Космоцентрический тип филосовствования. Учения о первоначалах в милетской школе (Фалес, Анаусимандр, Анаксимен)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло. Известные нам наиболее древнейшие сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции.

Файлы: 1 файл

философия СДЕЛАНО.docx

— 52.53 Кб (Скачать файл)

5Ксенофана из Колофона (565-470 гг. до нашей эры) можно считать идейным предшественником элейской школы.     

Подобно милетцам, Ксенофан признает материальность мира, который в отличие от них считает постоянно одним и тем же, неизменным. Ксенофан стремился также к натуралистическому объяснению природных явлений.     

Богом Ксенофан считал мир по всей его  целостности. Он понимает бога как сущее, отличное от людей. Бог у него, таким образом, становится понятием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в пространственном, так и во временном отношении) материального мира. При этом универсальное бытие понимается им как вечное и неименное, что сообщает его философии черты неподвижности. Наряду с абстрактным единством допускаются и проявления многообразия мира.     

Сохранились также фрагменты атеистической  ориентации, в которых Ксенофан характеризует  мифических богов как продукты человеческой фантазии и формулирует мысль о том, что не боги сотворили людей, но люди создали богов по своему образу и подобию.     

Хотя  основой онтологии Ксенофана  было «единое» - совершенное единое бытие, он допускал еще изменение  и движение как возникновение  и упадок, которые Парменид и другие элеаты полностью отвергали. Действительно, Ксенофан признает изменение и движение только как возникновение и гибель мира, понимая его как внутренне неизменную целостность. Если в этом случае вообще можно допустить развитие, то оно, согласно его концепции, не приносит ничего нового.     

Онтологические  взгляды Ксенофана тесно связаны  с его пониманием познания. Чувства  не могут дать основания истинного  познания, но ведут лишь к мнениям  и кажимости. Именно чувства ведут  к убежденности, что мир многолик и изменчив. Именно такой скептический подход к чувственному познанию стал характерным для всей элейской школы.     

Собственно  основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок. 540-470 гг. до нашей эры).     

Основным  для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. Аристотель его взгляды комментирует так: «Парменид ... утверждает, что наряду с сущим не-сущее является ничем, с необходимостью полагая, что сущее есть одно и что нет ничего иного» Цит. по История философии в кратком изложении. - М., 1989. - 000 с.. У Парменида имеется также отрицание «сотворения» сущего, утверждение его вечности. Сущее не только вечно в своем существовании, оно также и неизменно.     

Из  действительного мира, из области  бытия Парменид полностью исключает  движение. Почему Парменид отвергает движение и развитие? Ответ на это вопрос вытекает из его характеристики бытия и небытия. По Пармениду, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие.     

Одним из наиболее ярких учеников Парменида  был Зенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).     

В своих онтологических взглядах Зенон  однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Симплициус свидетельствует, что, согласно Зенону, «кто признает множество, необходимо говорит противоречиво. Так ... если сущее множественно, то оно равно велико до бесконечности и мало так, что вообще не имеет никаких размеров. При этом он доказывает, что если нечто не имеет размеров и массы, то оно вообще не может быть. Миров много и не существует пустого пространства». Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.     

Видимо, наиболее известным изложением элейского  отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия. Первая из апорий названа ДИХОТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться Суть апории состоит в следующем. Предмет, который движется к цели, должен пройти сначала половину пути между местом нахождения и местом цели. Однако, чтобы дойти до этого места, оно должно пройти половину намеченной половины пути. Это повторяется до бесконечности. Поэтому тело не может никогда достичь своей цели, ибо оно должно было бы «пройти» за конечное время бесконечное множество точек.. Второй (и, пожалуй, наиболее известной) апорией Зенона является АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его Данная апория состоит в следующем. Зенон прославился, в основном, выяснением противоречий между разумом и чувствами. В соответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же, по его мнению, ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания На примере звука падающего зерна проса и меры проса.

ШКОЛА ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО. УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ КАК ВЫРАЖЕНИЕ  ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ.

 

     С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано возникновение еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался «О природе», согласно другим - «Музы».     

Гераклит  объяснял естественным образом такие  природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой  всего Гераклит считал огонь. В его  понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира («архе»), так и основным элементом («стойхейрон»). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе». Рядом с подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этого материального принципа исследователи находят у Гераклита и мысль. Подчеркивающую бесконечность материи в историческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости: «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов, но всегда есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере». В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко Гегель в работе «История философии» подчеркивал, что Гераклит понимает абсолют как диалектический процесс и что сам абсолют в философии Гераклита понимается как единство противоположностей в самом себе. Сталкивание и единство противоположностей считает типичными для взглядов Гераклита и Аристотель: «Гераклит говорил, что противоположное соглашается, а из несогласного является самая прекрасная гармония». Разумеется, диалектика здесь не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения.     

Центральным мотивом учения Гераклита был  принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянных ход развития он сравнивал  с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя, согласно его взглядам, «живет смертью» другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».     

6Очень важное значение во взглядах Гераклита  придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности - закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.     

Гераклит  одним из первых обращает внимание на характер человеческого сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Значительное внимание он уделяет отличию «многознания» от подлинной мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира. Человеческое сознание - душа (ПСИХЕ) - подчинено логосу. Гераклит придавал значение оценке отношения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны. Он отмечал также относительность повсеместно употребляемых понятий: «Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с человеческим поколением». Таким образом гераклитова философия представляет собой не цельную теоретическую систему диалектического похода к миру, но, по крайней мере, здесь можно говорить об интуитивном объяснении сущностных черт диалектики.     

Наиболее  видным из учеников Гераклита был Кратил. Как делают вывод авторы книги «История философии в кратком изложении» Кратил, довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила к абсолютному релятивизму

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470–469 – 399 до н.э.).

Сократ является, по существу, первым древнегреческим философом, кто отходит от натурфилософского  истолкования мира и философски, то есть путем рассуждений и умозаключений, пытается найти истину, ответы на поставленные им самим и его предшественниками-философами вопросы. Другими словами, предметом  его философских рассуждений  являются человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а  не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского  или аристотелевского понимания  философии, несомненно, то, что он заложил  основы их воззрений. С полным основанием можно утверждать, что Сократ стоял  у истоков формирования в философии  общих понятий. Существенным является вклад Сократа в развитие диалектики. Аристотель, например, считает, что  до Сократа не существовало диалектики. Учению Гераклита о постоянной текучести  чувственных вещей он противопоставляет  идеи Сократа о диалектике, так  как последний никогда не наделял  общее обособленным существованием. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа – это учение о преодолении противоречия, отрицания  противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены  с его телеологией, то есть учением  о целесообразности.

Таким образом, Сократом завершается  натурфилософский период в истории  древнегреческой философии и  начинается новый, можно сказать, философский  этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и  Аристотеля.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник  для ВУЗов. - М.: ТЕИС, 2009г. - 504 с.
  2. История философии  в кратком изложении. - М., 2010. - 410 с.
  3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 2009. - 304 с.
  4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для  вузов. - М.: Юнити-Дана, 2010 г. - 592 с.
  5. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд., - М.: Юнити-Дана, 2009 г. - 590 с.
  6. Введение в философию: Учебник для ВУЗов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367 с. (часть 1)
  7. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. – М.: Политиздат, 1991.
  8. Материалисты Древней Греции. – М., 1955
  9. Декарт Р. Избранные произведения - М., 1950.
  10. Антология мировой философии. В 4 т. – М.: Мысль, 1969.

 

 

 

1 . Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. – М.: Политиздат, 1991.

2 Хрестоматия по западной философии XVII-XVIII веков \ под общ. ред. Л.И. Яковлевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

3 Введение в философию: учебник для вузов. В 2 ч. \ под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

4 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986.

5 Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для  вузов. - М.: Юнити-Дана, 2010 г. - 592 с.

6 Введение в философию: Учебник для ВУЗов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367 с. (часть 1)

 


Информация о работе Космоцентрический тип филосовствования. Учения о первоначалах в милетской школе (Фалес, Анаусимандр, Анаксимен)