Круг проблем философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

1. Предмет философии. Круг основных философских проблем.
2. Проблема соотношения материального и идеального и ее решение различными философскими направлениями.
3. Основные функции философии. Значение философии для человека и общества.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 60.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Əмiрсеит Сауле Тобылкызы

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ИНОСТРАННЫЙ  ЯЗЫК: 2 ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКА

I КУРС

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА: 833612

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКРЫНСКИЙ И,

старший преподаватель кафедры

 ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК  КГПИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай,2013

 

ТЕМА I. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ  И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

ПЛАН:

1. Предмет философии. Круг основных  философских проблем.

          2. Проблема  соотношения материального и  идеального и ее решение   различными философскими направлениями.

3. Основные функции философии.  Значение философии для человека  и общества.

 

Введение

          Философия - общая теория мира  и человека в нем. Философия  и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. 
Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

 

1. Предмет философии

1. При всех изменениях, которые претерпел предмет философии за более чем две с половиной тысячи лет ее истории, в нем всегда сохранялось определенное достаточно прочное ядро. Именно наличие этого ядра роднило все философские системы и отличало их от всех других явлений духовной жизни. Прогресс философской мысли состоял, во-первых, в развитии и обогащении этого ядра, во-вторых, в освобождении данной формы общественного сознания от всего того, что находилось за его пределами. Конечным результатом было совпадение предмета философии с тем, что раньше существовало лишь в качестве его ядра. Произошло это с возникновением марксистской философии. Предмет марксистской философии есть предмет философии вообще в наиболее развитом и очищенном от всего постороннего виде.

2. Существует такой объект, который исследуется исключительно  лишь философией и никакой  другой наукой. Этот объект –  истина. Все науки ищут истину, но все они, исключая философию,  ищут истину в чем-то отличном  от истины. Философия ищет истину  об истине. Она является наукой  об истине, теорией истины. Такого  мнения придерживались, в частности,  Аристотель и Гегель. Философия  исследует процесс постижения  истины, т.е. является теорией  познания истины или просто  теорией познания (гносеологией). Исследуя процесс постижения истины, философия указывает путь, ведущий к ней, т.е. является методом познания истины, методологией.

3. Истина есть соответствие, совпадение между сознанием и  миром. Поэтому выявление сущности  истины предполагает определение  понятий «сознание» и «мир».  Но определить их /39/ можно только  одним способом – указав, которое  из них берется за первичное. Нельзя определить ни одного из этих двух понятий, не определив одновременно другого. Поэтому философия, являясь теорией познания, с неизбежностью представляет собой одновременно и общий взгляд на мир, т.е. мировоззрение. С точки зрения материализма вообще, диалектического материализма в частности, познание есть отражение объективного мира.

4. Познание начинается  с воздействия внешнего мира  на органы чувств. Чувственное  познание объективно по содержанию, субъективно по форме. Субъективность  чувственных образов означает  их зависимость от строения  и от состояния нервной системы  субъекта, но отнюдь не от его  воли. Поэтому никакого метода  чувственного познания существовать  не может.

5. Мышление также одновременно  и объективно, и субъективно. Но  специфически присущая ему субъективность  заключается вовсе не в зависимости  от состояния нервной системы  субъекта. Суть субъективности мышления  состоит в том, что оно представляет  собой целенаправленную, волевую  деятельность субъекта. Подобно  тому, как человек регулирует  и направляет движение рук,  преобразующих материальный объект, он регулирует и направляет  ход своих рассуждений. Кроме  физического труда, существует  труд умственный. Именно потому, что мышление есть субъективная  деятельность, перед человеком встает  проблема выявления и усвоения  правильного образа этой деятельности, истинного способа (метода) мышления, т.е. такого, который ведет к  истине. Нет никакого общего метода  познания, который не был бы  методом мышления. Философия, представляя  собой всеобщий метод познания  истины, с неизбежностью является  общим методом мышления. Выявление  истинного метода мышления предполагает  исследование самого мышления. Поэтому  философия необходимо представляет  науку о мышлении, но такую,  которая в отличие от других  наук, исследующих этот же объект, рассматривает его как процесс,  ведущий к истине. Иначе говоря, философия есть логика.

6. Но не всякая логика  есть философия. Кроме философской  логики, существует и иная –  формальная. Мышление есть объективный  процесс, облеченный в форму  субъективной деятельности. Формальная  логика рассматривает мышление  исключительно как субъективную  деятельность. Она исследует такие  формы, которые присущи только  мышлению, но не /40/ объективному  миру. Ее законы есть не что  иное, как правила, которыми должен  руководствоваться человек в  своей деятельности по сочетанию  как элементарных, так и сложных  мыслительных форм с тем, чтобы  она имела своим результатом  истину. Вполне понятно, что эти  законы присущи только мышлению, но не миру. Материалом, из которого  исходила формальная логика, был  в основном язык. Поэтому в  ней всегда были сильны номиналистические  тенденции. В дальнейшем они  столь возобладали, что, например, формальная логика теоретического  мышления во многом свелась  к анализу языка науки.

7. В отличие от формальной  логики философия, выступая в  качестве логики, подходит к мышлению  со стороны его содержания. Взятое  под таким углом зрения мышление  представляется как процесс усвоения  мира мышлением, вхождения мира  в мышление, воссоздания, воспроизведения  мира мышлением, достижения соответствия  между миром и сознанием, т.е.  постижения истины. Формальная логика, хотя она и выявляла правила,  которыми должно руководствоваться  мышление как субъективная деятельность, чтобы привести к истине, исследованием  самой истины не занималось. Философия  как логика является наукой  об истине, причем истине как  процессе. Она исследует мышление  как процесс воспроизведения  мира и раскрывает его законы. В процессе мышления вещи, которые  существовали только вне мышления, входят в мышление, становятся  содержанием мышления, появляются, возникают в мышлении. Вполне понятно, что вещь может возникнуть в мышлении такой, какой она является в действительности, лишь в том случае, если процесс ее возникновения в мышлении будет происходить по тем же законам, по каким эта вещь возникла в объективном мире. Логические процессы, воспроизводящие конкретные (исторические) объективные процессы, с неизбежностью должны развиваться по тем же законам, что и воспроизводимые ими объективные процессы. Но именно потому, что мышление, воспроизводящее мир, способно развиваться по законам всех без исключения конкретных объективных процессов, эти конкретные законы не являются его собственными законами. Собственными законами мышления, законами воспроизведения мира могут быть только такие, по которым развиваются все без исключения логические процессы независимо от их конкретного содержания, т.е. по которым развиваются все без исключения объективные процессы. Иначе говоря, собственными законами мышления как процесса воспроизведения мира являются наиболее общие законы всякого /41/ развития. Их принято именовать законами диалектики. Все это означает, что наука о наиболее общих законах развития (диалектика), наука о законах мышления (логика) и наука о законах познания (гносеология) совпадают, являются одной наукой [1, 301, 321]. Такое совпадение было достигнуто в диалектическом материализме, которое представляет тождество мировоззрения, теории мышления и метода познания. В отличие от формальной логики диалектический материализм или диалектическая логика строит свою систему на основе обобщения данных, доставляемых всеми конкретными науками, о природе, обществе и познании [1, 84].

8. Мышление как объективный  процесс есть явление чисто  социальное. Естественно, что проникнуть  в его сущность невозможно  без выявления сути общества, без открытия социальной формы  движения материи. Поэтому диалектический  материализм как диалектическая  логика, как наука об истине  с необходимостью является материализмом  и историческим.

 

В современной философии  существует целое течение — позитивизм, объявляющее проблемы философии  бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем в любой науке.

Основная проблема (или  основной вопрос) мировоззрения —  отношение человека к миру в целом. Мировоззрение есть общая картина мира, т. е. более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве, а также (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, как человечество; основной вопрос мировоззрения — это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого) (см.: Чанышев А.Н. «Эгейская предфилософия». М, 1970. С. 44).

По И.Канту (1724 — 1804), философия  является наукой «о последних целях  человеческого разума. Это высокое  понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие  вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что  я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?»  («Трактаты и письма». М., 1980. С. 331 — 332).

В книге А. Швейцера «Культура и этика» (русск. пер. М., 1973) названы следующие проблемы мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

В современной литературе формулируются такие проблемы: Как  дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается  Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы, отмечает А. Г. Спиркин, не могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции.

Важным источником мировоззрения и его проблем является бытие индивида, осмысление им своего существования, перспектив своего бытия.

Истоки мировоззрения  не замыкаются, однако, на индивидуальных потребностях души. Если уж каждый сознательный индивид стремится иметь мировоззрение, соответствующее его жизненному опыту, то это стремление тем более  оправдано для социальных групп, классов, имеющих свой исторический опыт. Социальная группа заинтересована в идеологии, обосновывающей ее положение  в мире (а не только в обществе), ее отношение к миру в целом. Для  каждой социальной группы существует познавательная проблема «разорванности» всего мира на духовное и материальное.

Широким источником философских  проблем является естествознание и  научно-технический прогресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности (или конечности) пространства, проблемы субъектно-объектных отношений при  познании микромира и т.п. Обилие проблем мировоззрения, рождаемых  естествознанием, побудило, например, А. Эйнштейна признать, что «всякая  физика есть метафизика».

Таким образом, главные истоки проблем мировоззрения: 1) индивидуально-экзистенциальные, 2) социально-классовые, 3) внутринаучные, 4) художественно-эстетические. Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются многообразной его деятельностью. Фактически любая сфера деятельности человека есть источник проблем мировоззрения, в то время как естествознание ограничено познанием неживой и живой природы и природного в человеческом существе. Эти проблемы не случайны, а необходимы, причем не в меньшей мере, чем проблемы физики, политэкономии или медицины. Философские проблемы возникали в прошлом, рождаются они и сейчас, особенно в социальной сфере. Много новых проблем, связанных с перспективами человеческой цивилизации (например, глобальные проблемы), требуют своего глубокого осмысления со стороны философов.

 

2. Проблема соотношения материального и идеального и ее решение  различными философскими направлениями.

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения  которой, в конечном счете, зависит  решение всех других философских  проблем, является вопрос об отношении  материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как  вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя», «материальное» в данном контексте употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание», «духовное» (идеальное). Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.

Информация о работе Круг проблем философии