Круг проблем философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

1. Предмет философии. Круг основных философских проблем.
2. Проблема соотношения материального и идеального и ее решение различными философскими направлениями.
3. Основные функции философии. Значение философии для человека и общества.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 60.60 Кб (Скачать файл)

Философия, будучи средством  выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

Характер усвоения философских  знаний зависит от способности философии  как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать  последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах  отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано  проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

Кроме того, философия формулирует  предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие  принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что  содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется  другой план реализации интегрирующей функции философии.

В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

С рассмотренными функциями  философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы. Такое воздействие для обеспечения его четкой направленности и получения определенных результатов должно быть организованным. Предварительное проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая совместно с другими науками призвана разрабатывать наиболее общие принципы и нормы, составляющие нормативный каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации экономического пространства. В более узком плане проектировочная функция философии реализуется в формировании образцов познавательной и практической деятельности. Рассмотрение функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира.

 

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

 Философия возникла в конце 7-6 в до н.э. Ф. относится к мировоззрению. Мировоззрение М совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем чел. В структуре М выделяются несколько составляющих а Мироощущение находится эмоционально-психологическая сторона М б Мировосприятие находится формирование познавательных образов на основе наглядных представлений.

в Миропонимание все взгляды, представления связанные с пониманием, с объективным. Ф. относится к миропониманию. Выделяют 2 основных уровня М обыденный сосредотачивает представления, взгляды, оценки каждого отдельного человека. Характер хаотичность представлений наличие заблуждений в рамках обыденного М догматичность представления, кот не подвергаются критике, устоявшиеся представления .

Теоретический уровень К нему относится Ф. Характерно построение цельной, структурной системы, стремление к истине, стремление избавиться от характеристик обыденного уровня. Характер все противоположное обыденному уровню. При соотношении Ф и М заметно, что Ф явл. в историческом смысле далеко не первым типом М, а самым поздним из всех существовавших. Самый первый тип

М миф. Миф особый тип М  для кот. характерны единство, слитность, нерасчлененность, универсальность. Представляет собой собрание всего, что знал чел о мире. Гл. ф-ция мифа регулирующая. В рамках мифов происходило накопление и сохранение знаний. При исследовании эпоса Гомера было обнаружено 30 практических мер врачевания найдена Троя. В 6 в до н.э. начинает появляться др тип мировоззрения

Религия. Оно близко к  мифическому, много сходств, но даже в современных религиях есть мифические представления. Самое главное отличие миф не разделяет земное естественное и сверхестественное, а религия четко их разделяет. Р в переводе означает благочестие. Р такой тип М для кот. характерно удвоение мира на мир естественный посюсторонний и мир сверхъестественный потусторонний . Гл. признак Р вера в реальное существование сверхъестественного.

Заключение

Каждый человек когда-нибудь в жизни задается вопросом: «Что такое философия? И зачем она  нужна?» Попытаемся дать ответ на этот вопрос. Философия, как наука  основывается на познании существа всего  мироздания. В своем отражении  она плотно переплетается со всеми  областями науки, искусства, религии, помогая человеку познать себя и  окружающий мир. Современная форма  философии значительно отличается от более ранних форм. Одним из ее главных достижений является цивилизованный подход к анализу процессов в  обществе и изменение принципа мировоззрения, согласно которому понимание мира происходит с включением в него человека.

В философии всегда рассматривалась  проблема человека в окружающем мире, в современной философии она  также играет ведущую роль. Современное  общество сегодня уходит от социализма и капитализма, но необходимо сохранить все позитивное, что было создано человеком в прошлом.

Со временем человек все  больше и больше осознает себя активным фактором окружающего мира и социальной среды. Это и определяет повышенные требования к современному человеку в плане его образования, нравственности и духовности, так как именно человек  является сознательным соучастником в  мировой эволюции. Именно повышение  этих качеств человека может действовать  на социальный строй как ортопедический матрас на позвоночник, укрепляя его  и предотвращая развитие нежелательных  болезней.

Современное человечество, перейдя на новый уровень развития, может значительно увеличить  шансы выхода из состояния глобального  кризиса. Все опасности реализации этой цели зависят в основном от самого человека, вернее от его невысокого уровня сознания, что обусловлено  недопониманием причин и механизмов действия природных, социальных и антропологических  явлений, как взаимодействия элементов  единого мира.

Если по каким-то причинам сегодня человечество лишится философии, то ее утрата станет причиной непоправимых последствий. Ведь именно, продолжая  развивать философию, люди не только увеличивают способности своего разума, но и нацеливают свои интеллектуальные возможности на понимание судьбы человечества. В двадцатом веке философы сделали множество открытий, которые  в будущем, безусловно, отразятся  на жизни человечества, позволяя избежать многих негативных последствий. Их можно  сравнить с приобретением матрасов оптом, чтобы положить их в те места, где чаще всего падают люди. Современные  философы смогли проникнуть в глубины  человеческого сознания, научились  определять его процессы, смогли убедиться  в больших возможностях человеческой психики. Определив человека, как  сознательно-деятельный фактор всего  сущего, возможно, им удастся предотвратить  многие кризисы и катастрофы, которые  могут произойти из-за человеческого  фактора. Хотя философия уже не влияет на людей так, как столетия назад (например, в Китае целая религия, основанная на размышлениях великого философа Конфуция), все-таки нельзя недооценивать  ее роль влияния на формирование каждого  человека и социума

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Учебные пособия №  16, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 28, 29, 32.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. С.14-26.

Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч.1. Разд.1.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

 

373.Материалистическое осмысление бытия:

                 5. Возможные миры.

374. Научное определение бытия:

               5. Мир разума.

375. . Определение бытия:

                 4. Независимая от человека, развивающаяся реальность.

376. Определение бытия  впервые дал:

                 2. Парменид.

  377. Определение онтологии:

                 1. Учение о бытии.

378. Центральной идеей  Парменида является соотношение:

                 1. Мышления и бытия.

379. «Логос»,  согласно  Гераклиту:

                  Всеобщий закон.

380. «Монада» в системе  Лейбница:

               Простая субстанция.

381. Субстанции, выделяемые  Р. Декартом:

Мыслящая  и  протяжённая. 

382. Философ, признающий  одну субстанцию Бог или природа: 

                 3. Спиноза.

383. Философское толкование  времени:

               Форма координации сменяющих объектов и их состояний.

384. Суть категории   «Dasein»  в философии Хайдеггера:

                  Бытие человека.

385. Учение Декарта о  субстанции: 

                      Монизм.

386. Основные формы бытия:

                 1. Вещей (тел), процессов, человека, духовного (идеального), социального.

387. Субъективно-идеалистическая трактовка бытия:

                 1. Быть, значит существовать.

388. Категория «материя»  обозначает реальность:

                                 5. Объективную.

389. Философское понимание  материи: 

                 4. Вещество.

  390. Сферы материи:

                       Ощущение, восприятие, представление.

391. Учение о дискретном  строении материи:

                 2. Атомизм.

392. Слово «материя» в  переводе с латинского языка  означает:

                 4. «Ткань».

393. Форма:

                          Структура предмета.

394. Уровни организации  неживых систем:

                              Биоценоз

395. Способ существования  материи:

                 1. Движение.

396.  Движение:

                 2. Изменение вообще.

397. Научно-философское понимание  пространства и времени:

                 1. Формы субъективных переживаний.

Информация о работе Круг проблем философии