Краткий обзор философских школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Философией древнего Востока увлекались: Гегель, Ницше, Юнг, Шопенгауэр и др. Основными категориями, которыми пользуется Восточная философия является Сансара – концепция круговорота науки. С ней тесно связан закон воздания – Карма. Учение о Сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цели цепей перерождения. Закон Кармы устанавливает последующую жизнь человека в зависимости от его нравственно-духовных ценностей, поэтому тот кто совершил в прошлой жизни достойные поступки и благие действия родится в качестве представителя высшего сословия (Варны)

Файлы: 1 файл

Краткий обзор философских школ.3гму.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Христианство  приходит на период феодализма, предоставляющего собой готическую культуру. Именно в  готике выражено стремление абсолюта к Богу. Из небольшой секты христианство стало одной из главных идеологий государства. Христос устраивал как богатых, так и бедных. Бедных устраивал потому, что сам был беден и страдал, а страшный суд, после смерти даст возможность увидеть справедливость. Главная цель христианства – показать совершенство духовного и несовершенство материального, земного. В период Средневековья церковь приобщала людей к эстетическому образу жизни. Священнослужители вырабатывали у народа иммунитет к красоте телесной, чувственной, как к главной опасности, стоящей на пути возвышения духа. Потому, что красота приводит к надменности, гордыне, чувственности, греховности. Главный вид искусства – иконопись. Лица, изображённые на них были суровыми, измождёнными от постов и скорби. Главное, что было в иконе – это глаза. Идея христианства в середине века стала диктатом всего человечества. И на каком-то этапе вместо очищения и одухотворённости, стали рождаться междоусобные войны и крестовые походы. В 1487 г. выходит трактат «Молот ведьм», а в 1580 г. – трактат «Демонология ведьм». В них возвещалось, что колдовство можно исцелить только при помощи костра или отсечения какого-либо органа. В период средневековья необходимо было разработать и обосновать новые вероучения, что и сделали основоположники христианского мировоззрения, которых называют отцами церкви. На греческом отец – значит патер. Отсюда отцов, за их философскую деятельность называют патристиками. Основной проблемой патристики было соотношение  веры и знания, религии и философии. Знание – это понятие чего-либо в силу обоснования и доказательства, а вера – понятие без доказательств. Религия опирается на веру, а философия – на знания. Поэтому они не могут быть совместимы, но представители патристики считали, что философия не противоречит к более совершенному способу познания.

Пертулиан

Считал, что  знание вера не совместимы друг с другом. Вера непостижима разумом, её нельзя понять, осознать. Любая попытка осознания веры, обернётся абсурдом. Его главное выражение: «Верую ибо абсурдно»

Ориген

Считал, что  при помощи разума и ласки можно  доказать то, что Бог есть.

Фома  Аквинский

Фома Аквинский (1225-1274 г.) Знания, по Аквинскому, обладают умностью, но ещё более необходимо человеку вера. Важнейшую часть философии  Фомы Аквинского составляет его учение о бытие, которое он развивал, опираясь прежде всего на Аристотеля, в частности, на его идеи о соотношении материи и формы. Вечным бытием обладает только всевышний, по Аквинскому. Он имел возможность создать любой мир, но сотворил тот в котором он живёт. Мир этот единственный и конечный в пространстве, обладает приходящим бытием и характеризуется материей и формой. Примером существования не материальных форм могут служить небесные существа – ангелы. В материальных вещах она выражает общее содержание (сущность) вещи, в то время как материя объясняет индивидуальность и конкретность её существования.

В зависимости  как форма реализуется в вещах, форма выделяет четыре уровня их бытия: 1. Представлен неорганической, косной природой, где форма выражает «заставшую»  сущность вещей; 2. Мир растений. Здесь  форма выступает как конечная причина, задающая целесообразность, как бы формирующую тела изнутри; 3. Здесь форма выступает как действующая причина, определяющая как цель, так и деятельное начало сущего – как устроены животные; 4. Форма представляет уже как дух или человеческая разумная душа.

Августин  Блаженный

Августин Блаженный (354-430 г.) написавший многочисленные богословские и философские труды, среди которых  выделяются «исповедь» и главный  труд его жизни «ограде божьем». В своей знаменитой «исповеди» Августин стремится побудить и других язычников к обращению в христианство.

Высшей целью  человеческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание  полной зависимости человека от всевышнего. Бог – исходный и конечный пункт  всех помыслов и поступков человека.

Два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведённое до презрения к Богу, и небесной любовью к Богу, доведённою до презрения к самому к себе, последний в Господе.

Град земной – это мир зла и сатаны, в  нём господствует похоть.

Град Божий  – это мир добра и бога.

Вся история  – это борьба двух градов считал Августин.

Главный источник веры – это церковь. И хотя душа бессмертна, но рассматривая проблему вечности и времени, он пришёл к выводу, что мир ограничен в пространстве, а выше его ограниченно во времени. Главная заслуга его в том, что он дал философскую аргументацию веры.

Философия эпохи возрождения

XV-XVIII века. В  это время жили и творили  выдающиеся художники и мыслители.  В это время возникло мануфактурное  производство и творческое отношение к человеку. На смену теоцентризма приходит антропоцентризм (антропологи – наука о человеке). Постановка человека в центр рассмотрения отодвинула идею о Боге как о центре в сторону. Исследователей занимающихся проблемами человека называли гуманистами. Это они разделили историю на древнюю, средневековую и новую. Они считали, что когда-то давно существовала прекрасная античность, которая позднее была отвергнута и её нужно возрождать, воскресить после эпохи безвременья. Появление антропоцентризма и гуманизма повело за собой разрыв многовековой связи человека с Богом. Такое отделение человека от Бога в идеальном плане называется секуляризацией. Секуляризация видоизменила теизм, и повела за собой создание нескольких направлений.

Первым способом секуляризации был пантеизм – представление о тождествовании Бога и природы. При таком рассмотрении исключается акт творения. Если Бог и природа одно и тоже, значит, он не может быть первичен по отношению к ней, а если природа не сотворена и не подлежит уничтожению она становится бесконечной, то есть в пантеизме возрастает роль природы и уменьшается роль Бога.

Вторым способом секуляризации был деизм –  представление по которому Бог создал мир, поделил его законами и самоустранился. Они считали, что мир совершенен и влияние Бога на человеческую жизнь не обязательно.

Третьим способом секуляризации  был атеизм – он утверждал, что  Бога никогда не было, нет, и быть не может. Главные идеи атеизма проявились в XVII-XVIII в.

Николай Кузанский

Николай Кузанский (1401-1464 г.) Центральным пунктом философии Николая Кузанского является учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Он был пантеистом, считал, что Бог и природа слиты. Бог – это вообще, это само бытие. Все вещи, предметы и тела мировоззрения – это воплощённое в нечто конкретное, телесное божество. Вселенная есть развёрнутый Бог, а Бог – свёрнутая в единое вселенная, Бог един, а предметов в мире много и проявление этих предметов инобытие Бога, но они противопоставлены между собой и имеют собственную структуру. Он очень высоко ставил человека: 1. Человек - есть второй бог. Он способен творить; 2. Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение; 3. Человек - микрокосм, или малый мир.

Николай Коперник

Николай Коперник (1473-1543 г.) Этот польский учёный-астроном совершил переворот в мировоззрении людей всей планеты. Переворот заключался в том, что он разработал гелиоцентрическую систему (гелиос – солнце). Он утверждал, что не Земля, а Солнце является центром мироздания. В этой системе были недостатки: 1. Солнце – центр вселенной и является неподвижным; 2. Если у вселенной есть центр значит у неё есть границы.

Мишель  Монтень

Мишель Монтень  – философ-моралист, некоторые изречения  «Даже лучшее, что есть во мне окрашено известным оттенком порочности». «Человек во всём и везде набор пёстрых лоскутьев». «Глубокая радость заключает в себе большие суровости чем веселье, крайнее и глубокое удовлетворение – больше успокоения, чем удовольствия».

Томазо  Кампанелла

Томазо Кампанелла – создал утопическую модель, которая была  названа «Город солнца».

Макиавелли  Николо

Макиавелли  Николо (1469-1527 г.) Его главная работа называется «Государь». Она посвящена  проблеме власти. По мнению автора для  достижения необходимых целей власть должна перешагивать любые пороки нравственности, так как власть и нравственность понятия не совместимые. В своей работе он, как бы разработал основные пути властвования и дал направления, при которых власть будет иметь тот, или иной авторитет.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548-1600 г.) Исправил недостаток Коперника. Он утверждал, что вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Говорил, что Земля и небо состоят  из одних и тех же элементов. В  вопросе о соотношении материального  и духовного. Он разделял точку зрения пантеизма. Говорил о возможности жизни на других планетах.

Ф и  л о с о ф и я    н о в о г о    в р е м е н и

Новое время  – большой исторический период, охватывающий XVII-XIX вв. Началом новой  истории считается английско-буржуазная революция 1640 г. Именно этот период ознаменован началом новой эры капитализма и началом индустриальной цивилизации. Это был период когда наука набрала большую силу, когда человек обращал внимание прежде всего на свой разум. Этот период является началом противоречий между человеком и природой, т.к. воздействие человека на природу при помощи техники к сегодняшнему дню вызывает глобальные катастрофические проблемы. Человек стал считать себя главным во всём мироздании. Возрождение уже отказалось от бога и новое время решило, что за человеком ничего нет, его интересует только он сам. Безграничная вера в прогресс, науку и разум, это главная отличительная особенность этого периода. Главная задача философии в это время – это познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой.

Бэкон Френсис

Бэкон Френсис (1561-1626 г.) являлся родоначальником  философии нового времени. Он считал, что наука должна быть построена  заново, т.к. прежние данные науки  не имеют истины. Он разделял истину на две части: истина религиозная и научная. Он создал учение об идолах, которые мешают получать объективные истинные науки и препятствуют познанию природы, засоряют сознание людей, искажают знания сложными представлениями.

1. Идолы пещеры  – это личные переживания человека, его предрассудки, которые ему мешают познавать; 2. Идолы рода – обще распространенные предрассудки; 3. Идолы театра – играют и мешают видеть реальную жизнь; 4. Идолы рынка – похожи на разговор между покупателем и продавцом, обменивающимися мнениями и не понимающие друг друга. Предложил новый метод индукции (наведение). Индуктивный путь познания представляя собой постепенное наращивание или обогащение нашего знания, собирание информации об окружающем мире по частям, которое происходит только в каждодневной повседневной жизни, только в результате жизненного опыта и постоянной практики.

Декарт  Рене

Декарт Рене (1596-1650 г) – французский учёный и философ, представитель классического рационализма. Он также как и Бекон считал, что основной задачей философии является увеличение могущества человека над природой путём её познания. Считал ,что следует пересмотреть предшествующую философию и создать новую, а для этого следует усомниться во всём предшествующем знании и вообще усомниться во всём т.к. внешний мир может быть только иллюзия, а жизнь отдельного человека это фонтан.

Гоббс Томас

Гоббс Томас (1588-1679 г.) – английский философ-материалист, рассматривающий проблему социальной философии. Самое главное его изречение: «человек человеку волк». Он по новому подошёл к вопросу о происхождении государства. Он считал, что средние века ввели в определенные заблуждения, т.к. утверждали, что Бог предписал людям жить общественной жизнью и подарил им государство и законы. На самом деле человек – это животное, пытающееся удовлетворить свои потребности и заботящиеся о собственном существовании. Подчинясь главному животному инстинкту самосохранения. За свою сохранность человек продаёт государству свободу и оно обязано его защищать. Люди переходят из естественного состояния в гражданское. Это получило название теории общественного договора.

Локк  Джон

Локк Джон (1632-1704 г.) – английский философ-материалист, первый в философии Нового времени систематически разработавший теорию познания как специальную область философии. Гносеология – сенсуалистическая в своей основе – стала ядром всего учения Локка. Он считал, что мир воспринимается при помощи органов чувств. Он систематизировал эмпиризм и говорил, что нет ничего в уме, чего бы раньше не было в ощущениях. Локк считал, что качества бывают первичные, математические (пространство, протяжённость величины фигуры) и вторичные это цвет, вкус, запах. Такое представление о мире отвечало уровню развития науки того времени.

Беркли  Джордж

Беркли Джордж (1685-1753 г.) – английский философ , представитель  субъективного идеализма. Он был  епископом и при помощи философии  хотел доказать существование Бога. Он чётко разграничил представление об объекте и субъекте и говорил, что чувства это те каналы по которым наступает информация о наличии во вне какой то реальности, но гарантий того , что наши чувства не искажают внешний мир – нет. Весь мир по мнению Беркли это только комплекс ощущения субъекта, а что стоит за нашими ощущениями неизвестно.

Философия просвещения

Борьба с  религиозными идеями за утверждение  роли человеческого разума, начатая  философами XVI-XVII вв., была продолжена в XVIII в. Этот век получил в истории название эпохи Просвещения. Борьба между религией и наукой, верой и разумом вступила, таким образом, в новый этап – этап утверждения атеизма. Борьба старого и нового проявилась так или иначе во всех европейских странах.

В Англии – в  антирелигиозных и антимонархических движениях, идейным обоснованием которых послужило творчество   Ф. Бекона и Дж. Локка.

Во Франции  – в массовых антифеодальных и  антиклерикальных выступлениях, в утверждении  идей материализма и атеизма, подготовивших  Великую французскую буржуазную революцию (1789-1794 г.).

В России – в  антикрепостнических восстаниях крестьян, а также в литературных выступлениях русских просветителей        П. Новикова и А. Радищева.

Просветительные идеи проникли и в Америку, где  их развивали Б. Франклин и Т. Джефферсон.

Это была великая  эпоха свершившегося наконец  выхода человечества из «состояния несовершеннолетия», в котором оно прибывала в  течение целого тысячелетия.

Огромную роль в развёртывании всех этих буржуазных событий сыграла философская мысль. И крупнейший вклад в её развитие внесли французские просветители. Первое поколение – Шарль Луи Монтескье (1689-1755 г.) и Вольтер (Франс Мари Аруэ) (1694-1778 г.), второе поколение – Жан-Жаком Русо (1712-1778 г.), Дени Дидро (1713-1784 г.) и Полем Анри Гольбахом (1723-1789 г.).

Информация о работе Краткий обзор философских школ