Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:31, реферат
Философией древнего Востока увлекались: Гегель, Ницше, Юнг, Шопенгауэр и др. Основными категориями, которыми пользуется Восточная философия является Сансара – концепция круговорота науки. С ней тесно связан закон воздания – Карма. Учение о Сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цели цепей перерождения. Закон Кармы устанавливает последующую жизнь человека в зависимости от его нравственно-духовных ценностей, поэтому тот кто совершил в прошлой жизни достойные поступки и благие действия родится в качестве представителя высшего сословия (Варны)
Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей культуры, науки, политики, искусства и философии. Особенность которая их объединила это вера в науку и разум и атеизм. Они высмеивали церковь и священнослужителей и выступали с критикой христианской религии, но большинство из них были всё-таки деистами, которые считали, что Бог нужен только для того, чтобы объединить происхождение мира и человека, который был самым совершенным существом.
Вольтер
Вольтер (1694-1778 г.) Настоящие имя и фамилия – Франсуа Мари Аруэ. Поэт, драматург, писатель, историк, философ, политический мыслитель. Зачинатель и крупнейший представитель французского Просвещения. Преследовался католической церковью за острую критику клерикализма. Он выступал за равенство людей. Много страдал из-за своих взглядов и считал, что революция принесёт Франции справедливость.
Руссо Жан-Жак
Руссо Жан-Жак (1712-1778
г.) – французский философ-
Дидро Дени
Дидро Дени (1713-1784 г.) – знаменитый французский философ-материалист и атеист, писатель, драматург, теоретик искусства. Глава и организатор «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Автор двух произведений: «Монахиня», «Племянник Ремо».
Классическая немецкая философия
Этот этап в развитии философской мысли невелик по своей продолжительности. Он охватывает менее чем столетний период с конца XVIII до середины XIX в. Крупнейшими представителями немецкой классической философии были И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель.
Это время острых социальных противоречий, крупных сдвигов в общественном сознании. Началась реставрация прежних позиций монархии и Церкви в Англии и Франции. В Германии усилилась роль прусской монархии. В России было жёстко подавлено восстание декабристов, в результате чего более укрепились позиции крепостничества и абсолютизма.
И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель сходились к мысли о том, что философия имеет определённую роль в истории человечества, в истории мировой культуры. По их мнению философия должна быть критической совестью культуры. Они считали, что философия это строгая систематическая наука, но отличается от естествознания тем, что у неё очень широкий спектр мировозренчиских вопросов. Философия занимается и включает в себя онтологию – учение о бытии, учение о мире и закономерностях его развития, гносеологию – учение о познании, антропологию – учение о человеке и социальную философию – анализ человека в общественных отношениях, в рамках всемирной истории, религии и искусстве. Они положили начало новому методу познания – диалектическому и разработали целостную концепцию диалектического развития.
Кант Иммануил
Кант Иммануил (1724-1804 г.) – основоположник немецкой классической философии. В первый период творчества (до 1770 г.), занимался как естественнонаучными, так и традиционными философскими проблемами, приходит к выводу о необходимости пересмотра существующих представлений о наших познавательных возможностях. Во второй критический – период, установив границы человеческого познания, исследует метафизические основания естествознания, правовых и моральных представлений. Он считал, что человеку присуща свобода, но у него её нет. Он утверждал, что духовные интересы человека выражаются следующими философскими вопросами:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
В центре философии Канта стоит человек, но начинает свою философию с познавательной деятельности человека (гносеологический метод). Кант выступал против рационалистов и эмпиристов и видел в науке определённую тайну. Он делит знания на две части: апостериорное и априорное.
Фихте Иоганн Готлиб
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814 г) – немецкий философ и общественный деятель. Рассматривал философию как «наукоучение» (фундамент всех наук), настаивал на первенстве практически-деятельного отношения к миру перед теоретическим (созерцательным). Главное его изречение: «Весь мир – это я». Утверждал, что кроме меня больше ничего нет.
Гегель Георг Вильгельм
Гегель Георг Вильгельм (1770-1831 г.) – создатель системы абсолютного идеализма и диалектической логики – метод разумного постижения мира, которое, не отвергая результаты рассудочного – обыденного и частно-научного – познания мира, выходит за их пределы, даёт возможность взглянуть на мир с точки зрения вечности. Говорил, что «Философия есть совершенная эпоха, постигнутая в мышлении; каждый период заслуживает своего правителя». Главной мыслью Гегеля является положение: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно». Бытие прибывает в различных формах или проходящим в своём саморазвитии три основных этапа: 1. Существование абсолютной идеи, когда она является сама собой. Она находится в области чистого духа и называется у Гегеля логикой; 2. Абсолютная идея приходит в физический или материальный мир, в природу и это называется инобытие абсолютной идеи; 3. Человек и его общество. У Гегеля даны три стадии абсолютной идеи: природа, логика, антропология.
Фейербах Людвиг
Фейербах Людвиг (1804-1872 г.) – немецкий философ-материалист и атеист. Основоположник антропологического материализма. Пытался доказать, что не бог создал человека, а человек бога т.к. страдания человека необъяснимые, то он создаёт природу из самой высшей формы любви, которая является семьёй. Самая высшая форма любви – это мать, отец, ребёнок. Отсюда воплощение христианской троицы: мать, отец, святой дух.
Маркс Карл и Энгельс Фридрих
Маркса Карла (1818-1883 г.) и Энгельса Фридриха (1820-1895 г.) связывала сорокалетняя дружба и совместная работа по обоснованию и развитию диалектического и исторического материализма. Они разрабатывают учение, которое обозначило конец прежней натуралистической философии и определило новую более высокую ступень материализма. Марксизм возник в 40-х г. 19 столетия. Он провозгласил классовый характер теории, идеологии и революционной практики. В 1844 г. в экономическо-философских рукописях он развил Гегелевское учение об отчуждении. Отчуждённый труд (труд по принуждению) он рассматривал в 4-х аспектах: 1. Исходный материал и продукты не принадлежащие человеку, чужды ему; 2. Сам процесс трудовой деятельности для трудящихся принудителен; 3. Он отнимает у него родовую жизнь. Родовая жизнь – жизнь по природе; 4. Подневольный труд порождает отчуждение между людьми эксплуататорско-социальные отношения.
В настоящее время существенные различные интерпретации Марксизма есть Марксизм западный, восточный, есть гуманистический Марксизм. Марксизм повлиял на всю современную западную философию.
Энгельс – главный труд его диалектика природы. В этой работе есть глава «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где доказал, что возникновение создания связана с системат. и целенаправлен возникновением орудий труда.
В России Марксизм привёл и распространил Г. В. Плеханов (1856-1918 г.). Он критиковал народников, отрицал, что Россия уже идёт по капиталистическому пути. Новый этап истории Марксизма связан с именем В. И. Ленина (1870-1924 г.) Его интересы: 1. Теория и практика политической деятельности; 2. Теория государственного устройства; 3. Революция как социальная технология.
Русская философия
История русской философии насчитывает более тысячи лет. Возникла она вместе с появлением христианства на Руси (988 г), которое к X веку уже опиралось на развитую систему философских знаний. Представляет собой синтез теософии (божественная мудрость), антропософии (человеческая мудрость) и всей мировой философии и культуры. В ней также включена позиция, литература и искусства. Русская философия очень самобытна и критична, она всё время находилась в поиске новых путей философствования. В ней всегда было представлено в единстве: космос, Бог и человек, а так же в неё были включены этико-эстетические идеи. Она искала Бога, правды и спасения, истину, добро и красоту.
Одной из важнейших особенностей русской философии является острота, жизненность, злободневность её содержания.
Жизненность русской философии, её устремлённость к проблемам человека и общества, судеб страны обусловили и другую её характерную черту – почти полное отсутствие в ней грандиозных, всеохватывающих, громоздких систем, подобных платоновской или гегелевской.
Отсутствие тяжеловесных логических систем обусловлено и другой особенностью русской философии – её глубокой эмоциональностью, наполненностью чувствами.
«Нутряной характер» русской философии, как и отсутствие в ней развитых систем, не помешали ей разработать ряд важнейших, стержневых философских понятий, которые пополнили сокровищницу мировой философской мысли.
Жизненность русской философии, её включённость в социально-политические процессы России, в острые социальные столкновения, политическую борьбу обусловили и её резкую разделённость на два полярно противоположных направления: религиозно-идеалистическое, славянофильское, реформистское, с одной стороны, и материалистическое, атеистическое, западническое, революционно-радикальное – c другой стороны. Два этих полюса представлены с одной стороны, такими крупными философами – идеалистами, как А. С. Хомяков, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, а с другой – не менее известными философами – материалистами, марксистами А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским, М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым, Г. В. Плехановым, В. И. Лениным.
Своеобразие русской философии выражено и самой личностью русского философа, некоторыми типичными чертами его духовного облика.
Соловьёв Владимир Сергеевич
Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900 г.) – философ, поэт, публицист, литературный критик. Многое позаимствовал у Гегеля и Шопенгауэра. Главной идеей его (всё единение сущего) т.е. есть сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – это его воплощение. Непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает именно мировая душа. Вечная божественная идея в системе Соловьёва получила название Софии-мудрости. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьёва через концепцию богочеловечества. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трёх разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского и мистического). В качестве предпосылки, основополагающего принципа цельное значение предполагает веру в существование абсолютного начала – Бога.
Бердяев Николай Александрович
Бердяев Николай Александрович (1874-1948 г.) – русский философ персоналистического направления, сквозная тема исследования которого – тема свободы, принесшая ему европейскую известность. Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее чертам, как «восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории» Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые «горизонты мысли».
Понятие «личность» понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.
Приверженность «философии органического духа» позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является «Божьей идеей». Каждый человек, по мнению Бердяева, должен отгадать «Божью идею о себе», само реализоваться и «помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире». Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе.
Фёдоров Николай
Фёдоров Николай
(1828-1903 г.) Исследовал историю развития
человечества и сказал, что каждое
последующее поколение
Циолковский
Циолковский (1857-1935 г.) – был слепым. Создал новые научные направления, позволяющие человеку выйти за пределы земли. Его идеи формировались под влиянием идей Фёдорова, мистических элементов философии христианства и буддизма. Он исключил возможность дуализма, души и тела, материального и идеального. Центром его философии явилась жизнь человека в космосе. Космос – целая гармоническая система в которой атом и человек одинаково причастны к высшему единству. Космологический процесс представляется в виде ряда циклических усовершенствований бытия и он выдвигает идею «космологических эр». В процессе восхождения высшим ступеням космологического совершенства человечеству предстоит пройти ряд ступеней: 1. Эру рождения; 2. Эру становления; 3. Эру расцвета; 4. Терминальную эру, как конец страдающей органической плоти и достижение вечного блаженства.
Чижевский А. Л.
Чижевский А. Л. (1897-1964 г.) Главное его открытие – открытие тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере в том числе на стихийные массовые явления в массовом сообществе.