимо изменение, то есть  множественность

 Красота жизни и  реального бытия для Платона  выше красоты искусства. Бытие  и жизнь есть подражание вечным  идеям, а искусство есть подражание  бытию и жизни, то есть подражание  подражанию. Критику платоновской концепции бытия предпринял его ученик - Аристотель (384-332 гг. до н.э.). Он выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия. Однако Аристотель признает также нематериальную форму всех форм (бога).

 Аристотель подверг  критике учение Платона об  идеях и дал решение вопроса  об отношении в бытии общего  и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Поэтому получается, что форма имеет активный, деятельный характер, а материя пассивный.

 Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины:

- сущность и суть бытия,  в силу которой всякая вещь  такова, какова она есть (формальная  причина);

- материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо  возникает (материальная причина);

- движущая причина, начало  движения;

- целевая причина –  то, ради чего что-либо осуществляется.

Хотя Аристотель признавал  материю одной из первых причин и  считал ее некоторой сущностью, он видел  в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо). Всю  активность философ приписывал остальным  трем причинам, причем сути бытия –  форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало –  бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. У Философ дает и самое общее определение движения - это реализация осуществления сущего, это переход возможности в действительность, поэтому движение это универсальное свойство бытия.

 Считается, что Аристотель  логически завершил всю предшествующую  философию. Поэтому его называют  не только философом, но и  энциклопедистом.

 

 

3. Средние века

 Важнейшей темой христианской  онтологии (учение о бытии)  была тема отношения бога и  сотворённого им мира. Важнейшим  источником заний об основах Бытия являлась Библия, где основой для символического истолкования бытия было учение о творении мира через Слово: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…». Согдласно средневековой философии, подлинным бытие обладал только бог (ему приписывали те черты, которыми античные философы надляли бытие) – он вечен, неизменен, самотождественен, независим и является источником для всего сущего. В средневековой философии проводилось различение бытия или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). Познание вещи сводилось к 4 вопросам: Есть ли вещь?Что она такое?Какова она? Почему (для чего) она есть? Первый вопрос устанавливал существование вещи, остальные – ее сущность. Если у Аристотеля причина не порождала, а структурировала вещь, т.е. являлась не порождающим, а определяющим фактором. То в христианстве причина и следствие понималось как два уровня бытия. Низшей реальностью является земная действительность, сотворённая богом. Для христианских философов она не имела антологической ценности и поэтому не являлась подлинным объектом познания.

Наряду с категорией причинности  в средневековой антологии по новому трактовались категории "возможность  и действительность", "материя  и форма", "общее и особенное" (единичное).

 Проблема соотношения  общего и единичного рассматривалась  в средневековой философии с  двух позиций. Первая – с  точки зрения реализма (Августин  Блаженный, 354-430 гг.; Ансельм Кентерберийский  1033-1109 гг.).

 Реалисты решали данную  проблематику в духе Платона,  настаивая на реальном существовании  понятий (универсалий) общего, как  мыслей творца перед актом творения, ибо творение не могло состояться без определённого плана и образца. Так, например, Августин разделял точку зрения, что бог – высшая субстанция, высшая нематериальная форма и высшее благо. «До творения твоего не было ничего не было, кроме тебя, и … все существующее зависит от твоего бытия» .

 С другой стороны  - христианская философия, в которой  божественному бытию противопоставлялось  сотворенное и вслед за Аристотелем  различалось бытие действительное  и возможное (актуальное и потенциальное  состояние).

 Таково было понимание  бытия у Фомы Аквинского (1225-1274). Он рассматривал бытие как  первое из актуальных состояний.  Во всякой вещи, по мнению философа, столько бытия, сколько в ней  актуальности. Он выделял четыре уровня бытийности: внешняя определенность вещи (минералы, стихии), «растительная душа» - вещи, которым присуща внутренняя целесообразность, а форма предстает как конечная причина (растения), вещи, у которых форма – действующая причина (животные) и, наконец, на четвертом уровне форма не зависит от материи (дух, разумная душа).

 Для Фомы Аквинского  материя - чистая потенциальность.  Это слабейший вид бытия, который  пассивно воспринимает воздействие  извне. Ничто материальное без  формы не существует. Форма - принцип  порядка и чёткости, зависит от  высшей формы - Бога. Бог - существо  чисто духовное, сообщающее активность  материи.

5. Новое время 

 Понимание бытия в  западной философии 19—20 века  основывалось на анализе сознания. Бытие рассматривалось как продукт  деятельности духа.

 Основная тенденция  в развитии представлений о  бытие совпадает с тенденцией  развития научного знания, которое  преодолевает как натуралистичски-объективистскую трактовку бытия, так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т. д.

 Немецкий философ Н.  Гартман противопоставлял материальное  бытие как преходящее, эмпирическое  идеальному бытию как надисторическому и проводил различие между способами их познания. Он понимал онтологию как науку о сущем, которое состоит из различных слоев бытия – неорганического, органического, духовного.

 В неокантианстве (философское  течение в Германии, развивавшее  учение Канта в духе последовательного  проведения в жизнь основных  принципов его трансцендентально-критической  методологии) бытие раскладывается  на мир сущего и мир ценностей.  Исходным является человеческое  существование, трактуемое как  эмоционально волевое и практически  устремленное.

 Так в концепции  немецкого экзистенциалиста ( экзистенциализм - философия существования) М. Хайдеггера критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции, как чего-то извне данного и противоположного субъекту. Для самого Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия является страх перед ничто.

 4Французский экзистенциалист Жан Поль Сартр противопоставляет бытие в себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое есть для него что-то косное, выступающее только как препятствие, вообще неподвластное человеческому действию и познанию. «В каждое мгновение мы испытываем материальную реальность как угрозу нашей жизни, как сопротивление нашему труду, как границу нашего познания, а также как уже используемое или возможное орудие». Основные характеристики человеческого бытия – свободный выбор возможностей: «… быть для человека – значит выбирать себя…».

 Карл Маркс анализирует  проблему бытия сразу в нескольких  направлениях и подчеркивает  многоуровневый характер бытия  в таких сферах как бытие  органической и неорганической  природы, бытие общества и бытие  личности. При этом подчеркивается  несводимость одного уровня к  другому. Марксизм отстаивает  историческую концепцию социального  бытия, видя в нем совокупную  материальную деятельность индивидов,  социальных групп и классов,  а познание природного и социального  бытия ведет к познанию смысла  бытия личности.

 Таким образом, мы  рассмотрели эволюцию и развитие  понятия бытия и небытия в  философии от античности до XX века. Если подвести итог, то получится,  что основные характеристики  бытия - целостность, истинность, благость и красоту - выделил  Парменид и провозгласил единство мысли и бытия (и - не-мысли и небытия). У Платона мы видим разделение, точнее, удвоение мира, на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий). Это положило начало европейской метафизике и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Анализ бытия Аристотелем, вывделение им возможного и действительного бытия до сих пор служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья бытие рассматривалось с религиозных позиций: истинное бытие - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из «ничто» и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривало бытие как природу, с одной стороны - самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентировало внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия бытия – оно воспринималось как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре - просто как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия в философии 20 в. связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения бытия (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Бытие - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Интересно, что скажет о бытие век XXI?

Как бы то ни было, бытие всегда будет категорией, фиксирующей основу существования для мира в целом  или для любой разновидности  существующего.

ПРОБЛЕМА ДВИЖЕНИЯ В ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЕ (Ксенофан, Парменид, Зенон).     

Информация о работе Космоцентрический тип филосовствования. Учения о первоначалах в милетской школе (Фалес, Анаусимандр, Анаксимен)